Сюжеты

ПРЕМИЯ им. ПОТЕМКИНА

Этот материал вышел в № 41 от 09 Июня 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Лауреаты «Дебюта» известны заранее, а теперь начинается конкурс? Премиальный сезон нынешнего года открылся пресс-конференцией независимой литературной премии «Дебют», которая с 1 июня принимает на рассмотрение по пяти номинациям (крупная...


Лауреаты «Дебюта» известны заранее, а теперь начинается конкурс?
       
       Премиальный сезон нынешнего года открылся пресс-конференцией независимой литературной премии «Дебют», которая с 1 июня принимает на рассмотрение по пяти номинациям (крупная проза, малая проза, поэзия, драматургия, фантастика) литературные труды, созданные на русском языке писателями не старше 25 лет. Ровно год назад координатор премии Ольга Славникова заявила, что «Дебют» — «это не просто очередной литературный конкурс; это, с одной стороны, огромная поисковая программа, с другой — mеssage, который говорит молодым людям: литература существует, есть смысл писать художественные тексты, они где-то востребованы».
       Где находится это «где-то», сказать несложно: там же, где всегда, — в журнале, издательстве, литературной студии, школьном поэтическом кружке, но у многих и многих ребят нет в школе литературного кружка, нет возможности посещать студию, нет смелости послать рукопись в толстый журнал.
       Они действительно могут вообразить, наивные, что это «где-то» находится в «Дебюте», и отправят на авторитетный, как им будет казаться, суд свои «зеленые» опыты. Может быть, кто знает, отмеченные присутствием Аполлона.
       Только рассматривать их никто не станет, никто не укажет на ошибки и совета не даст («присланные на соискание премии «Дебют» произведения не рецензируются и не возвращаются»). Опусы доверчивых ребят всего лишь подсчитают — очень приблизительно, но с широковещательным объявлением гигантских цифр. И отправят в корзину.
       «Дебют» — грандиозное и амбициозное предприятие. «В 2001 и 2002 годах на соискание премии было прислано более 35 тысяч работ разных жанров», — гордо сообщает пресс-релиз, противореча, между прочим, рекламному буклету, где работы 2002 года сосчитаны иначе — 32 тысячи. В жюри приглашаются действительно авторитетные мастера (в нынешнем году в жюри под председательством Евгения Рейна вошли Леонид Костюков, Ольга Кучкина, Евгений Попов и Михаил Успенский). Но атмосфера фальши с первого года существования премии окружает это мероприятие.
       Можно спорить о том, «развращает» ли «Дебют» юных победителей, объявляя их «классиками ХХI века». Думаю, что да, но сейчас речь не об этом. Юных победителей окажется полтора десятка, а остальным трем десяткам тысяч «Дебют» отправит совсем иной mеssage. Тот самый, которого больше всего боится молодняк: «никому вы не нужны с вашими писаниями и надеждами».
       Предварительную экспертизу работ проводят так называемые «ридеры». В рекламном буклете сказано: они должны прочесть сочинение и «представить свое решение администрации премии в установленной форме: с оценкой текста по десятибалльной шкале и краткой рецензией-аннотацией».
       Но кроме рекламного буклета существуют все-таки здравый смысл, таблица умножения и неизменяемое количество часов в сутках.
       Кто такие «ридеры» и сколько их, добивалась я на пресс-конференции от координатора премии. И слышала в ответ, что имена «ридеров» — абсолютная тайна, что количество их зависит от месяца: «в июне 6—7 человек, в августе больше, потому что на август приходится пик поступлений».
       — Что значит «больше»? Сколько их было в прошлом году, можно сказать?
       — Сто двадцать пять вас устроит?
       Пока я не разучусь считать, не устроит, потому что на каждого «ридера» в таком случае приходится по 280 работ, а честно прочесть такую гору текстов (навыки скорочтения для мало-мальски художественных текстов не годятся) и написать «краткую рецензию-аннотацию» невозможно никак.
       Впрочем, по окончании официальной части ко мне подошел молодой коллега и сообщил, выдавая тайну, что был «ридером»: «Я прочитал пять тысяч рукописей — ничего в этом сложного нет! Почему вы удивляетесь? Почему невозможно?». Поистине феномен: уделяя каждой рукописи по десять, допустим, минут, героический «ридер» должен был не емши, не спамши, а только читамши провести больше тридцати суток над текстами дебютантов.
       Но хватит про таблицу умножения. Фальшь и так очевидна. Андрей Немзер еще о первом «Дебюте» резко писал, что все эти десятки тысяч сочинений — просто дымовая завеса для продвижения «своих».
       На пресс-конференции один из членов жюри преспокойно заявил, что вот, мол, его ученица написала очень талантливую пьесу, а он, мол, размышлял, кому этот шедевр предложить, а теперь не сомневается — «Дебюту». И мы не сомневаемся: эта пьеса в корзину не полетит.
       Но вы же понимаете, убеждали меня, в основном приходит откровенная графомания, которая отсеивается сразу. Нет, не понимаю: положение о премии требует оценки всех поступивших работ в «установленной форме» и ничего не говорит об «отсеивании сразу».
       ...Игра на доверчивости юных сочинителей глаза колет.
       Ребят жалко.
       Премиальный сезон открыт.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera