Сюжеты

ПОЧЕМУ МАЛЫШ ДРУЖИТ С КАРЛОМ МАРКСОМ, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕ?

Этот материал вышел в № 39 от 02 Июня 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Вы знаете, почему Малыш дружит с Карлом Марксом, который живет на крыше? Кто такой «Тонкий Кот» Сервантеса? И что за китаец Фон Физ Ин написал роман «Водоросль»? Все это запросы юных читателей, собранные библиотекарями на www.bibliogid.ru....


       

   
       Вы знаете, почему Малыш дружит с Карлом Марксом, который живет на крыше? Кто такой «Тонкий Кот» Сервантеса? И что за китаец Фон Физ Ин написал роман «Водоросль»?
       Все это запросы юных читателей, собранные библиотекарями на www.bibliogid.ru. Чтобы случайные ошибки не стали закономерными, нужно, чтобы дети читали. А чтобы дети читали, нужны библиотеки.
       В Российской государственной детской библиотеке 50 000 читателей. Каждый день — 2000—2500 посещений. Отличное здание в центре Москвы. Работают психологи: помогают детям выбрать профессию или снять напряжение, появившееся в отношениях со взрослыми. Постоянно меняются выставки художников-оформителей детской книги.
       В «Гайдаровке» — Центральной городской детской библиотеке — тоже уют и красота. Журчит фонтанчик, машет над ним крыльями деревянная птица, новые книжки, удобный компьютерный класс.
       В общем, в этих библиотеках — как в доброй сказке.
       «Нас очень хорошо финансируют. Мы получаем деньги от Министерства культуры, нашего учредителя. Мы выписываем 220 названий только периодики, — рассказывает Лидия Михайловна Жаркова, директор РГДБ, — но далеко не везде есть деньги на книги. В сельских библиотеках — просто катастрофа. Есть такие сельские библиотеки, в которые вообще не приходит ни одной газеты. Или 2—3 газеты и ни одной книги».
       Недавно Лидия Михайловна получила письмо из села Верх-Бело-Ануй Усть-Канского района Республики Алтай.
       «Дорогая Детская библиотека! С низким земным поклоном к тебе сельский библиотекарь из далекого Горного Алтая Мардарь Галина Ивановна.
       …Все книги для детей я из дома принесла в детскую библиотеку, где работаю вот уже 20 лет. 3-й год выписываем газеты и журналы на собственные средства. ... В селе нет ни сельсовета, ни колхоза, нет радио, почты и многого другого. Но зато есть дети… У нас школьников — 120…»

       — Иногда таким библиотекам удается помочь, но мы не можем помочь всем, — рассказывает Альбина Васильевна Ситиленкова, директор «Гайдаровки». — Из наших фондов уже несколько раз отправляли книги в сельские библиотеки, в больницы, в Чечню, в колонии.
       В окружных московских библиотеках, которые напрямую не финансируют ни правительство Москвы, ни Министерство культуры, ситуация ненамного лучше, чем в сельских.
       Ни в одной из окружных библиотек средняя зарплата библиотекаря не составляет 1600 рублей (!). Самая большая зарплата заведующей — 2500 рублей. Работают люди старше среднего возраста. Часто — пенсионеры со стажем работы 30—35 лет. Они сокрушаются: «Что будет, когда мы уйдем, непонятно».
       — Поступление детских книг в библиотеки — палка о двух концах. Иногда приходят такие книжки, которые я бы вообще детям в руки не дала! — возмущается Альбина Васильевна Ситиленкова. — Вот, например, объявляется такой автор, Владимир Писарев. Пишет Лужкову письмо: «Примите в дар для детских библиотек от меня две тысячи книг». Лужков распоряжается. Мы принимаем, начинаем читать — и… это не книги, это — безобразие! Теперь не знаем, куда их пристроить. Или вот еще (Альбина Васильевна протягивает мне книгу).
       С большим удивлением читаю вынесенный на обложку шедевр:
       
       Вам ведь бабушки читали
       Михалкова, Маршака?
       Я хочу, чтоб вы узнали
       И меня, Малынщука.

       
       Системы заказов на художественную литературу для школьных библиотек не существует. Ее просто присылают произвольным набором на определенную сумму.
       Вот, например, что прислали в качестве художественной литературы в библиотеку средней школы № 15 за три месяца: Е. Бачурин «Я ваша тень» — книга стихов и песен (с нотами), альбом «Исторические границы Москвы», «Красная книга города Москвы», «Плакаты военной Москвы», «Студия рисунка в Староконюшенном», «Солдаты XX века», «Суворов» — все книги отлично изданные, дорогие и... Ну, может, «Суворова» кто и пролистает, готовясь к уроку истории… Плюс брошюры и периодические издания. Журнал для детского чтения приходит один — «Кукумбер», в одном экземпляре. Журналы «Этносфера», «Российский адвокат» (!), «Московская школа» (ни разу не прочитал ни один учитель) — в нескольких экземплярах. На каждое наименование уходит около трехсот рублей. Сколько действительно нужных и интересных детских книжек можно было купить для школьной библиотеки на эти бездарно потраченные деньги?
       Из новинок, пришедших в школу, — «Над чем смеется Петросян?». Понять, над чем же он все-таки смеется, можно, видимо, лишь только разузнав, как удается пробивать огромные заказы на такие книги.
       То, что дети не читают, — это миф, отчасти созданный журналистами.
       — Мы собираем всю статистику в стране, — говорит Лидия Михайловна Жаркова, — и по этой статистике дети не стали брать меньше литературы. Другое дело, что чтение стало другим. Мало берут книг художественных, для души. Больше — для помощи в изучении предметов, которые они проходят в школе.
       На то, что 70—80% книг, которые берут дети, — это школьная программа, жалуются во всех библиотеках. Если кто и созревает почитать что-нибудь для себя, то берет детские детективы, бубль-гам для мозгов, иногда — фантастику. Но есть и такие дети, которые читают действительно очень хорошую литературу, но их мало.
       Радует то, что сейчас начали читать первоклашки-второклашки, родившиеся уже в век компьютеров. Для их родителей компьютер — не новинка, а быт. Они научились правильно дозировать компьютерное и телевизионное время, у ребят появилось время на книжки.
       
       ...Работник читального зала ведет по библиотеке экскурсию второклассников. Всем все нравится, дети дружно восклицают: «Вау!». На десятом «Вау!» библиотекарь теряет терпение:
       — Ребята, ну почему же «Вау»?.. Неужели в русском языке нет ни одного слова, которое выражает радость, восторг?.. Кто знает такое слово?..
       Гробовая тишина. Наконец второклассник тянет руку:
       — Я знаю!
       Ребенок делает шаг вперед и радостно выкрикивает:
       — Yes!!!
       (История с сайта РГДБ www.bibliogid.ru).
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera