Сюжеты

ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ДЛЯ НАС ВАЖНЕЙШЕЕ — «СТРЕЛЯЛКА»

Этот материал вышел в № 41 от 09 Июня 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Премия «Национальный бестселлер» присуждена за голливудский боевик-ужастик? Третья церемония присуждения ежегодной литературной премии «Национальный бестселлер» состоялась в Петербурге 30 мая, в самый разгар празднования трехсотлетнего...


Премия «Национальный бестселлер» присуждена за голливудский боевик-ужастик?
       
       Третья церемония присуждения ежегодной литературной премии «Национальный бестселлер» состоялась в Петербурге 30 мая, в самый разгар празднования трехсотлетнего юбилея города, что придавало ей дополнительную значительность.
       Кто же проснется знаменитым, чей шедевр двинется в массы? Премиальные правила предполагают, что произведение лауреата будет напечатано пятидесятитысячным тиражом. Плюс мощная рекламная кампания. Итак, кто же и что же?
       
       Идея премии «Национальный бестселлер» вызывает искреннюю симпатию. В ситуации огромного предложения книг и журнальных текстов привлечь внимание публики к достойному, яркому произведению, сотворить из него бестселлер – да, это поистине благое дело. Ведь немалое количество интереснейших произведений остаются несправедливо незамеченными, порождая неприятнейшую иллюзию «падения», «иссыхания» современной литературы.
       Силы пиара можно с успехом направить на решение культурной задачи – вот и огромный успех просветительского «сериала» по роману Достоевского «Идиот» убедительно это доказывает.
       Вызывает симпатию и принцип «прозрачности» премиального сюжета. Сто номинаторов, приглашенных по принципу «репрезентативности» (левые и правые, центр и провинция, архаисты и новаторы, молодые и не очень, «сетевики» и «журнальщики»...), выдвигают на соискание премии опубликованные тексты и рукописи – выдвигают открыто: кто кого назвал – пожалуйста, читайте. Большое жюри открыто формирует шорт-лист: кто как проголосовал – пожалуйста, знакомьтесь. И шесть членов малого жюри тоже открыто объявляют и обосновывают свой выбор прямо на заключительной церемонии.
       При первом присуждении премии эта трехступенчатая «ракета» запустила на орбиту действительно яркий спутник – остросюжетный интеллектуальный исторический роман Леонида Юзефовича «Князь ветра», достойный быть «национальным бестселлером». Во второй раз все пошло кувырком. Победителей оказалось двое, но о сочинениях того и другого лауреата можно было сказать только одно: оба хуже... что «Господин Гексоген» маститого Александра Проханова, что «Дай мне» девочки Ирины Денежкиной. На этот раз оба победителя входили в малое жюри и вещали голосом судьбы.
       В шорт-лист 2003 года вошли шесть произведений: «голово[ломка}» Гаррос-Евдокимова, «Орфография» Дмитрия Быкова, «Бом-бом» Павла Крусанова, «Прощание с телом» Сергея Коровина, «Крест» Вячеслава Дегтева, «Мой-мой» Владимира Яременко-Толстого. Два последних сочинения находятся за пределами чего бы то ни было, а не только литературы.
       Почетным председателем жюри был на этот раз Валентин Юдашкин. Он откровенно и дословно заявил, что решительно ничего не понимает в этом деле, но счастлив быть на такой эстетской тусовке. В ответ на эти слова половина зала поежилась, половина закричала: «Вау!». Под те же крики «Вау!» победителем и, следовательно, национальным в ближайшем будущем бестселлером стал роман Гаррос-Евдокимова «голово[ломка]».
       Писатель Гаррос-Евдокимов – это молодые рижские журналисты, соавторы Александр Гаррос и Алексей Евдокимов. Принимая поздравления, они с некоторой растерянностью говорили, что «роман Димы Быкова лучше, чем наш». Суровой реальности это, несомненно, соответствует.
       «голово[ломка]» – это вполне обыкновенный коммерческий триллер, несколько повыше среднего уровня, повествующий о том, как сотрудник пресс-службы некоего банка превратился – то ли реально, то ли виртуально – в неуловимого мстителя, супермена-палача, который перемолотил на глазах у читателя целый выводок всяких нехороших дядей, которые мешали жить хорошим ребятам. На мой вкус, это больше всего напоминает дурные, но понятные мальчишечьи фантазии, как было бы здорово треснуть по башке проклятую математичку.
       Лучше меня разбирающиеся в молодежной субкультуре коллеги объясняют, что «голово[ломка]» больше всего напоминает компьютерные игрушки и голливудские боевики-ужастики. В общем, вовсе не бесталанно, местами забавно, с морально-правовой точки зрения, если подходить к ситуации с педагогической серьезностью, – сущее безобразие, но серьезный подход исключается пародийностью повествования.
       Для резвящихся интернет-мальчиков «голово[ломка]» и в самом деле, вероятно, может быть любопытным чтением: они понимают, что в ней пародируется и над чем надо смеяться. Но бестселлером? На-цио-наль-ным?
       Член жюри Александр Привалов, голосуя за Гаррос-Евдокимова, сказал при этом ужасную для финалистов вещь: «Абсолютно все произведения из шорт-листа вызывают острую тоску по редактуре: если мы не начнем вновь уважать грамотного редактора, большой литературы нам не видать».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera