Сюжеты

ПЕРВЫЙ РАЗ О ЛЮБВИ

Этот материал вышел в № 41 от 09 Июня 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Шестой фильм известного кинодокумен-талиста Тофика Шахвердиева из цикла «Детство» посвящен любви. Автор снял его в своей традиции — по законам художественного кино В кадре мальчишка — веселые глаза, озорная улыбка. «И тут она кричит:...


Шестой фильм известного кинодокумен-талиста Тофика Шахвердиева из цикла «Детство» посвящен любви. Автор снял его в своей традиции — по законам художественного кино
       
       В кадре мальчишка — веселые глаза, озорная улыбка. «И тут она кричит: «Жень, я люблю тебя!» Я думаю, в каком она смысле? Я точно понял, что она меня любит, она сказала, что она меня любит. А как она меня любит, чего она меня любит, ничего я не выяснил…»
       Или вот маленькая девочка, загибая пальчики: «Я маме сказала: мам, кого лучше выбрать – Кирилла, Андрея, Ваньку, Женьку или кого? У меня много их было. Мальчиков десять…»
       Двое уединились в игровой комнате. Мужской разговор.
       — Так, значит, ты Наташу любишь?
       — Да-а.
       — Ну, и как она?
       — Ой, атас!
       — Собираешься мне уступить?
       — Вряд ли.
       — Я с ней и дружу, и люблю ее.
       — А у меня одна проблема: я ее только люблю.
       — Нормально… То есть как это?
       Детям не нужен повод, чтобы говорить о любви. Для них она естественна, как воздух. Это взрослым необходимы какие-нибудь веские причины или календарные даты. Тема уж больно немодная. Теперь все больше о деньгах…
       «О любви» – шестой документальный фильм из цикла «Детство», снимаемого по заказу ТВС. Автор фильмов – известный режиссер, сценарист, оператор, журналист и фотохудожник Тофик Шахвердиев. В этом цикле режиссер снял «Надувные шарики» – о беспризорниках с вокзала, нюхающих клей; «Чтобы люди хлопали» – о маленьких балетных танцорах; «Убить человека» – об осужденных девочках; «Красно-белые» – о спартаковских фанатах; «Два мальчика, которые не пьют» – о сельской жизни двух ребят.
       И вот – шестая работа цикла. Самая трогательная и самая человечная.
       Московская общеобразовательная школа. Начальные классы. Дети – все разные: шалуны, зазнайки, кудрявые, очкарики. Решают одни и те же задачки: про бутерброды да про яблоки, как пишется «молоко», где стоять запятой, с кем дружить и кого любить. С яблоками попроще, тут чистая арифметика. Любовь требует иного усилия. Но оно им по плечу. И по душе.
       Женьке восемь. В три года на приеме у врача он попросил: «Вы внимательно посмотрите, у меня там одно сердце или несколько? Как будто несколько. Я такой любвеобильный…» Были девочки, была Аня, а потом Женя полюбил Наташу. Подарил ей духи и помаду. Она хотела вернуть подарок, но он «как мальчик» не взял. Тогда она сразу распаковала помаду, накрасила губы и расцеловала Женю в щеки, в губы, в лоб. Пришлось идти в умывальню…
       — Ну, в общем, любовь, – определяет Женя, — это когда мальчик любит девочку и девочка любит мальчика. Вначале они это скрывают, конечно. Не то что в открытую, как мы с Наташей. Мы все в первом классе сделали, чтоб потом вот с ТАКОЙ душой не жить.
       У Женьки, похоже, и впрямь не одно сердце. Его хватает на многое: читать, любить Наташу, дружить с Женечкой и Аней, играть в мячи, смотреть программу «Время», пародировать Ельцина, ДеЦЛа и Путина, петь. Все умеет. Только ходить не может. Передвигается с трудом, на коленях. Выводя к доске, учительница берет его под мышки и несет, как тряпичную куколку. Когда на новогоднем утреннике захотел станцевать, мама взяла на руки и понесла его под музыку по кругу. Он сидел такой радостный, в костюме астронома — темно-синем, с золотыми звездами …
       Камера Тофика Шахвердиева – точный оптический прибор, приближающий и укрупняющий то, что ты, возможно, видел – и не обращал внимания, или не видел никогда, потому что нелюбопытен. Так вот же, смотри: это — реальность, люди, их эмоции и реакции, факты и события, суровая правда бытия – и с лица, и с изнанки.
       Документалистика бывает безжалостной. Как и сама жизнь. Непонятно (да и кто ответит?), почему мальчишка с рождения лишен простой возможности – ходить? За что все это его родителям? Кто устроил мир таким? Предусмотрена ли в нем справедливость?
       А почему прекрасная, солнечная девочка Женечка родилась без обеих рук? Родители тут же подписали отказ. Ее воспитывает бабушка: «Ну и что, что без рук? Был бы человек хороший. Другие без мозгов живут – и ничего… У нас нету слова «инвалид». Она выучится – переводчиком будет. Или художником. Говорит, я буду вас кормить». Женя все делает ногами: чистит зубы, умывается, ест, шьет, пишет, печатает на компьютере. Бабушка вяжет специальные носки: чтобы были открыты пальчики. Девчонка молодец, хорошо учится. Из мальчиков ей нравится Эдик…
       Автор спрашивает Женю: «Скажи, а ты чем-то отличаешься от других девочек?» Девочка ненадолго задумывается, потом отвечает: «Я думаю, что, кажется, отличаюсь… Глазами… У кого синие, у кого серые…»
       Может быть, этим детям очень повезет в жизни. Возможно, обнимающая их сейчас любовь и есть та самая справедливость, которая искупает и восполняет недостающее. И пока любовь есть, они дышат.
       В фильме нет титров или комментариев. Герой, кадр и монтаж говорят сами за себя. В итоге выходит больше чем просто документальная работа. Шахвердиев сам признается: «Я строю свои фильмы по законам художественного кино...»
       Получается охудожествленная жизнь.
       В общем-то, она такая и есть. Просто мы не всегда замечаем.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera