Сюжеты

«КАЛЛАС НАВСЕГДА»: ПОГАНЫЙ СЦЕНАРИЙ ПРИ ПОТРЯСАЮЩЕМ ЗВУКЕ

Этот материал вышел в № 48 от 03 Июля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В фильме Франко Дзеффирелли новые технологии дарят блистательной певице, утратившей голос, ее прежнее дарование. Во всем блеске. И за это не надо отдавать дьяволу душу. Или все-таки надо? Новый фильм восьмидесятилетнего Франко Дзеффирелли...


В фильме Франко Дзеффирелли новые технологии дарят блистательной певице, утратившей голос, ее прежнее дарование. Во всем блеске. И за это не надо отдавать дьяволу душу. Или все-таки надо?
       
       Новый фильм восьмидесятилетнего Франко Дзеффирелли заранее внушал трепет: сплетение легенд, искусств, жизненных и сценических коллизий. И вот фильм «Каллас навсегда», сыграв роль парадного финального занавеса на Московском кинофестивале, облачившись в будничную одежду, вышел на скромный простор российского кинопроката.
       
       Меломаны, любительницы «караванных историй», уже поседевшие поклонники маэстро Дзеффирелли (сегодня сверстникам его оскароносных «Ромео и Джульетты» уже за пятьдесят) – вот передовой, не слишком многочисленный отряд его зрителей.
       Мастер оперных феерий (на сцене и на экране) задумал воплотить в кино фантазию на тему собственной дружбы с одной из первых оперных див мира Марией Каллас, «божественным сопрано», вырвавшимся за пределы мощного притяжения бельканто. Вне росчерков восьмушек и четвертей партитуры, не по указанию дирижерской палочки — по велению грандиозного драматического таланта, подлинной страсти существовали ее Медея, Анна Болейн, Норма, Амина, Виолетта, Тоска. Отравившись ядом «любовного напитка» небывалых чувств на сцене, она и сама прожила жизнь, полную романтических надежд и их крушений.
       Дзеффирелли рассказывает о Каллас — Призраке оперы, о закате ее судьбы (ксерокопированной папарацци во множестве глянцевых журналов). В качестве пробы пера роль примадонны он вначале предлагает неподражаемой Терезе Стратос, памятно сыгравшей Травиату в его киноопере. Думаю, отказ Стратос был предсказуем. Зачем одной из самой гармоничных оперных див воплощать в кино другое, более яркое светило? Да еще в момент его угасания. Тогда и возникла идея подарить роль потерявшей голос певицы Фанни Ардан, мастерице тончайшей психологической графики и тихой драмы. Ведь в своем замысле режиссер опирался прежде всего на редкое актерское дарование Каллас…
       У монументального портрета, сочиненного Дзеффирелли, объемная оптика. Ардан играет метания стареющей дивы сквозь призму собственных переживаний. (Конечно, облик и внешность французской звезды – не буквальный портрет греческой певицы, скорее фантазия на тему.) Режиссер вставляет в глазок камеры двойную диоптрию: друг примадонны импресарио Ларри (Джереми Айронс) — прямой альтер-эго Дзеффирелли, да и в образе самой певицы режиссер с флоберовской откровенностью рисует собственное отражение.
       Ларри пытается вытащить похоронившую себя в парижском затворничестве. Он предлагает ей новый триумф в телеверсии «Кармен», в партии, никогда не исполнявшейся Каллас на сцене. Секрет в том, что сыгранная на экране роль будет озвучена старой звукописью. Мудрой, все еще блистательной актрисе новые технологии подарят молодой голос. Ее собственный. Но три десятилетия спустя. И за это не надо отдавать дьяволу душу. Или все-таки надо?
       Лучший момент фильма – съемки «Кармен», медленного просыпания впавших в летаргию, присыпанных нафталином времени и лишенных признаков жизни чувств, эмоций, надежд примадонны. Для Дзеффирелли в этом оперном эпизоде — терпкий вкус киностраниц, некогда сочиненных собственной рукой: страстность «Укрощения строптивой», романтизм «Травиаты», обреченность, помноженная на силу чувств, «Ромео и Джульетты», вкус к подробности «Джейн Эйр». Актерский диалог Фанни Ардан и Джереми Айронса напоминает виртуозную игру в теннис, но рассмотренную через микроскоп: взгляд – движение ресниц, вздох – пауза. Однако сложные психологические пассажи мастера исполняют на… расстроенном инструменте.
       Идея хороша. Увы, сценарий Мартина Шермана слаб откровенно. Диалоги банальны, предсказуемы, скучны. Оттого великая драма великой певицы превращается в сентиментальную пьеску в духе «Каравана историй». А снискавшая себе славу не только звезды, но и подлинной драматической актрисы Фанни Ардан вынуждена существовать в позолоченной мелодраматической рамке банальности: смотреть на фотографию упитанного Аристотеля Онассиса и ронять слезы под аккомпанемент записей вечно молодого голоса Марии Каллас…
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera