Сюжеты

ЕВРЕИ КАВКАЗСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

Этот материал вышел в № 41 от 09 Июня 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Жителям Йошкар-Олы разъясняют, кого бить и кого спасать В дни магнитных бурь и на переломах погоды в тихом городе Йошкар-Оле обостряются национальные проблемы. Нет, с виду тут все спокойно. Гуляют люди с собачками, и никто не кричит им...


Жителям Йошкар-Олы разъясняют, кого бить и кого спасать
       
       В дни магнитных бурь и на переломах погоды в тихом городе Йошкар-Оле обостряются национальные проблемы. Нет, с виду тут все спокойно. Гуляют люди с собачками, и никто не кричит им вслед, что кавказскую овчарку следует выдворить из города и что Россия – для русских лаек. И даже доберманов, чья порода на слух воспринимается весьма подозрительно, никто не требует отправить на их историческую родину. К собакам пока претензий нет. С людьми дело похуже. Вот кто-то изрисовал грубыми ругательствами здание Еврейского общинного центра. Самое доброжелательное слово на стене – «суки». Или это все же к собакам относится?
       
       Наше — вам. С кистью
       Как в Йошкар-Оле найти прокуратуру? Это просто. Нужно пройти мимо дома с шестиконечной звездой и надписью, поясняющей, кого надо бить, чтобы спасти Россию. Потом свернуть налево и двигаться к дому, где под аркой начертаны рекомендации по очистке города от лиц, у которых одна из частей тела избыточно смуглого цвета. Дальше будет забор, где для тех, кто еще не сориентировался, аналогичные надписи сделаны более крупно и доходчиво. Ну а там до прокуратуры несколько шагов, но делать их не стоит. В прокуратуру уже обращались активисты местной общественной организации «Человек и закон». Им пояснили, что возбуждать дело по фактам разжигания национальной розни нет оснований.
       Ну то есть не надо сгущать краски. Наоборот, краски следует развести и замазать ими надписи, позорящие город своей неграмотностью и наводящие тень на национальный плетень. Вот, скажем, намалевали шестиконечную звезду и слово «смерть» на доме прямо под мемориальной доской, извещающей, что улица названа в честь композитора Якова Эшпая. Вроде бы намекнули, что человеку с такой фамилией лучше лишний раз из-за рояля не выглядывать, но промашка с национальностью композитора вышла чудовищная. Видимо, никто не объяснил рисующим, что скончавшийся сорок лет назад музыкант-фольклорист Яков Эшпай – гордость марийского народа. Как и его сын, ныне здравствующий Андрей Эшпай, написавший много хорошей музыки, в том числе и пронзительную песню «Сережка с Малой Бронной».
       Итак, надписи на стенах было решено закрашивать — прокуратура дала такое предписание жилкомхозу. Ну а члены организации «Человек и закон» не стали дожидаться, когда муниципальное предприятие справится со скучным поручением. Они сами обходят город с банкой краски и закрашивают призывы бить и спасать.
       «И помнит мир спасенный…» – поется в песне Андрея Эшпая. Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой тоже спасали Россию. Помнит ли она – от кого?
       
       Битый птицевод
       И 83-летний житель Йошкар-Олы Лев Натанович Вейцман, как мог, спасал Россию – в 1941 году студент биологического факультета МГУ добровольцем ушел на фронт. Потом были госпиталь, учеба и работа в Институте генетики. Чем мог заниматься молодой ученый Вейцман в эпоху борьбы советской науки с пресловутым вейсманизмом-морганизмом? Ясное дело — разводить «вейцманизм». Видимо, за это (других причин не было) его, фронтовика, и выгнали из института, и следующие три года он насаждал свой «вейцманизм» уже в качестве грузчика.
       Имя Льва Вейцмана, как и Якова и Андрея Эшпаев, упоминается в Большой советской энциклопедии. Профессор из Йошкар-Олы – крупнейший в стране специалист по разведению цесарок. Эта птица, которую Вейцман называет двоюродной сестрой курицы, теперь обитает не только в саваннах и кустарниках к югу от Сахары, но и на Акашевской птицефабрике к востоку от Йошкар-Олы. Первая отечественная порода цесарок под названием «волжская белая» выведена им, Львом Вейцманом, от которого, как теперь выясняется, желательно очистить столицу Марийской Республики. Чтобы лучше жилось оставшимся.
       Опять-таки не будем сгущать и перегибать. Надо видеть, каким уважением пользуется на птицефабрике пожилой профессор в стареньком пальто. Надо принять во внимание, что совсем недавно, перед Днем Победы, в еврейскую общину приехал главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл Валериан Егоров и с добрыми пожеланиями вручил Льву Натановичу памятный нагрудный знак «За мужество и любовь к Отечеству», учрежденный Международным общественным фондом имени Георгия Жукова.
       Однако из песни слова не выкинешь, а со стены слова стереть не успеешь. К моменту визита высокого федерального чиновника в общину все задушевные призывы и угрозы красовались на стенах здания, дверях и даже на соседнем металлическом гараже. Тоже своего рода памятные знаки.
       
       Пристально, как при Сталине
       Кавказцев в Йошкар-Оле считают по осени. Осенью прошлого года, когда страна переживала «Норд-Ост», официальная газета «Марийская правда» дала подробную выкладку: сколько кавказцев в республике живет и чем они тут занимаются. Неожиданно выяснилось, что грузины, которых мы по наивности считали нацией художников и музыкантов, — непревзойденные мастера по угону автотранспорта. Дагестанцы, легковерно принимаемые нами за поэтов, чеканщиков и резчиков по дереву, оказывается, крупные спецы в сфере вымогательства. Ну и так далее, вплоть до чеченцев, от которых, само собой, можно ждать любых неприятностей. Газета эффектно заявила: «В Марий Эл жили и Дудаев, и Басаев, а Усам живет в ней до сих пор». Ясно, первые двое были однофамильцами известных чеченских лидеров, а владелец магазина Усам Элиханов оказался выпускником Уральского политехнического и спортсменом-каратистом, имеющим репутацию порядочного человека, но очень уж кстати подвернувшимся для производственных нужд газеты.
       «Когда на территории республики проживало порядка 80 чеченцев, — говорится в статье, — за ними пристально наблюдали сотрудники правоохранительных органов и спецслужб. Война уже шла, поэтому и от наших чеченцев ждали гадостей. Тогда следить за ними была возможность. Теперь, когда их число увеличилось в несколько раз, контролировать ситуацию нереально. Однако наиболее активные члены диаспоры остаются в поле зрения спецслужб. Жизнь заставляет».
       Жизнь заставляет сделать предположение, что далеко нам до решения межнациональных проблем, если за каждым из 80 чеченцев «пристально наблюдали» только потому, что они — чеченцы. Тут, видимо, возможно лишь поэтапное урегулирование: допустим, если спецслужбы наблюдают за 60 чеченцами из 80, – это мир, за 40 – это сотрудничество, за 20 – это нерушимая дружба.
       
       За счастье без дружбы
       — Мы провели мониторинг: «Проявление национализма, нетерпимости и ксенофобии на территории Республики Марий Эл», — рассказывают руководители организации «Человек и закон» Ирина и Сергей Подузовы. – Было выявлено несколько групп людей, пропагандирующих насилие. В первую очередь это незарегистрированное, но действующее отделение РНЕ, потом скинхеды и отделение концептуальной партии «Единение».
       Не так давно те же активисты РНЕ во всем черном маршировали по улицам, и при их виде у кормящих матерей пропадало молоко. Сейчас они заметно повзрослели и посолиднели. Как и их фактические единомышленники из «Единения», они намерены не пугать прохожих, а усилить пропаганду своих идей и внедриться во власть. Впрочем, власть у нас такова, что прийти к ней можно и безо всяких идей. А уж с такими идеями, которые излагаются на заборах, иной кандидат вполне может выглядеть борцом за счастье народа.
       Ну а быть борцом за дружбу народов нынче нерентабельно. Что вообще такое – дружба народов? Что-то знакомое? Ну конечно: так назывался орден, которым в свое время была награждена Марийская Республика.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera