Сюжеты

ФОТОГРАФИИ, ПРОДОЛЖЕННЫЕ ВО ВРЕМЕНИ

Этот материал вышел в № 39 от 02 Июня 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В «Отце и сыне» Сокуров пытался показать «святой дух» Четвертый раз Александр Сокуров нехотя (умоляют продюсеры) представлял свои работы на официальном каннском конкурсе. Новая картина режиссера «Отец и сын» — средняя часть очередной...


В «Отце и сыне» Сокуров пытался показать «святой дух»
       

  
       Четвертый раз Александр Сокуров нехотя (умоляют продюсеры) представлял свои работы на официальном каннском конкурсе. Новая картина режиссера «Отец и сын» — средняя часть очередной трилогии. Не политической — глубоко внутрисемейной. О тонкой материи взаимоотношений.
       «Сплетенье рук, сплетенье ног...». Даже если не пастернаковские строки навеяли автору решение пролога, то для зрителя они звучат аккомпанементом к взволнованному шепоту, к тонущему в розово-кофейном мареве дуэту тел: буквально рук и ног. Но Сокуров как раз сочинял кино про «судьбы сплетенье» еще молодого (под сорок отца) и уже возмужавшего (под двадцать) сына. Отец успокаивает сына, измученного ночными кошмарами.
       Вопросы журналистов о гомоэротическом флере фильма вызывали у автора оторопь, граничащую с возмущением. Он дал понять, что это испорченность современного европейского кино, безнравственность, ведущая в тупик. Сокуров снимал высоконравственное кино о неоплаченных долгах детей родителям. Самая сильная сторона этой картины – ее визуальное решение. Если говорить о «картинке», то временами от нее не оторвать взгляда. Мастер киноживописи Сокуров привычно предпочитает статику, длительную протяженность планов.
       В фильме возникает приморский город-фантом, лишенный людей, с круглыми черепичными крышами, с изломанными перспективами кривых улочек, по которым извивается трамвай. Наверху, на крышах, герои гоняют мяч.
       Сокурову скучно снимать «просто кино», он сочиняет продолженные во времени фотографии. И когда в кадре нет актеров, они просто великолепны. Именно тонированные пейзажи дарят столь желанную для режиссера главную интонацию картины — нежность. Ключевое слово. Ибо фильм режиссера не столько про «Отца и сына», сколько про «святой дух», который, по Сокурову, и есть нежность.
       Остальное в этом кино довольно туманно и невнятно. Диалоги подчеркнуто примитивны и бессмысленны. Актеры «хлопочут лицом» и переигрывают. (Кстати, став немой, картина бы много выиграла.) Но кажется, режиссера это не тревожит. При желании можно придумывать некие сюжеты, дорисовывать смысловые связи. Желающих в огромной армии поклонников режиссера найдется немерено. Вот и жюри ФИПРЕССИ, возглавляемое Андреем Плаховым, фильм отметило за «блестящее изображение и оригинальный режиссерский способ описания мощной связи, которая объединяет отца и сына».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera