Сюжеты

ДЕТИ «ПАРФЮМЕРА»

Этот материал вышел в № 45 от 26 Июня 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Ароматы и запахи в культуре. – М.: НЛО, 2003 – 664 С. В принципе — это книга о семиотике запахов. О запахах-знаках. О том, как запахи (в ряду прочих знаков) правят современным миром и как велика их власть. «Знак запаха» обладает особым...


Ароматы и запахи в культуре. – М.: НЛО, 2003 – 664 С.
       
       В принципе — это книга о семиотике запахов. О запахах-знаках. О том, как запахи (в ряду прочих знаков) правят современным миром и как велика их власть. «Знак запаха» обладает особым могуществом: он впрямую апеллирует к подсознанию. (Что не мешает ему впитывать и хранить огромный ассоциативный ряд, целый культурный шлейф: в обстоятельную библиографию сборника входит, например, специальное исследование «Запах святости. Христианская мифология ароматов», выдержавшее во Франции 1990-х два издания.)
       Мощь «ольфакторного воздействия» социологи и семиологи осознали лишь в конце ХХ века. «Итак, мы «спасены» дезодорантами от социального остракизма. Теперь встает вопрос, как добиться социального одобрения. Тут-то мы и хватаемся за духи…» — иронизируют К. Классен, Д. Хоувз и А. Синнотт в исследовании «Аромат» (Лос-Анджелес – Нью-Йорк, 1994). «Ольфакторные коды», маркирующие социальные и этнические группы, «ольфакторный идеал» и его неисчерпаемый коммерческий потенциал, управляющий самоощущением людей в Париже и в старательских поселках на Амазонке, — предмет их анализа. А тема обширной статьи Екатерины Жирицкой «Легкое дыхание: запах как культурная репрессия в российском обществе 1917—1930-х гг.» и вовсе не нуждается в комментариях (отметим лишь, что это — глава из будущего фундаментального исследования «Запах родины»).
       …В сборнике много занятной конкретики: история династии Герленов, путь московского товарищества «Брокар и К0» от подвала в Теплом переулке 1864 г., где мыло варили втроем, а продукт развозили на салазках, – до золотых медалей Всемирных выставок в Париже и двухмиллионного оборота фирмы в 1896 г.
       Здесь вновь, вновь и вновь открывают, что духи «Шанель № 5» разработаны русскими парфюмерами-эмигрантами Э. Бо и К.М. Веригиным (а сам этот вечный запах в Париже 1920-х гг. воспринимался как «ностальгическая память о белых ночах Петербурга»); берут интервью у профессоров Артура и Пегги Уинтерс – исследователей феномена «рекламы в моде» и теории построения модных брендов.
       Но главные темы все же — власть этих летучих субстанций над страхами, предрассудками, мечтами, воспоминаниями и страстями человека. Психология, социология – и даже политология запахов.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera