Сюжеты

МАЛЫЙ БИЗНЕС ВОЛАНДА

Этот материал вышел в № 46 от 30 Июня 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Мастер и Маргарита». Режиссер — Франк Касторф. Театр «Фольксбюне» (Берлин) «Мастер и Маргарита» был заявлен как одно из главных событий Чеховского фестиваля. В антракте добрая половина зрителей покинула зал. Причиной стало непочтительное...


«Мастер и Маргарита». Режиссер — Франк Касторф. Театр «Фольксбюне» (Берлин)
       
       «Мастер и Маргарита» был заявлен как одно из главных событий Чеховского фестиваля. В антракте добрая половина зрителей покинула зал. Причиной стало непочтительное обращение с любимым романом советской интеллигенции? Не исключено: Мастер здесь ведет себя как настоящий сумасшедший, грязный и крикливый. Москва Маргариты и Ивана Бездомного оформлена как большая кафешка с секс-кино. Сцена, в которой Понтий Пилат в плавках беседует в ванной с голым Иешуа, возмутила целые группы в зале. Любознательно настроенные зрители дожили до финала и устроили овацию Франку Касторфу — ведущей фигуре современного немецкого театра.
       
       «I want to believe» — название кафе бьет по глазам розовым неоном все пять часов, что идет спектакль. «Хочу уверовать», — кричит агностик Берлиоз. На него мчится трамвай. Видео увеличивает трамвайную железную морду, звукоусилители наращивают орлиный клекот: так стрекочет светофор для слепых. Но поздно: отрезанная голова-маска прыгает по рельсам.
       Все снято на видеокамеру в сегодняшней Москве. Буклет иллюстрирован цветными фотографиями стен с Большой Садовой, 10, на них наложены фото из спектакля — Мастер, Бездомный и медсестра-мулатка выпивают на полу психушки, Воланд в японском кимоно готовит Маргариту к балу черт знает в каком модном клубе... Отношения немецкой культуры с чертом, традиционно поставленные на прагматическую ногу контракта, пошли на пользу роману, измученному пиететом и политикой: по мнению Касторфа, чертовщина стала совсем обыденной, как чашка кофе на бульваре. Воланд (Генри Хюбхен) усаживается на стопку белых пластиковых стульев, как на трон (легко представить современное уличное кафе на Патриках). Читает утреннюю газету.
       Именно непочтительная осовремененность делает «Мастера» Касторфа увлекательным. У Мастера Мартина Вуттке на голове штампованная бейсболка с буквой «М». Актриса Катрин Ангерер, обычно играющая сильных деловых женщин, в своем белом парике, с загорелой кожей и пустыми глазами-воронками больше похожа на недорогую девушку по вызову: выходит, таковы сегодня сильные деловые женщины. Ее перемолотая женская суть и желание совершать рыцарские подвиги во имя любви не очень нужны Мастеру, современному мужчине с тряпочным сердцем: чрезмерная активность просто пугает его.
       Сцены в Ершалаиме и в клинике для душевнобольных разыгрываются за сценой в режиме он-лайн. Они зафиксированы глазком видеокамеры и сразу оживают на экране. Порой видеосцены избыточно реальны и более убедительны, чем сыгранная на подмостках неоновая ирреальность кафе. Большой видеоэкран размещен над сценой, и это тоже подавляет живую игру актеров. Увлечение режиссера крупными планами, разглядыванием прыщей и пор на коже обнаруживают в нем простодушное детское любопытство к сравнительной физиологии человека и дьявола и в то же время скрупулезную пристальность врача-диагноста.
       Диагноз поставлен: connected isolation — одиночество человека в век телекоммуникаций. Мы смотрим не спектакль, не клип, а высокохудожественное застеколье. С подачи режиссера рассеянно блуждаем по телеканалам Москвы и Ершалаима, и репортажи про голую Маргариту с молотком в руках повышают рейтинг. Касторф, работающий на общество спектакля, в котором театральная зрелищность с удовольствием эксплуатируется видео, знает, что для живущих во тьме видно лишь то, что горит. Горят огни кафе, горит дом Маргариты, рукописи горят тоже. А Касторф зажигает.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera