Сюжеты

ТАНЦУЙ — И СОХРАНИШЬ ТЕПЛО

Этот материал вышел в № 44 от 23 Июня 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Спецрепортаж из российской столицы современного танца Никто уже не помнит, когда и почему бывший Свердловск, нынешний Екатеринбург, стал столицей российского современного танца, contempopary dance по-бусурмански. Повелось в новейшей...


Спецрепортаж из российской столицы современного танца
       

   
       Никто уже не помнит, когда и почему бывший Свердловск, нынешний Екатеринбург, стал столицей российского современного танца, contempopary dance по-бусурмански. Повелось в новейшей истории театра так судить, карта легла. Вот и «Золотые маски» танцевальные все здесь скопились; немножко, правда, Челябинску досталось. Почему Уральские горы, раньше экспортировавшие самоцветы, сказки Бажова, рок-музыку и архитекторов, переквалифицировались на поставку танцовщиков и хореографов? Были куплены железнодорожные билеты и предпринято исследование.
       
       Самолетом прилетаешь в аэропорт Екатеринбурга, поездом приезжаешь на станцию Свердловск. Первый попавшийся кинотеатр ослепил зеркальными бликами яркого солнца на мозаичной стене: «Ты уникален». Мощный аутотренинг для целого города. Ведь наверняка действует.
       На улицах цветут белые и розовые яблони. Яблоневыми саженцами город спасается от плохого воздуха. Кислородная деградация Урала началась, видимо, еще в эпоху петровских горных заводов: московский воздух по возвращении кажется курортным. Под яблонями бегают люди. Они не занимаются спортом, нет. Все бегущие вдаль были мужчинами в белых рубашках и брюках со стрелками, иные под мышками держали папки с бумагами: уральские мужчины в самом расцвете сил спешат жить и делать дела.
       
       Переулок Красный, 8а. ООО «Екатеринбургский центр современного искусства»
       На стене Екатеринбургского центра современного искусства написано (турист все время озирается по сторонам — это его естественное состояние): Keep dancing, and you will stay warm inside («Танцуй — и сохранишь тепло внутри»). Надпись оставил хореограф Ким Франк, который давал здесь мастер-класс.
       Центр живет в подвале общежития мукомольного комбината и делит этот подвал с библиотекой мукомолов. В январе соседи отпразднуют десять лет совместной жизни. За это время, по словам руководителя Льва Шульмана, деятельность центра принесла около миллиона долларов косвенных инвестиций в культуру Екатеринбурга в виде средств от западных фондов, привлеченных на организацию фестивалей и гастролей.
       Началось все с Театра моды, в 1989 году. Директор молодежного центра при ДК «Уралмаш» Лев Шульман возглавил такой театр — красивых и недоедающих молодых россиянок в тот исторический период массово ставили на шпильки и заматывали в эффектные тряпочки. Занятие это быстро прискучило, красоток поставили к балетному станку — осанке не повредит, но девицы взбунтовались, на их места пришли более гибкие и покладистые. Поскольку Театр моды перестал быть актуальным — надо было придумывать новое название. «Провинциальные танцы» — название главного танцевального бренда страны произнесла одна из закройщиц.
       Скоро в Свердловск после окончания Института культуры была распределена хореограф Татьяна Баганова, и все закрутилось: концепция, спектакли, популярность… На американском фестивале, после спектакля «Провинциалов» на музыку армянского композитора Авета Тертеряна, в котором танцовщицы были топлесс, какой-то китайский хореограф спросил: «А вам разрешают?». В Свердловске уже разрешали.
       Потом, в 93-м, когда хореограф Татьяна Баганова и директор Лев Шульман решили расстаться, было много волнений: кому достанется марка, — а «Провинциальные танцы» уже были хорошо известны за границей. Шульман решил не жадничать. Теперь думает, что был не прав тогда: при расставании честно начинать все сначала.
       Шульману я в первую очередь задала главный вопрос командировки: «Почему Екатеринбург — столица российского современного танца?».
       Шульман ответил так: «Потому что я здесь живу. До создания «Провинциальных танцев» здесь никто не слышал о современном танце. Теперь, когда паровоз покатился, конечно, не во мне дело».
       Нет, дело именно в нем. Вокруг имени этого человека в городе возникла демиургическая аура: все люди, занятые в танцевальной сфере, когда-нибудь с ним работали, и его имя произносят с ужасом и благоговением.
       Сегодня шульмановский Центр современного искусства — идеальное место для работы и учебы. В мукомольном подвале базируется школа современного танца — структура дополнительного образования, где дается трехлетняя предпрофессиональная подготовка. Возраст студентов — от 7 до 30 лет. Также подвал (квадратов сто, не больше) является факультетом современного танца ЕГУ — Екатеринбургского гуманитарного университета, художественным руководителем которого год назад стал Геннадий Абрамов, 23 года проработавший с Анатолием Васильевым и создавший гениальный «Класс экспрессивной пластики». Также при центре есть перформанс-группа, прокатывающая на фестивалях поставленные спектакли.
       «Танцовщик — наполовину монахиня, наполовину боксер», — заметил Чарли Чаплин. Это про студентов шульмановских школы и факультета. У студентов и впрямь монашеская жизнь: во-первых, всего один мальчик («косящие» от армии не в счет), столовой нет, помимо стандартной университетской программы нужно переводить видеокассеты со спектаклями, готовить рефераты, например, по Тарковскому: все об иконах в «Андрее Рублеве». Невозможно описать кару, падущую на голову человека, осмелившегося переступить белую черту репетиционных помещений в уличной обуви. Студенты, которые шли учиться современному танцу, думая, что впереди их ждет балет «Тодес», блестки с мишурой, надолго запомнят Льва Владимировича.
       
       Улица 8 Марта, 50. Екатеринбургский муниципальный институт танца
       Вотчина уральского современного балета и издательство превосходного журнала «Маски современной культуры» Олега Петрова оказались в общежитии балетного училища.
       Серьезным достижением труппы Олега Петрова стало восстановление знаменитого спектакля француженки Карин Сапорта «Невеста с деревянными глазами», а также приглашение в Екатеринбург для постановок Гедрюса Мацкявичюса, Аллы Сигаловой, Георгия Алексидзе, француза Пала Френака, итальянца Луки Веджетти. На вопрос, ставший целью моего предприятия, за Олега Петрова ответила его помощница Наташа Курюмова:
       — Люди здесь от земли оторваны, и потому в голове у них много идей. Раньше идеи реализовывались в рок-музыке, и Свердловский рок-клуб дал стране лучших музыкантов. Наша Архитектурная академия всегда была второй после МАРХИ. Как-то так получилось, что редкие прежде попытки выйти за пределы классического и народного танца именно у нас превратились в систему. Ну а то, что слова сегодня все больше теряют смысл и танец становится наиболее актуальным искусством нового века, очевидно всем.
       В этот момент мы бежали по улице и на перекрестке столкнулись с танцовщицей Машей Козевой. «Тут так все время», — улыбнулась Наташа.
       
       Улица Фестивальная, 12. ДК «Уралмаш». Танцевальная компания «Провинциальные танцы»
       Багановские «Провинциальные танцы» — самая известная российская труппа contemporary dance. По ее «Свадебке» зрители тоскуют (осенью спектакль восстановят), от «Тихой жизни с селедками», называющей современных мужчин их настоящими именами, визжат от восторга.
       Баганова — очень работоспособный хореограф, ее силе, терпению и целеустремленности (деревенская кровь) многие завидуют. Постоянные контракты за границей и обязательная премьера дома раз в году. Она не бросает и танец, но в последние годы круглое, кукольное, с твердыми широкими скулами лицо все чаще мелькает в массовке. Две «Золотые маски» и без счета прочие награды не помогли в получении собственного помещения: в ДК размером с микрорайон труппа занимает крохотную комнату, но зато есть зал для репетиций (надо успеть выместись к приходу малышей с баяном) и большая сцена с залом на 700 мест.
       «Обратив танец в смысл своей жизни, я принял его всерьез». Слова Мориса Бежара относятся не только к Татьяне Багановой и ее замечательной труппе, но и ко всем екатеринбургским девушкам и парням, мечтающим танцевать: спрос мест в труппах любого уровня (а их здесь десятки) сильно превышает предложение. Все знают, что помещений нет, ставок тоже, финансовые перспективы туманны. Но все убеждены, что танец — «явление религиозного порядка. И пока танец рассматривается как обряд, он выполняет свою функцию». Поняв это, трудно ругать или хвалить привезенные на гастроли в Москву екатеринбургские спектакли. Потому что как сказать о монахе, что на прошлой неделе он молился талантливее, чем вчера?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera