Сюжеты

ПРОШУ ВЗЯТЬ МЕНЯ ПОД СТРАЖУ

Этот материал вышел в № 45 от 26 Июня 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Чтобы получить свою зарплату, российские моряки сдаются иностранцам Во вторник в Норвегии по постановлению суда было арестовано российское судно «Елизавета», экипаж которого в течение полугода не получал заработной платы. Арест был...


Чтобы получить свою зарплату, российские моряки сдаются иностранцам
       
       Во вторник в Норвегии по постановлению суда было арестовано российское судно «Елизавета», экипаж которого в течение полугода не получал заработной платы. Арест был произведен по требованию норвежского профсоюза моряков, за помощью к которому обратились из такого же российского профсоюза коллеги.
       Дело в том, что согласно Брюссельской конвенции по судоходству, которую ратифицировала наша страна, выплата средств морякам – одно из условий свободного передвижения судна. Иными словами, платит владелец компании зарплату морякам – корабль плавает. Не платит – попадает под арест. Чтобы выплатить зарплату, может быть осуществлена принудительная продажа продукции, если потребуется – самого судна. Как удалось выяснить «Новой газете», в последнее время подобные шаги со стороны российских моряков перестали быть редкостью. 27 июня увенчались успехом действия рыбаков-дальневосточников.
       
       В южнокорейском порту Пусан были арестованы три судна, принадлежащие компании «Дальрыбфлот», — «Елан», «Норд Энтепрайзис» и «Мастер». Судовладелец «Елана» вынужден был решать вопрос о зарплате по требованию суда. Во вторник, 24 июня, было заключено мировое соглашение, и морякам этого судна выплатили все долги — около 20 тыс. долларов. С остальными ведутся переговоры.
       Впрочем, не всегда разрешение конфликтов проходит столь же гладко – даже с участием иностранных судов. Как рассказал «Новой газете» зампред Тихоокеанского отделения профсоюза моряков Юрий Курнаков, сегодня под арестом в разных странах находятся еще несколько российских судов.
       В северокорейском Раджине арестован рыболовный траулер «Феникс», а в китайском Даляне — судно «Советская конституция». Экипажи этих судов не сходят на берег.
       Несколько месяцев назад в порту Пусан была арестована плавбаза «Рыбак Чукотки». Фактически судно вместе со всем экипажем оказалось брошенным – новых квот на добычу компания-судовладелец не получила, а средств на возвращение моряков домой у нее не оказалось. В марте этого года арестовать себя попросили моряки. Большая часть экипажа сумела попасть на родину. Сейчас готовится принудительная продажа «Рыбака» — вырученные деньги пойдут на зарплату и дорогу домой для оставшихся.
       «В мировой практике потребовать ареста из-за невыплаты зарплаты — это совершенно нормальное дело, — говорит Юрий Курнаков. — Проблема нашей страны заключается в том, что после ратификации Брюссельской конвенции в Гражданско-процессуальный кодекс не были внесены соответствующие изменения. И нашим морякам остается разводить руками».
       Сказывается и специфика отечественного предпринимательства: подчас морякам выплачивают зарплату черным налом, контракты и коллективные договора отсутствуют. Так что пока морякам приходится искать справедливости в заграничных судах.
       
       P.S. Впрочем, не дремлет и российское правосудие. В том смысле, что зарубежные суды нашим – не указ. Не далее как в мае, отсудив в Корее зарплату, моряки «Мыса Блиган» и «Профессора Матвеева» вернулись в родной Магадан. И тут же попали под новый арест. На сей раз инициатором выступила компания-судовладелец, чтобы разобраться по местным законам и денег все-таки не платить. Здесь потребовались особенные меры. Моряки пригрозили уничтожением рыбного груза, многие месяцы томившегося в трюме: отключили холодильную установку и подожгли дымовыми шашками судно.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera