Сюжеты

ИДЕТ ГАЗЕЛЬ, КАЧАЕТСЯ...

Этот материал вышел в № 45 от 26 Июня 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Завершена спецоперация ГИБДД По официальным данным, «запрещена эксплуатация 171 транспортного средства. Выявлено 3771 нарушение правил дорожного движения, в 9 случаях в правах водителей отсутствовала категория D» Маршрутный бизнес в стране...


Завершена спецоперация ГИБДД
       

  
       По официальным данным, «запрещена эксплуатация 171 транспортного средства. Выявлено 3771 нарушение правил дорожного движения, в 9 случаях в правах водителей отсутствовала категория D»
       
       Маршрутный бизнес в стране развивается достаточно интересно.
       Начнем с того, что понятий «маршрутка» и «маршрутное такси» нет в законодательстве. Подобная деятельность называется перевозкой пассажиров на автобусах (автобус — более 8 человек, помещающихся в одной машине).
       Самодельные места пристраивать и машины из грузовых в пассажирские переоборудовать — это полбеды, но водители «маршруток» просто игнорируют правила дорожного движения, а потому фигурируют почти в половине ДТП с участием общественного транспорта. Дело не только в том, что «маршрутка» — «Газель», а «Газель» — продукт российского автопрома. Руководители ведомств хором заявляют: главная причина высокой аварийности — человеческий фактор (несоблюдение правил, некомпетентность, желание выпить за рулем). Фирмы-перевозчики при приеме на работу предъявляют все меньше требований к водителям. Тем не менее в Московской транспортной инспекции заявляют, что при проверке не имеют права оценивать квалификацию водителей. Раньше надо было иметь трехлетний стаж, а сейчас «это нигде не прописано».
       В «Автолайне», крупнейшем «маршруточном» перевозчике столицы, уверяют, что «при приеме на работу потенциальный водитель должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет и стаж работы на автобусе не менее двух лет». Говорят, что проводят ежегодные курсы повышения профессионального мастерства по двадцатичасовой программе, устраивают стажировки при переходе на другой тип транспорта. Получается, что на маршруты выходят какие-то другие люди?
       Заместитель министра транспорта РФ Александр Колик считает: «Аварийность в секторе маршрутных такси — это тяжелая плата за то, что в сектор пришли частные перевозчики — часто молодые люди без опыта, — которые стремятся заработать как можно больше; при этом они игнорируют элементарные требования безопасности». «Прийти в сектор» совсем не сложно. «Имей паспорт транспортного средства категории D, докажи, что в штате есть квалифицированные рабочие кадры (медик и техник) да предъяви удостоверение, что ты в состоянии такой организацией руководить (в Москве 17 заведений, где можно его получить), — и лицензию выдадут недели за две; стоит это 1300 рублей. Остается пройти комиссию, закрепить маршрут в ГИБДД — и можно действовать», — объясняет заместитель руководителя Московской транспортной инспекции Виктор Савкин.
       По идее, и проверки не становятся головной болью для перевозчиков. Раз в год Московская транспортная инспекция просматривает техническое состояние автомобилей, медицинскую карту водителей, условия их труда и отдыха, путевые листы. В салоне должны висеть правила перевозки, какой-нибудь листочек, сообщающий о принадлежности к фирме, контактные телефоны. В транспортной инспекции уверяют, что проверки приносят пользу, что регулярно оформляются приказы о временном прекращении лицензии, что дела отправляются в суд, где лицензии аннулируются. Так закрылись фирмы «Попутчик» и «Орбита 21 век».
       Недавно (параллельно с операцией «Газель») была предпринята очередная попытка системной борьбы с нерадивыми перевозчиками. С 18 июня по 15 сентября 2003 г. по распоряжению вице-мэра Петра Аксенова специально созданная комиссия будет проверять автопарки всех организаций.
       Проверки — это, конечно, хорошо, но остается один очень важный нюанс: наш удивительно низкий уровень социального сознания. На Западе, например, дорожная аварийность представляется одной из самых больших угроз для жизни человека. СПИДа боятся меньше. Поэтому население оказывается внутренне готовым к мерам по ужесточению ответственности за нарушения. У нас за прошедший год на дорогах погибли более 30 тыс. человек. Но люди уверены, что уж с ними этого точно не произойдет.
       Мы ведь понимаем, что «маршрутка» уже не раз побывала в аварии и еле едет, что на светофоре выходить нельзя, что обязательно войдут «стоячие» пассажиры; что водитель немного странноват, что лучше бы он не отсчитывал сдачу, совершая обгон «КамАЗа». Но все равно ежедневно боремся за место в «Газели». Даст бог, доедем до цели. И никто и не подумает позвонить на «горячую линию» Московской транспортной инспекции. Тел. 451-03-03.
       
       Юлия ГРИНЕВА, Людмила САНКОВА
       
       
Что рассказывают об операции водители:
  
       — Такси проверялись с утра на отправном пункте. Операция досмотра занимала не более 10—15 минут, инспекторы обращали внимание на исправность дверей и стекол, наличие занавесок на окнах и на количество посадочных мест.
       — Пока комиссия не осмотрит все «маршрутки» по очереди, отправление в рейс откладывалось на неопределенный срок, а досмотры проводились ежедневно.
       — Случались остановки и на дорогах, особенно около крупных пунктов ДПС. В таком случае всех пассажиров выводили — и машина вновь проходила досмотр. За день одна «маршрутка» могла быть проверена два-три раза.
       — Если обнаруживались неполадки, могли либо снять машину с маршрута, либо выписать штраф. Сумма штрафа — в зависимости от нарушения — колебалась от 50 до 100 рублей («договориться» — в два раза дороже). Водители с удивлением отмечают, что инспекторы «брали» не всегда.
       

       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera