Сюжеты

НЕ НАДО ТАК ДОЛГО ЖИТЬ!

Этот материал вышел в № 47 от 02 Июля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

На сцене «Геликона» прошла премьера оперы чешского композитора Леоша Яначека «Средство Макропулоса», написанной в 1925 году на либретто Карела Чапека и давно украшающей мировые сцены. Кроме российских «Геликон» взял и совершил сразу два...


На сцене «Геликона» прошла премьера оперы чешского композитора Леоша Яначека «Средство Макропулоса», написанной в 1925 году на либретто Карела Чапека и давно украшающей мировые сцены. Кроме российских
       

   
       «Геликон» взял и совершил сразу два подвига: поставил не известную нам оперу не известного нам автора и «соблазнил» на постановку спектакля выдающегося дирижера — Геннадия Рождественского, который после ухода из Большого театра впервые предстал перед родной оперной публикой.
       Участие в спектакле такого мастера — честь для любого театра. А невозможные бертмановские режиссерские фантазии вели зрителя сквозь лабиринты музыкальных сюжетов, как нить Ариадны.
       Сюжет известен всем читавшим Чапека или когда-то видевшим фильм «Рецепт ее молодости» с Людмилой Гурченко.
       Красавица гречанка Эмилия Марти живет 337 лет. Ее не трогают внимание поклонников, любовь мужчин. Она очень боится умереть и пытается найти пожелтевший от времени конверт, где хранится рецепт продления жизни, изобретенный ее отцом.
       Кстати, и зрители получили такие же пожелтевшие конверты, из которых заинтригованно вынимали программки спектакля.
       Душа Эмилии — выжженная пустыня. Ее жизнь — в прошлом, где были любовь, красота, счастье… Деньги, успех, аплодисменты опостылели; чувства покрылись ржавчиной, всюду расставила сети скука. Но, даже потеряв смысл жизни, звезда сцены цепляется за иллюзии, пытается поймать свою птицу феникс.
       Герои вопреки закону детективного жанра умирать не хотят и в финале с невероятным тщанием вцепляются в истлевшую бумажку с «рецептом молодости».
       И лишь старая, дышащая на ладан горбунья-горничная — выразительнейшая работа Екатерины Облезовой! — прожившая на свете не меньше, чем ее госпожа, бесстрастно взирает на безумие рабов Божьих, которым неведомо очевидное — смертельная скука долгой жизни.
       Построенную на диалогах-речитативах оперу называют трудноисполнимой. В ней нет привычных оперных арий. И в редком театре найдется достаточное количество актеров, способных спеть эту «нехитовую» музыку на трудно выговариваемом чешском языке. В «Геликоне» нашлось три состава!
       У трех геликоновских прим — своя энергетика, свой нерв, своя Эмилия: стремительная и пылкая — у Алисы Гицбы, властная и решительная — у Светланы Создателевой, утонченная и по-актерски выразительная — у Натальи Загоринской.
       Художники театра Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный все вертикальное пространство маленькой геликоновской сцены превратили в трехэтажный — ведь героине три века! — Колизей с черными провалами-силуэтами людей ушедших эпох и разорванным кругом времени.
       В каждое из столетий ведут длинные лестницы — по ним упрямо карабкается в прошлое память актрисы.
       Сцена усыпана старыми бумагами. Ими же обклеены стены Колизея. Где-то среди них — заветный конверт... Перемешаны века и моды: камзолы, фраки, смокинги, бабочки, жабо, кринолины…
       Белые фантомы ушедших в небытие любовников с интересом наблюдают со своих этажей. Чем больше страстей и «клубнички» — тем внимательней они смотрят на сцену. Смерть Эмилии будет яркой: вспыхнут свечи и факелы — и в отблесках оранжевого огня будут корчиться белые тени всех, кого она любила. Те, кто не живет ни в чьей памяти, — умирают навсегда.
       Геликоновский оркестр органично вписался в интеллигентный, выдержанный, мягкий дирижерский почерк маэстро. Дирижерская палочка Рождественского дисциплинировала певцов и очаровывала публику, которая после спектакля обрушила на сцену каскады аплодисментов. Взаимный катарсис был неподдельным.
       Под аплодисменты я неожиданно спросила свою пятнадцатилетнюю дочку, сидевшую рядом: «Сколько лет лучше жить: триста или тридцать?».
       Она задумалась. Потом шепнула в ответ: «До тех пор, пока жизнь — радует!».
       Простая истина.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera