Сюжеты

ЧЕЛОВЕК ПРОЛИВНОГО ДОЖДЯ

Этот материал вышел в № 51 от 17 Июля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Одинокий милиционер красиво закрыл Чеховский театральный фестиваль «Заморозить пьесы Антона Павловича лет на десять, пусть отдохнут», — твердили в интервью молодые режиссеры типа Серебренникова и мэтры типа Захарова. Не имей желаний,...


Одинокий милиционер красиво закрыл Чеховский театральный фестиваль
       

   
       «Заморозить пьесы Антона Павловича лет на десять, пусть отдохнут», — твердили в интервью молодые режиссеры типа Серебренникова и мэтры типа Захарова. Не имей желаний, говорили древние, ведь они могут сбыться.
       Пятый театральный фестиваль имени Чехова войдет в историю тем, что на нем не было ни одного спектакля по Чехову, а главным событием стало шоу конного театра «Зингаро» при участии тибетских монахов.
       Смешение театральных школ, политкорректность стали, пожалуй, главной характеристикой фестивальных спектаклей: от финского балета до тайваньского физического театра. Впрочем, словно в насмешку один раз тихонько прошел показ пластических этюдов из Белоруссии по мотивам «Чайки», и была в этом червоточинка разлагающей цитатной усмешки.
       Однако фестиваль успешно завершен. Москва может гордиться собой в отличие от Франции, закипевшей и перессорившейся этим летом в склочных театральных забастовках. В кассах на большинство спектаклей билеты были по 100 рублей. Биноклей хватало на всех. Капельдинерши позволяли садиться в проходах. Буклеты были информативны и дешевы. Буфеты и туалеты работали.
       Зрители наконец увидели и сравнили два главных японских театра — кабуки и но — и поняли главную разницу. Кабуки — яркое, костюмное, с понятным сюжетом искусство для народа. Но — театр-аристократ, родившийся при японском дворе, замкнутый, требующий сопроводительного листа с комментариями. От этого, кажется, более японский. Но славится своими масками, имеющими магический смысл: перед представлением актер долго всматривается в маску, и ей передается его душа.
       Европейский театр был представлен именами лучших режиссеров современности. Итальянский «Ревизор» Маттиаса Лангхоффа, немецкий «Мастер и Маргарита» Франка Касторфа, швейцарская «Прекрасная мельничиха» Кристофа Марталера обнаружили удивительную вещь: если на японских спектаклях (экзотика с доставкой на дом) в зале яблоку было негде упасть до конца каждого спектакля (и спектакли того стоили), то на европейские спектакли публика ломилась к началу, привлеченная анонсами, а в антрактах рассасывалась.
       Шоу «Кони ветра» театра «Зингаро» было одним из самых дорогих (от 500 рублей), но люди жертвовали ради него «Матрицей»: гуси, кони и медитирующие монахи получили самый высокий зрительский рейтинг.
       Рекордно скучное закрытие на Театральной площади обеспечивали итальянская труппа «Студио Фести» и два кордона московской милиции (на асфальте у ограды оставались баночки с вареньем и солеными огурцами, изъятые из студенческих рюкзаков). Финал Чеховского фестиваля вытянул рядовой милиционер. Когда затрещал и посыпался прощальный салют, все сначала закричали «Ура!», а потом впервые за полтора часа захохотали. За пеленой золотого дождя, лившегося перед памятником Карлу Марксу, на троллейбусной остановке мирно сидел сотрудник внутренних войск и смотрел, чтобы никто не попал на территорию салюта. Когда несколько тысяч человек устроили овацию попавшему в эпицентр внимания «человеку дождя», он взглянул на толпу так недоуменно и доверчиво, как не научат в театральной школе, и это искупило всю нудную неловкость финального шоу.
       Вот такой неожиданный итог — представители служб безопасности играют главные роли в театре и срывают бурные аплодисменты.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera