Сюжеты

МЫ К ВАМ ЗАЕХАЛИ НА ЧАС…

Этот материал вышел в № 45 от 26 Июня 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Только за один прошедший месяц в Москву приехали около десятка зарубежных звезд мировой величины. Топ-сезон, открытый сэром Полом Маккартни 24 мая на Красной площади, завершил 24 июня Элтон Джон в Кремлевском дворце. В промежутке – лучшие...


       
       Только за один прошедший месяц в Москву приехали около десятка зарубежных звезд мировой величины.
       Топ-сезон, открытый сэром Полом Маккартни 24 мая на Красной площади, завершил 24 июня Элтон Джон в Кремлевском дворце. В промежутке – лучшие из лучших по всем музыкальным направлениям. Легенда мирового рэпа «Паблик Энеми» — в «Горбушке», «обиженный» экс-вокалист «Депеш Мод» на пару с мэтрами трип-хопа «Мэсив Аттак» — в «Олимпийском», легендарные рокеры «Кинг Кримсон» — в «России».
       Для эстетов отыграл инструментальный сэт один из лучших джазовых гитаристов современности Джон Скофилд — там же, в «России». Для любителей танцевать привезли диджея Пола Оукенфолда, отчего едва не треснул бывший ДК «Каучук» — ныне Артцентр на Плющихе. А для тех, кому и этого мало, обещали 17 июля привезти из Исландии неуравновешенную женщину Бьорк. Чтобы своими трогающими за внутренние струны человеческой души песнями девушка довершила музыкальную абстиненцию современного русского меломана.
       При такой обильной культурной программе кошельки современных русских меломанов за прошедший месяц должны были изрядно похудеть. Потому что средняя стоимость билетов на концерт звезды на то место, откуда ее можно не только услышать, но и увидеть, колебалась где-то в районе 25—30 долларов. То есть одна треть прожиточного минимума законопослушного меломана.
       Для того чтобы деньги любителей прекрасного не проходили мимо государственной казны, российским политикам пришлось напрячь мозговые извилины. Депутатов можно понять: действительно, странно, когда концерты импортных звезд затеваются прямо под окнами кремлевских кабинетов, а государственные деятели не получают возмещения даже за моральный ущерб. В поисках справедливости депутаты заранее подготовили закон про гастроли, который осенью будет рассматривать Госдума.
       А вот Стас Намин, который, собственно, одним из первых начал рубить музыкальное окно в Америку, считает, что заполненные залы на концертах приезжих звезд – оптический обман, а вовсе не показатель популярности. Все равно в России впереди всех – Алла Пугачева и Филипп Киркоров.
       
       Ведущая рубрики Юлия САНКОВИЧ
       
       
ДУМА О ВЫСОКОМ
Российские депутаты хотят сделать гастрольно-концертную деятельность подконтрольной государству
       
       Полтора года назад депутаты Государственной Думы, по совместительству известные деятели музыкальной тусовки Иосиф Кобзон и Андрей Вульф начали разработку нового законопроекта о шоу-бизнесе. Главная цель нового закона – установление правовой основы для осуществления гастрольно-концертной деятельности на территории РФ. В случае принятия закона гастрольно-концертным организациям придется отвечать за свои действия перед государством. По мнению разработчиков закона, в случае его принятия западные и отечественные артисты, заключая контракт с российскими промоутерами, наконец перестанут бояться нарваться на мошенников, потому что будут знать: все приличные концертные организации России получили аккредитацию при правительстве РФ.
       Проект уже внесен в Думу и будет рассматриваться во время осенней сессии. Мы не стали ждать, пока начнут падать листья — решили выяснить подробности любопытного и важного законопроекта досрочно. Свой комментарий «Новой газете» любезно предоставил Андрей Вульф, в прошлом автор скандальной передачи «В постели с…», в настоящем – депутат Госдумы РФ от фракции СПС.
       — Почему вы решили сделать упор именно на гастрольно-концертной деятельности?
       — В силу расцвета пиратства и воровства чужих идей эта сторона шоу-бизнеса вышла у нас в стране на первый план. Наш закон в состоянии решить целый ряд проблем. Во-первых, помочь в решении вопросов, связанных с авторскими правами, – часто авторы не получают никаких денег за публичное исполнение их произведений просто потому, что невозможно определить, кто является организатором мероприятия. Во-вторых, устранить случаи недобросовестной конкуренции на рынке и, в третьих, обеспечить защиту потребителя от некачественной и вредной по содержанию продукции, от мошенничества. Данный закон поможет также увеличить налоговые поступления в бюджет, так как гастрольно-концертная деятельность наконец-то будет осуществляться на правовой основе..
       — Каким образом будет осуществляться контроль за гастрольно-концертной деятельностью?
       — В законе предусмотрено введение механизма государственной аккредитации организаций, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность. Лицо, решившее устроить концерт, должно будет заключить договор с аккредитованной организацией, выступающей посредником между артистом, владельцами концертных площадок и правоохранительными органами. Законопроект также предлагает ряд мер по защите прав потребителей — например, обязательное размещение на афишах, в рекламе предупреждения о том, что артист на концерте будет петь под фонограмму. Законодательно запретить на сегодняшний день фонограмму мы посчитали преждевременным. Практика говорит о том, что технические возможности большинства залов оставляют желать лучшего. А главное, при нынешних технических возможностях очень сложно отследить факт фонограммы. Нужно, чтобы кто-то стоял у пульта звукооператора и следил, когда артист поет вживую, а когда его голос уводится, ведь существует очень много специальных трюков.
       — Не означает ли новый законопроект введение цензуры?
       — О цензуре в законе нет ни слова. Но я не исключаю возможности, что всегда могут найтись люди, которые захотят извлечь из закона свою выгоду и решат закрутить гайки. Но такое развитие событий возможно только при отсутствии противодействия со стороны самого бизнеса, индустрии, многое зависит от саморегуляции и самосознания самих участников процесса. К сожалению, по моему опыту работы на музыкальном рынке никакого отраслевого самосознания у них нет. Объединиться и изгнать из своих рядов мошенников и проходимцев без государственного участия они не могут, все преследуют только свои интересы.
       Мы хотим ввести в закон момент саморегуляции: в орган, который будет аккредитован при Минкульте и как следствие — иметь государственные полномочия, войдут деятели шоу-бизнеса. Решения будут принимать не чиновники, а зарекомендовавшие себя люди. Кто точно войдет в этот совет, я не знаю. Скорее всего те, кого сама индустрия решит поставить во главе этой регуляции: Крутой, Пугачева, Козырев, Болдин. Конечно, это временная мера — такая законодательная помощь на очень ограниченный срок. Государство не может быть активным игроком на рынке шоу-бизнеса. Оно в состоянии только выступить некоторым регулятором на переходный период, после чего шоу-бизнес сможет функционировать самостоятельно.
       — Вы говорили о защите потребителя от вредной по содержанию продукции. Существует ли возможность отказа в аккредитации по нравственным критериям? Запретят ли, к примеру, группу «Тату»?
       — Вопросы нравственности вообще не могут быть правовыми. Они могут отражаться в законе в случае, когда государство имеет закрепленную морально-идеологическую схему. Например, если церковь не отделена от государства и весь народ живет по христианской идеологии. Если в стране одна партия, коммунистическая, и диктатура, то коммунистическая идеология является обязательной для всех граждан. В нашем случае — в многонациональном, многоконфессиональном государстве — у каждого свое представление о морали и нравственности и каждый живет согласно своим внутренним моральным критериям. В Северной Африке по улицам ходят женщины с обнаженной грудью, и никто на это не обращает внимания. А на Востоке обнаженная женская пятка считается порнографией.
       Поэтому категорически нельзя определяться в возможности присутствия продукта на рынке, исходя из вкусовщины. Кому-то нравятся песни Алены Апиной, кому-то они кажутся легковесными и пошловатыми, кому-то нравится, как Боря Моисеев показывает задницу, а для кого-то это — оскорбление чувств.
       Артисты как люди творческие вправе самовыражаться на сцене так, как считают необходимым, не нарушая существующего законодательства. У нас запрещено со сцены призывать к свержению существующего строя, пропагандировать войну, терроризм, порнографию и употребление наркотиков, разжигать национальную, религиозную, классовую, социальную, сексуальную нетерпимость. В нашем законе просто продублированы эти позиции.
       — А как насчет борьбы с пиратством?
       — Борьба с пиратством — это отдельная и очень сложная тема. Существует закон об ответственности за совершение преступлений в сфере незаконного оборота контрафактной продукции. Недавно нами были приняты поправки в УК, которые существенно отягощают наказание в случае пиратства.
       Основная наша задача — цивилизовать хотя бы рынок гастрольно-концертной деятельности, сделать его инвестиционно привлекательным для крупных компаний, западных в том числе. Сейчас западные корпорации — «Сони», БМG, «Юниверсал» — очень боятся нашей российской музыкальной действительности. Свои представительства открывают единицы, да и те категорически не лезут в гастрольно-концертную часть. Россия, к сожалению, пока так и не стала полноценным звеном в цепочке мирового шоу-бизнеса. Наш шоу-биз очень провинциальный, «матрешечный», самостийный. А ведь Россия — это огромная аудитория, интересующаяся западной музыкой. Для западных артистов наш рынок вполне может стать частью мировой промоушн-кампании. Да и наши артисты смогут наконец пробиться к западной аудитории – ведь за последние 70 лет только пресловутой «Тату» удалось стать известной за пределами родины.
       Но надо создать условия, чтобы иностранцы не боялись того, что происходит у нас. А у нас происходит «кидалово», демпинг рынка, у нас концерты организуют непонятные люди, у нас не соблюдаются авторские права. Надеюсь, наш закон в какой-то мере будет способствовать воспитанию правового самосознания. И люди, которые будут ходить на качественные концерты, перестанут покупать пиратские диски.
       
       Беседовала Алла ГЕРАСКИНА
       
       
МНЕНИЕ
       
       Заместитель председателя совета директоров по научной работе «Независимого института выборов», кандидат юридических наук Алексей Сергеев считает разработку проекта закона «Об осуществлении гастрольно-концертной деятельности в области музыкального шоу-бизнеса» несовершенной и противоречащей действующему законодательству. Приводим отрывок из его заключения на проект, опубликованного на сайте www.vibory.ru
       
       «В законопроекте фактически произведена подмена юридического института лицензирования отдельного вида деятельности иным юридическим институтом — государственной аккредитацией субъекта деятельности, поскольку законопроект рассматривает такую аккредитацию как разрешение на осуществление соответствующей деятельности, а отсутствие аккредитации — как запрет на ее осуществление. Тем самым делается попытка обойти предписания федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (его статей 2, 4, 5, 17 и др.), нарушив их дух и смысл. Согласно данному Федеральному закону лицензирование заключается в выдаче лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Институт государственной аккредитации субъекта экономической деятельности имеет качественно иную правовую природу».<…>
       «Можно отметить и иные недостатки законопроекта.
       Так, сфера регулирования предлагаемого закона, определенная в статьях 1 и 2 законопроекта как «гастрольно-концертная деятельность в области музыкального шоу-бизнеса», представляется юридически неопределенной. Законопроект не содержит четких и однозначных критериев, отграничивающих такую деятельность от оказания иных услуг зрелищного характера. Не обладает должной четкостью и понятие «профессиональные эстрадные артисты и музыкальные коллективы» (абзац второй статьи 2). Это потребует от правоприменителя принятия решений, уточняющих круг субъектов, подпадающих под регулирование закона.
       Представляется, что решение проблем, обозначенных депутатами Государственной Думы А.Ю. Вульфом и И.Д. Кобзоном, должно осуществляться путем развития гражданского законодательства, в том числе об авторском праве и смежных правах, о защите прав потребителей, а также путем обеспечения действенной юридической ответственности за правонарушения».
       
       "Новая газета"

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera