Сюжеты

САЯНО-ШУШЕНСКАЯ ПЕСНЯ

Этот материал вышел в № 51 от 17 Июля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Мы можем предложить миру нечто более качественное, чем группа «Тату» Давно опостылевший вопрос: почему русский музыкальный фольклор непопулярен во всем остальном мире? Чем мы хуже Островов Зеленого Мыса, не говоря уж про Кубу, Ирландию или...


Мы можем предложить миру нечто более качественное, чем группа «Тату»
       
       Давно опостылевший вопрос: почему русский музыкальный фольклор непопулярен во всем остальном мире? Чем мы хуже Островов Зеленого Мыса, не говоря уж про Кубу, Ирландию или Сенегал?
       В самом деле: десятилетия прошлого века ушли на то, что «Березка», Игорь Моисеев, полдюжины краснознаменных ансамблей и примкнувший к ним немец Иван Ребров сделали мало-мальски узнаваемой мелодию «Калинки».
       Вскоре после этого покойный фольклорист Дмитрий Покровский убедительно показал, что «Калинка-малинка», «Светит месяц» и прочие «Коробейники» — никакие не народные песни, а просто-напросто пейзанская попса — «Мой мармеладный» XIX века… Себе и своему ансамблю Покровский имя сделал, но его альтернатива — старинный этнографический фольклор — тоже в мировые хиты не вышла. И если мы посмотрим, кто сегодня из наших соплеменников тусуется на глобальной этносцене, то обнаружим одного многостаночника Сергея Старостина, отдувающегося за всю русскую музыкальную народность...
       В чем же тут дело? Языковой барьер? Неграмотные продюсеры? Отсутствие инвестиций? Нет, все это аргументы из области попсы. С нашим фольклором все проще и грустнее.
       Проблема, боюсь, в том, что русская народная музыка по своему характеру плохо конвертируется за границей. Милая, но слишком неброская, как природа нашей средней полосы, она может доставлять неизъяснимое удовольствие нам, воспитанным в традиции и имеющим понятие, а неврубающимся иностранцам она попросту скучна. Чай, не самба и не ча-ча-ча.
       Комплексовать по этому поводу не стоит — вот Китай, например, тоже немаленькая страна, а с экспортом тамошней национальной музыки дела обстоят еще хуже. А вот искать пути продвижения нашей этномузыки во всех направлениях все равно стоит.
       Только что я приехал с фестиваля «Саянское кольцо», что проходил в историческом селе Шушенское на самом юге Красноярского края. Более развеселого и разнообразного фестиваля народной музыки я в России не видал. Начать с того, что сам по себе Шушенский район по различным показателям благополучия (ухоженность населения, качество дорог, отсутствие разрухи) существенно превосходит дальнее Подмосковье. Но речь не об этом.
       Саяны — уникальное место, где Запад встречает Восток, и при этом все кругом — Россия. Такого столпотворения разных культур и религий на одном относительно небольшом пятачке трудно, наверное, найти еще где-то в мире. Православные и буддисты, славяне и тюрки, староверы и язычники…
       Три дня на маленьком футбольном стадионе в Шушенском под солнцем и дождем на сцене сменяли друг друга фольклорные группы с Алтая, из Бурятии, Иркутской и Кемеровской областей, Красноярского края, Тувы и Хакасии, а также коллектив московских хиппарей с тибетским уклоном. Всего порядка сорока ансамблей. На восточном фланге — мастера горлового пения, шаманы-ритуальщики, экзотические инструменталисты; на славянском — казаки, староверы, исполнители сибирских каторжных и плясовых песнопений. Гремучая смесь, от которой млели и таяли не только трудящиеся района (в количестве тысяч пять за день), но и профессионалы из жюри (Англия, Америка, Германия, Испания, Франция, Чехия).
       Что меня особенно вдохновило — так это вопиющая молодость большинства артистов. В двух ансамблях, поделивших Гран-при — «Аллаш» (тувинские горловики) и «Октай» (хор староверов), — не было ни одного участника старше двадцати лет. И меня совершенно не удивило, что еще до окончания фестиваля пираньи этношоу-бизнеса из Британии, Германии и Испании стали предлагать сибирским самородкам контракты.
       Так вот: начав за упокой, я кончаю за здравие. И это лучше, чем наоборот. «Саянское кольцо» имеет шанс стать одним из занимательнейших этнофестивалей в мире. Выставив на эту витрину достижения сибирской музыкальной энергетики, мы можем предложить миру нечто более качественное, а главное — долговечное, чем группа «Тату». Хотя и «Тату» — ништяк… Ладно, Ленин с ними!..
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera