Сюжеты

ВСЕ ПУТЕМ. ЖЕЛЕЗНЫМ

Этот материал вышел в № 47 от 02 Июля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Инвестиции и реформа железнодорожной отрасли Думаю, каждый из более или менее успешных предпринимателей задумывается над вопросом: куда вложить свой капитал, да так, чтобы через определенное время он принес значительную прибыль? Это...


Инвестиции и реформа железнодорожной отрасли
       

   
       Думаю, каждый из более или менее успешных предпринимателей задумывается над вопросом: куда вложить свой капитал, да так, чтобы через определенное время он принес значительную прибыль? Это серьезный вопрос, требующий тщательного анализа и долгих размышлений.
       Еще Лев Толстой, великий русский классик, когда-то сказал: «Наша жизнь — железная дорога». С ним трудно не согласиться. Вспомним знаменитый Транссиб. Без него не было бы российского Зауралья, Сибири и Дальнего Востока — то есть больше половины страны. А сколь высока социальная значимость железной дороги! На мой взгляд, именно она может стать привлекательной для инвесторов.
       Однако пока еще МПС России является министерством, сочетающим в себе функции государственного и хозяйственного регулирования. Известно, что подобное совмещение в условиях рынка приводит к конфликту между государственными задачами и хозяйственными интересами. Изменить существующее положение дел и призвана реформа железнодорожной отрасли. Суть ее заключается в передаче функций хозяйственного управления МПС создаваемому открытому акционерному обществу «Российские железные дороги».
       Железнодорожники утверждают, что в результате преобразований существенно повысится инвестиционная привлекательность отрасли. Тогда как в течение всего последнего десятилетия XX века российский железнодорожный транспорт развивался за счет собственных источников, то есть по системе так называемого перекрестного субсидирования, когда нерентабельные пассажирские перевозки финансировались за счет грузовых. Если в начале 90-х рост железнодорожных тарифов на порядок опережал рост цен на перевозимые товары, то во время и после кризиса 1998 г. произошли диаметральные изменения. Благодаря этому в цене российской продукции снизилась транспортная составляющая. В результате произошел рост экспорта и промышленного производства. Увеличилась загрузка железных дорог. Возникла необходимость увеличения инвестиционной составляющей в тарифе за перевозку — дабы развивать отрасль и пополнять вагонный парк.
       Инвестиции — основной фактор развития любой компании. Железнодорожный транспорт России обладает сегодня огромным инвестиционным потенциалом, и его использование должно быть наиболее оптимальным. Однако, несмотря на важность железных дорог в экономической системе нашей страны и абсолютно всех секторов российской экономики, инвестиции в отрасль поступали в основном за счет собственных ресурсов. Поддержка со стороны государства заключается лишь в полупроцентной компенсации расходов на пассажирские перевозки. О каком повышении эффективности работы железнодорожного транспорта могла идти вообще речь? Ответ на этот вопрос очевиден, особенно сегодня, когда отрасль вступает в новый, решающий этап создания ОАО «Российские железные дороги». Вступили в силу законы, обеспечивающие правовую базу реформы железнодорожного транспорта, сформирован с учетом всех поправок и отдан на утверждение в правительство перечень имущества, входящего в уставной капитал ОАО, выработана модель движения финансовых потоков внутри отрасли.
       Реформирование отрасли создаст возможность для повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта. У «Российских железных дорог» появятся возможности использовать новые механизмы взаимодействия с инвестиционно-финансовыми институтами: привлечение долгосрочных кредитов, выпуск облигаций, размещение на рынке капитала акций дочерних обществ, выделяемых в процессе реформирования. В свою очередь, для инвесторов откроются ранее недоступные или недостаточно привлекательные ниши для вложения средств: создание компаний-операторов в области перевозок грузов и пассажиров, участие в уставных капиталах юридических лиц, выделяемых в конкурентные сектора, инвестиции в объекты железнодорожного транспорта и др. Уже продумана и утверждена законодательная база хозяйственной деятельности и финансово-бухгалтерской отчетности акционерного общества.
       Потребность МПС России в инвестициях ежегодно растет. Так, в 2003 году она составляет более 200 млрд рублей.
       В целях обеспечения стратегических направлений развития сегодня особое внимание уделяется рациональному перераспределению ресурсов. На нынешний год правительством Российской Федерации утверждена инвестиционная программа в объеме 122,6 млрд рублей, что на 25% выше аналогичного показателя предыдущего года. Объем общих инвестиций на 2004 год составит около 220 млрд рублей, а на 2005 год — 274 млрд рублей.
       Указанные средства будут направлены на мероприятия по развитию пограничных переходов и предпортовых станций, электрификацию важнейших железнодорожных направлений, развитие пассажирских парков и станций, а также предприятий, связанных с обслуживанием пассажиров, внедрением автоматизированных систем контроля и учета проезда. Кроме того, отмечен рост перспективных потребностей в подвижном составе. Поэтому значительная часть средств пойдет на поставку локомотивов нового поколения и модернизацию существующих. Часть инвестиций будет предназначена для развития скоростного и высокоскоростного движения поездов, внедрения ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте и строительства магистральной цифровой сети связи.
       Основной целью инвестиционной политики сегодня является повышение эффективности работы отрасли. А ее достижение зависит от ряда других целей, призванных обеспечить достижение главной. То есть следует ожидать снижения себестоимости перевозочного процесса и увеличения производительности отрасли.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera