Сюжеты

«ЧТОБ ТЫ СДОХ!» КОМАНДА НЕВЫПОЛНИМА

Этот материал вышел в № 51 от 17 Июля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

ТЕРМИНАТОР ЖИЛ, ТЕРМИНАТОР ЖИВ, ТЕРМИНАТОР БУДЕТ ЖИТЬ Лето в самом разгаре. И кинопрокат оторвался в «отпускной» сезон. Если нет возможности уехать на Канары или хотя бы на подмосковную дачу, можно выбрать отдых по вкусу в любом из...


ТЕРМИНАТОР ЖИЛ, ТЕРМИНАТОР ЖИВ, ТЕРМИНАТОР БУДЕТ ЖИТЬ
       

      
       Лето в самом разгаре. И кинопрокат оторвался в «отпускной» сезон. Если нет возможности уехать на Канары или хотя бы на подмосковную дачу, можно выбрать отдых по вкусу в любом из прохладных залов мультиплексов.
       
       Экстремальный отдых.
       Для любителей попкорна и дорогих удовольствий. Куда уж дороже: $178 миллионов и ни цента меньше. Один из рекордных голливудских бюджетов принадлежит фильму «Терминатор-3: Восстание машин».
       «Т-3» — еще один Луна-парк времен компьютерных медиа. С Терминатором в центре вместо Микки Мауса. С каскадом компьютерных эффектов, бесконечными погонями (самая впечатляющая из них снята с громадного подвижного крана), битвой терминаторов всех форматов. В общем: «Посетите наш аттракцион «Т-3» — не пожалеете!»
       Между «третьим» и «вторым» перерывчик был большим. Почти 12 лет. И все это время вечный атлет Арнольд Шварценеггер мечтал вернуться. Ведь он пообещал это своим зрителям в финале «Т-2». А обещания Арни сдерживает. Вообще, эволюция личности Шварценеггера наводит на мысль: вероятно, он сам — реальный продукт эпохи электронных СМИ. Несомненно, автором пиар-проекта «новый герой Америки Арнольд Шварценеггер» является сам Арнольд. Типичный для голливудской идеологии пример «made self». В самом деле, еще каких-нибудь двадцать-тридцать лет назад кто мог заподозрить в горе мышц австрийского происхождения будущего выпускника Висконсинского университета, блестящего менеджера по недвижимости и собственному продвижению на рынок шоу-бизнеса. Шварценеггер проложил дорожку к славе тщательно продуманными благими деяниями. Не покладая рук этот Железный дровосек доказывает, что под мускулами у него — настоящее сердце. Защищает сирых и убогих, создает национальную программу по вовлечению детей в спортивные секции (нам бы такого Арни), сочиняет олимпийские проекты для детей-инвалидов.
       И когда «вес славы» был взят, Арнольд применил свои менеджерские качества в политической карьере. Отметившись в роли министра спорта, он помог младшему Бушу завоевать политический олимп. Теперь Терминатор планирует стать губернатором Калифорнии.
       «Т-3» создан по образцу предыдущего качественного «кинооружия» – «Т-1» и «Т-2». Но в отличие от предыдущих серий очередной сиквел работает на старом масле. Все те же истории про Судный день и отчаянные, по сути дела, бесперспективные попытки спасти человечество. Время действия – ближайшее будущее, именно июль 2004-го. Смертоубийственный супервирус, порожденный глобальной компьютерной системой Скайнет, отключить невозможно. Запуск ядерных ракет начнется в 18 часов 18 минут. Вот он, судный день эпохи «Матрицы». Жаль, что наша последняя надежда — в руках невзрачного Джона Коннора, употребляющего на досуге феноборметал (кстати, актер Эдвард Ферлонг, получивший известность в роли Коннора, не был утвержден на роль в связи с наркозависимостью). Не слишком оптимистичный прогноз. Но старина Терминатор нам поможет. Шварценеггер демонстрирует образец политкорректного автомата (выборы-то в губернаторы уже на носу). Смешно, когда его герой поливает полицейских вместе с их машинами из легкого пулемета, после чего облегченно вздыхает: «Жертв нет». Негоже будущему губернатору светиться в роли убийцы. Да и сам «Т-3» — образец модной в США политкорректности. Хотели женщины равенства? Получите. Новая супермодель кибермашины — женщина с нежным именем Терминатрикс и блестящей внешностью Кристанны Локен. Терминатрикс устроена более тонко и изощренно, по последней кибермоде. Собственно, все, как в жизни: самец Терминатор оказывается морально устаревшей моделью. Очаровательная Машина Т-1000 с параметрами 92-60-90 — убийца не только людей, но и добрых киборгов. Новенькая, волосок к волоску, Т-1000, видно, только что с конвейера. Непотопляемая и неразбиваемая. Не то что наш устаревший электронный донкихот. Вот и приходится Терминатору в драматичные моменты искать собственную голову где-то на спине, повисшую на тонких проводках. Да еще на протяжении всего действия получать по киберморде. Но относится Терминатор к этому с пониманием. Знает ведь: он все равно вернется. И когда злые языки бросают ему вслед: «Чтоб ты сдох», —он с прямолинейностью честной машины замечает: «Невыполнимая команда». Потому что Терминатор жил, Терминатор жив, Терминатор будет жить. Да еще поможет в выборной кампании своему близнецу Арнольду Шварценеггеру.
       
       Экстравагант-ный отдых: вместо Черного моря — черный юмор
       Любителям некогда модного стиля макабр, означающего погребальный смех, предназначена картина Франсиса Паллюо «Семейка Роуз». Лента продолжает добрую традицию черных комедий 90-х: «Семейка Аддамс», «Семейка Флинтстоунов», «Семейные ценности Адамсов». Суть славных кинопародий, выросших на дрожжах популярных сериалов, в игре противоположностей. Противопоставление упаковки надежных, как полосато-звездный флаг, семейных ценностей их идиотической, вымороченной сути.
       К респектабельной, лучащейся жизнелюбием и высоконравственностью семье Роуз волею случая забредают преступники-беглецы. Экстремальная ситуация – желанный допинг, столь необходимый милым сонным домочадцам с необычной фамилией «Розы», чтобы проснуться и выставить свои шипы наружу. Оставить в комнате для стирки парочку трупов и до смерти напугать настоящих преступников, чудом спасшихся от рук среднестатистических буржуа Роузов.
       Главное, едва ли не единственное преимущество картины — работа Кароль Буке. Любимая женщина Депардье, одна из самых красивых европейских актрис демонстрирует вкус и азарт в характерной роли. Ее розовая хозяйка розового дома – пародия на любимых персонажей глянцевых журналов. Тех, что сокровенно делятся заветным рецептом миндального печенья, до золотой свадьбы смотрят на мужа с затаенным восторгом и с утра до ночи напевают «Мелодию счастья». Очаровательная мадам Роуз не снимает своей «кремовой» маски даже тогда, когда ловким движением руки кидает серп в спину осточертевшей ей приходящей помощнице.
       В остальном комедия Франсиса Паллюо выглядит вторичной, в сравнении с «Аддамсами…» пресноватой. Гротескные маски персонажей лишены истории взаимоотношений, шутки несмешны. После финального титра вспоминается строгая оценка «Семейки Аддамс» одним из американских кинокритиков, назвавшим фильм «плохо организованным кладбищенским фарсом».
       
       Путешествие: Лондон с обратной стороны
       Стивен Фрирз, создатель знаменитой «Моей прекрасной прачечной», записной номинант на «Оскар» («Мошенники», «Опасные связи», «Фанатик»), снял новую картину: «Грязные прелести» — об изнанке благополучного Лондона. Фрирз призывает нас совершить путешествие по нетуристическому, анонимному Лондону. Без Биг-Бена, Трафальгарской площади и Букингемского дворца. Посетить город подполья.
       Можно сказать, сценарист Стивен Найт придумал современный среднеевропейский аналог неустаревающей классики буревестника «На дне», превращенный в духе времени в социальный триллер.
       На дне Лондона, в самых затрапезных районах, живут иммигранты: нелегалы, проститутки, санитары моргов, ночные портье дешевых отелей. Это – герои фильма. Так же, как персонажи Горького, они задумываются о предназначении человека. Со страстью чеховских героев мечтают вырваться из тотально-криминальной среды, уехать. Не в Москву, в Москву. В Нью-Йорк, Нью-Йорк — современную Мекку иммигрантов всех мастей и сортов.
       Беловоротничковому обществу выгодно иметь черную изнанку: нелегалов-рабов, готовых за бесценок продавать и свой труд, и себя самих. Эта едва скрываемая охота к эксплуатации обнаруживает гнилую сердцевину респектабельного «белого» общества.
       Портреты «бедных людей» весьма живописны и изобретательны. Главный дуэт: турчанка горничная Синей — Одри Тоту и портье нигериец Окве (между прочим, дипломированный доктор) — Чивителя Эджиофора. Одри Тоту счастливо избегает повторов ставшей хрестоматийно знаменитой роли в «Амели». В новой работе она использует иные драматические оттенки, переживая вместе и взлет надежды, и крушение ее мечты.
       Для Фрирза доминантой является мультикультурная тема фильма. Неслучайно среди его героев – представители самых разных национальностей (в том числе и швейцар Иван, сравнивающий погоду в Лондоне и Москве). Каждый из них в современном демократическом обществе чувствует себя канатоходцем. Живет под страхом сорваться в любой миг и быть депортированным: из общества, из жизни.
       Кстати, автор сценария Стивен Найт, один из создателей ток-шоу «Как стать миллионером», предлагает героям, живущим «без страховки», нетрадиционный и весьма сомнительный способ разбогатеть. Надо лишь удалить почку мерзкому торговцу человеческими органами (блестящая жанровая работа Серхи Лопес), продать ее остро нуждающимся клиентам. И будет вам счастье. Сами собой разрешатся незаживающие социальные и личные проблемы. Да еще и миллион в придачу получить можно. Скажете, не метод? Но как быть очутившимся на обратной стороне жизни?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera