Сюжеты

ПРОГУЛКА В ШЕСТИДЕСЯТЫЕ

Этот материал вышел в № 44 от 23 Июня 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Московский международный кинофестиваль открыт Настоящий фестиваль начинается со скандала, как театр — с вешалки. Похоже, и наш форум не отстает от своих западных собратьев по группе А. В центре скандала — конкурсный фильм «Прогулка», тот...


Московский международный кинофестиваль открыт
       

  
       Настоящий фестиваль начинается со скандала, как театр — с вешалки. Похоже, и наш форум не отстает от своих западных собратьев по группе А. В центре скандала — конкурсный фильм «Прогулка», тот самый, что был отбит Михалковым у Рудинштейна.
       Будто бы уважаемый программный директор Кирилл Разлогов публично заявил о несоответствии фильма европейскому уровню. Это заявление вызвало протест съемочной группы, с которого и началась первая фестивальная пресс-конференция.
       Режиссер Алексей Учитель возмутился поведением отборщиков: сами-де фильм выбрали, сами же его и поносят, дурно влияя на мнение жюри. По достоверным слухам, отборщики фильм не очень-то и выбирали — он был рекомендован «сверху». В общем, вокруг камерной картины разгорелись нешуточные страсти. Критики, которых на той же пресс-конференции успел обличить обиженный режиссер, разделились на сторонников и противников фильма
       
       «Прогулка» — импровизация на тему: «Петербург он-лайн». Камера будто бы случайно выхватывает из толпы героев. Девушка, выпрыгнув из машины, буквально летит по городу, на ходу обрастая поклонниками. В нее влюбляются романтичный Алеша, потом его друг, саркастичный Петя. Развеселая троица за полтора часа экранного времени успевает пробежать насквозь весь город, взобраться на верхотуру Исаакия, пройтись по парапетам моста Лейтенанта Шмидта и набережной Кронверкского пролива. А также: утонуть в толпе зенитовских болельщиков, стать жертвами мошенничества, вымокнуть под дождем. Маленькая камера в руках маэстро Юрия Клименко и его помощника Павла Костомарова буквально творит чудеса. Она — невидимая спутница, подружка героев. Безмолвно и влюбленно внимает их трепу, обегает вокруг, успевая одновременно следить и за ними, и за городом.
       Разумеется, вся история (замешенная, понятно, на любовных дрожжах): и герои, и многочисленные эпизоды — лишь «свита», призванная играть короля. Который и есть Петербург. В фильме Учителя град Петра лишен привычного грима, глянца и позолоты традиционных открыточных видов. Но и — трущоб, колодцев, коммуналок, пропитанных сыростью судеб «бедных людей» — жителей вечно хмурого города, замыленного постперестроечным кино. Гуляем по Питеру, облаченному в леса, строительные сетки, освещенному солнцем. Будто бы сам город, подобно героям, бегущим навстречу своей судьбе, спешит обновляться, преображаться, перестраиваться.
       В общем, «Прогулка» своей «летящей походкой» доказала, что Алексей Учитель окончательно покинул оранжерею кинематографа «своей тусовки для своих». Удивительное дело. Режиссер пригласил сниматься в фильм чуть ли не весь театр Петра Фоменко. Помимо главной троицы — Ирины Пеговой (Оля), Павла Баршака (Алеша), Евгения Цыганова (Петя) — такие признанные мастера, как Галина Тюнина, сестры Кутеповы, Кирилл Пирогов, Юрий Степанов, с азартом играют микроскопические эпизоды, теряясь в толпе снующих прохожих. Собственно, все герои и есть прохожие. Просто камера зацепила именно их в броуновском движении улицы. В финале она наконец-то отвлекается, отворачивается от главных персонажей, «оборачивается» на улицу. Там, на мосту, целуются влюбленные. Но это уже другая история…
       Конечно, ассоциация с данелиевским фильмом «Я шагаю по Москве» — на поверхности. Но кажется мне, много ближе этой картине про двадцатилетних образца 2003 года — ранние хуциевские фильмы. Точно так же, как Оля, Алеша и Петя, герои картин «Мне двадцать лет» и «Июльский дождь» бродили по многолюдному городу в поисках счастья, смысла… Тонули в толпе демонстраций, мокли под дождем, прорывались в Политехнический. Они не так спешили, они задумывались о сущностном. Они были жителями не столько Москвы, сколько бесконечного (как оказалось) в протяженности пространства — 60-х… Пронзительнее всех это время прочувствовал Геннадий Шпаликов, имя которого и витает над ХХV ММКФ.
       Открытие фестиваля сразу сделало понятным, почему Никите Сергеевичу так необходима была «Прогулка». Мастер шоу-представлений нашел звонкую сегодня, точную тему и открытия, и фестиваля в целом: ностальгия по 60-м. После имперских празднований в Петербурге открытие юбилейного фестиваля прозвучало особенно человечно, тепло, интимно. К тому же выстроено оно было мастерски, как настоящее кино. Короткометражное.
       Музыкальные пролог и эпилог, посвященные Москве, в исполнении Леши Кортнева (в начале — песня на стихи Шпаликова «Я шагаю по Москве, как шагают по доске….»). Рамой краткого действа стала поэзия шестидесятников, спустя почти сорок лет с того памятного вечера в Политехническом вновь востребованная. В первых строках церемонии — новое стихотворение Евгения Евтушенко (несколько сумбурное) о «гениях русского кино»; в финале, перед показом фильма — знаменитое «Айда в кино» Вознесенского. Звезд немного. Но присутствие в одном зале Кена Рассела, Джины Лоллобриджиды, Макса фон Сюдова, Кането Синдо (ему вручалась награда за выдающийся вклад в кинематограф), Мики Каурисмяки, Софи Марсо, Агнешки Холанд составит честь любому кинопразднику.
       Кроме «Прогулки» Никите Сергеевичу был необходим мэр Лужков. Тронутый общей мелодией ностальгии по молодости, по кинематографической Москве в фильмах Пырьева, Калатозова, Хуциева, Лиозновой, Козакова, мэр вынужден был публично пообещать президенту и гостям фестиваля новый дворец в ближайшем будущем.
       Дождь, совершенно непривычный для ММКФ, все время порывался вмешаться в сюжет открытия, словно поддерживая новый имидж форума, меланхолически вздыхающего по прошлому.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera