Сюжеты

«ИЛ» СНОВА СМОТРИТ В НЕБО

Этот материал вышел в № 45 от 26 Июня 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

У российских авиазаводов появилась надежда на выживание Когда-то воронежские «Илы» были гордостью страны. Потом на них наступили реформы: авиазавод лишился заказов и 10 лет выживал «подножным кормом», обрастая непомерными долгами. На...


У российских авиазаводов появилась надежда на выживание
       
       Когда-то воронежские «Илы» были гордостью страны. Потом на них наступили реформы: авиазавод лишился заказов и 10 лет выживал «подножным кормом», обрастая непомерными долгами. На заводе производили стиральные машины, сеялки, даже кирпич.
       В 1992 году на Воронежском авиастроительном объединении (ВАСО) начали строить три самолета — два для Ельцина и один для Черномырдина. Первый президентский самолет был построен быстро, со вторым дело застопорилось: в 1995 году в Воронеже побывал Александр Коржаков и напрочь забраковал интерьер самолета. Решили изготовить отделку в Швейцарии.
       Второй президентский самолет шесть лет простоял в цехе ВАСО. Его периодически смазывали, но мало кто верил, что когда-нибудь эту машину купят. Не говоря уж о премьерской. В заводской многотиражке написали: «Нам Сталин дал стальные крылья, а Черномырдин — пламенный привет».
       Авиазавод до сих пор считается одним из самых «социально значимых объектов» Черноземья. Поэтому каждый премьер-министр РФ считал своим долгом «навестить больную бабушку» и обещать ей, что очень скоро наступит новая жизнь. И ни один премьер своих обещаний не сдержал.
       1999 год. Премьер Степашин позировал на фоне купленного «Аэрофлотом» американского «Боинга-777» в цехе знаменитого авиаконцерна: вот, мол, укрепляем дружбу супердержав. В Воронеже эта «дружба» вызывала ярость: контракт на 20 «Илов» был подписан с «Аэрофлотом» еще в 1996 году. В разной степени готовности на ВАСО находились больше десятка самолетов, но «Аэрофлот» ничего не купил.
       Председатель профкома ВАСО Анатолий Башкирев: «Эксплуатация зарубежных авиалайнеров уже нанесла федеральному бюджету ущерб в 1,2 млрд долларов. Сегодня российское небо бороздят 54 зарубежных самолета... За десять лет выпуск гражданских самолетов в России сократился в 15 раз! Число работающих в отрасли уменьшилось в два раза, а средний возраст их приближается к пенсионному. Кто пойдет на тот же Воронежский авиазавод, если средняя зарплата здесь 475 рублей?».
       Если 1,2 млрд долларов где-то убыло, то в другом месте непременно прибыло. Где? Простые смертные с авиазавода в большинстве своем были уверены: в карманах больших начальников. Комиссионные, коррупционные, то-се…
       
       В том же 99-м году в Воронеже заговорили: ВАСО, кажется, выходит из кризиса — освоил катера! Специалисты утверждают, что аналогов воронежским катерам в мире нет. Еще бы: на авиационных-то технологиях… Катера получаются легкими, быстрыми и очень маневренными. Речная милиция Москвы уже приобрела 32 катера «Аргонавт» для патрулирования Москвы-реки. Заинтересовались таможенники, пограничники, МЧС. Одним словом, торговля пошла.
       А угасание надежд на лидерство ВАСО в мировом катеростроении произошло незаметно.
       Между визитами на ВАСО очередных премьер-министров и очередными клятвами о скором возрождении авиапрома правительственная делегация РФ на Рождество 2001 года подписала в Париже договор о покупке у Франции 50 аэробусов Airbus. В Воронеже эта весть вызвала шок: «Мощности завода позволяют ежегодно производить 10-12 аэробусов «Ил-96-300», которые ничем не хуже французских. «Ил-96Т» получил сертификат федерального управления гражданской авиации США. Этот заграничный «паспорт» дает право летать по всему миру. Однако, судя по всему, эти машины правительству не интересны. Работники четырех крупнейших авиазаводов страны заявили о намерении провести акции протеста и обратиться к президенту Путину с требованием о выполнении решений правительства по поддержке отечественного авиастроения и его финансированию через лизинговые схемы.
       Собравшись за «круглым столом», директора этих заводов сделали такой вывод: наша авиационная промышленность вплотную подошла к утрате возможности производить современную авиатехнику. На Казанском авиационно-промышленном объединении, к примеру, из 27 000 работников осталось только 7000. Еще несколько лет подобной «реструктуризации» — и можно снимать вывески.
       А вице-премьер Клебанов после заседания правительства заявил журналистам, что все будет хорошо, уже идет процесс реорганизации и объединения в холдинги. Количество авиазаводов сократится до 15—20, затем до 6—7 с последующим выходом на два крупных холдинга. А там и до заказов недалеко.
       Забастовку, инициированную ВАСО, готовы были поддержать ульяновское «Авиастар-СП» и Казанское авиационное производственное объединение (КАПО). Но стало сбываться обещание Клебанова: «Авиастар-СП» получил контракт на производство 25 самолетов и отказался от участия в забастовке. Появились заказы и у КАПО. В конце концов деньги пошли и на ВАСО, поэтому забастовку пока отменили.
       Для президента России на ВАСО продолжилась работа над самолетом-офисом на базе лайнера «Ил-96-300», который оснащен спецсалоном.
       До сих пор Путину приходилось летать в самолете «Ил-96-300», доставшемся ему в наследство от Бориса Ельцина. Этот лайнер, построенный в 1996 году, считался техническим чудом. У него двухэтажный салон — две спальни, душевые, зал для совещаний, комната отдыха и даже кабинет для реанимации. Самолет красили в Голландии, салон отделывали в Швейцарии. Убранство салона оценивалось в 35—40 млн долларов. Общая стоимость «Ил-96-300», самого дорогого из отечественных лайнеров, — около 300 млн долларов.
       И строительство второго самолета для президента наконец-то было профинансировано. Самолет почти готов, стоит в цехе, огражден бетонным забором. Швейцарскую отделку в салоне ободрали и переделали под руководством английских специалистов. В первом самолете был один бар, в этом — три. В комнате отдыха две кровати — для президента и его супруги. Сантехника на уровне: один только унитаз стоит, как коттедж под Воронежем, — около 75 тысяч долларов.
       
       В августе 2001 года завершился конкурс на лизинг российской авиатехники. Победители поставят перевозчикам 10 самолетов «Ил-96», 19 «Ту-204» и «Ту-214» — втрое больше, чем продано этих самолетов за последние 13 лет. Российские авиакомпании не могут покупать новые самолеты, возможна лишь рассрочка — лизинг. Правительство обещало лизинговым компаниям поддержку — около 4 млрд руб. из бюджета.
       В конкурсе участвовали Финансовая лизинговая компания (ФЛК), «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), компании «Туполев», «Авиакор-лизинг», «Центролизинг» и ЗАО «Центральная авиализинговая компания». Победителями стали ИФК (основные учредители — НРБ, авиакомплекс имени Ильюшина и Воронежский авиазавод) и ФЛК (50% акций у правительства Татарии, 33% — НК «Татнефть», 13,5% — инвесткомпания «Солид» и 4,5% — банк «Зенит»).
       Разработчики самолета «Ил-96-300» радостно заявили: «Теперь мы и ВАСО сможем продать в России 15 новых машин стоимостью по $35 млн. Реальной становится и первая экспортная поставка трех «Ил-96-300» в Китай».
       Замминистра Минэкономразвития Исаев: «Самолеты «Ил-96-300» будут иметь конкурентный спрос на международных авиалиниях… Они построены по последнему слову техники, а уровень комфорта их даже превосходит западные аналоги».
       На радостях никто не спросил: а где ж вы были все эти годы?
       13 июня 2003-го ИФК выделила ВАСО $3,2 млн на реструктуризацию долгов, через неделю — еще $100 млн на возобновление производства самолетов. Всего ИФК планирует выделить ВАСО $130 млн на строительство восьми самолетов «Ил-96» для «Аэрофлота» и «Атлант-Союза». Общая стоимость проекта оценивается в $200 млн. Недостающие средства будут выделены НРБ, Сбербанком и Внешторгбанком.
       Сегодня все разговоры в Воронеже о делах на ВАСО ведутся как бы с дрожью в голосе — чтобы не спугнуть наметившиеся перемены. Руководство завода и области полушепотом говорит о тысячах рабочих мест и трети бюджетных поступлений.
       РТР (Воронеж). Ведущая: «Я недавно была в цехах авиазавода. Вы знаете, совершенно другая атмосфера… И глаза у людей другие. Они уже не ощущают себя жителями области упущенных возможностей, как когда-то. Скорее нашу область можно назвать теперь областью надежды».
       Губернатор: «Заказы для ВАСО — это наша самая большая победа! Наметились перспективы постановки на производство модернизированного самолета «Ил-76МФ» для ВВС России. Это позволит не только сохранить завод, но и создать новые рабочие места». Гендиректор завода Вячеслав Саликов: «ВАСО погасило долги. Наконец-то у меня не раскалывается голова от постоянных угроз монополистов: «отрубим», «вырубим», «обесточим». За полгода на завод вернулись около тысячи работников. Выросла зарплата».
       В минувшем году отечественная гражданская авиация почти удвоила число перевезенных пассажиров — до 27 млн человек. Для обновления парка в ближайшем будущем необходимо 200—250 новых самолетов. Может, действительно еще не вечер?
       Но есть и пессимисты. Один из заводских инженеров дал такой комментарий: «Рано радоваться! Контрольный пакет уплыл в Москву, на заводе появились москвичи, идет евроремонт их кабинетов. «Социалка» им глубоко безразлична, работают по-прежнему лишь пять цехов, и в них слегка повысили зарплату, а остальные цеха все так же перебиваются с хлеба на квас, ремонтируя «китайские» самолеты».
       Но оптимистов заметно больше. Пока.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera