Сюжеты

НОЧНОЙ ДОЗОР НА ВАВИЛОНСКОЙ БАШНЕ

Этот материал вышел в № 46 от 30 Июня 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Н.В. Гоголь «Ревизор». Режиссер — Маттиас Лангхофф. Театро ди Дженова (Генуя) Маттиас Лангхофф начинал в 1960-х, в брехтовском театре «Берлинер Ансамбль». Брехтовский гротеск и жесткость гражданского анализа сделали режиссера персоной нон...


Н.В. Гоголь «Ревизор». Режиссер — Маттиас Лангхофф. Театро ди Дженова (Генуя)
       

     
       Маттиас Лангхофф начинал в 1960-х, в брехтовском театре «Берлинер Ансамбль». Брехтовский гротеск и жесткость гражданского анализа сделали режиссера персоной нон грата в ГДР. А спектакли 1970-х — 1990-х в Цюрихе, Гамбурге, Авиньоне, парижских Театр де ла Вилль и «Комеди Франсез» создали ему театральное имя европейского масштаба.
       «Ревизор» Лангхоффа — отчасти «дань чести» Мейерхольду и его спектаклю 1926 года. В той же сценической конструкции Лангхофф предполагает поставить еще две пьесы из репертуара Мейерхольда: «Смерть Тарелкина» и «Мандат». Но смыслы сдвинуты: мейерхольдовская конструкция напоминает и о «Вавилонской башне» Брейгеля-старшего, и о башнях цивилизации ХХI века.
       
       Татлинская башня III Интернационала в «Ревизоре» Лангхоффа изрыта спиралевидными лестницами, чуланами, закоулками. Фанерные стены болезненно облупились, голубая краска протерлась, прохудилась, как бедное бельишко обывателя. За кривой решеткой светится окошечко кассы, на картонке — русская надпись: «Закрыто». Кассирша (Тринидад Иглесиас) — она же слесарша Пошлепкина, она же унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла, — таскает дощатые ящики с мерзлой рыбой лабардан (то бишь треской по 56 копеек «старыми»). Обвисла вязаная кофта Кассирши, болезненной полнотой налито тело, нежной русской потусторонностью — подслеповатый взгляд.
       «Вечерний зво-он в краю родном, где я люби-ил, где о-отчий дом», — выводит она, подперев щеку мощным кулаком. Сырой тряпкой обмахивает перила Вавилонской башни III Интернационала. Тени каторжников в темных халатах, свистя метлами, подметают авансцену — улицы города N. «Бом… бом…» — подхватывают каторжники припев. Гоголь в одном мгновении сгущен до предела. Гоголь русского зрителя: знаемый наизусть, он давно стал для нас темой и тембром медитаций.
       Но Маттиас Лангхофф ставил спектакль «Ревизор» (в переводе — «Инспектор женерале») не о России.
       На вопрос: «Как вы строили образ своего Городничего?» — Эрос Паньи, ведущий актер Театра ди Дженова, хмыкнув, ответил: «Мне достаточно было открыть любую итальянскую газету». Ферруччо Солери, знаменитый Арлекин Джорджо Стрелера (у Лангхоффа он играет Осипа), присоединился к мнению коллеги. По словам создателей спектакля, проблемы богоугодных заведений, патронируемых Земляникой, и любопытства почтмейстера Шпекина к переписке г-д обывателей актуальны и для Италии. Еще актуальней для Европы ХХI века проблема Провинции и Столицы. Тут вышел арабеск чисто гоголевский: единого центра уже нет. Но под натиском нового мира провинцией предложено себя ощутить всей «прежней» Европе.
       И потому в качестве истинного Ревизора из Петербурга у Лангхоффа в город N. возвращается все тот же Хлестаков (Юрий Феррини). Только — выхоленный, подтянутый, в безупречном галстуке и темных очках. С личной охраной, прощупывающей Марью Антоновну и букет, поднесенный ею высокому гостю от населения.
       О трагическом барокко Брейгеля в этом спектакле напоминает россыпь тщательно придуманных деталей. Особенно деталей актерской игры.
       Здесь все трагикомедия. Все марионетки уездного города дергаются на ниточках нервов. Каждый управляем собственным нереализованным тщеславием, надеждой на случайный лихой поворот колеса Фортуны.
       И пока страсти кипят — стены города N. ветшают, трещины ползут по стенам башни, гоголевские крысы вырастают до размеров бурого медведя с когтями цвета хаки.
       Мир готов рухнуть. На заднике открывается фреска Микеланджело «Страшный суд». Но ни один из персонажей «Ревизора» ее не заметит…
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera