Сюжеты

СТРОИЛ ДВОРЦЫ, А САМ ЖИЛ В МАЗАНКЕ И ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ РИСОВАТЬ

Этот материал вышел в № 52 от 21 Июля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В Пушкинском музее открылась выставка рисунков Джакомо Кваренги «Гармония вкуса» Итальянец Джакомо Кваренги (1744 —1817) несет ответственность за немалую часть того, что мы самоуверенно именуем «неоклассицизмом» в русской архитектуре....


В Пушкинском музее открылась выставка рисунков Джакомо Кваренги «Гармония вкуса»
       

   
       Итальянец Джакомо Кваренги (1744 —1817) несет ответственность за немалую часть того, что мы самоуверенно именуем «неоклассицизмом» в русской архитектуре. Может, 40 зданий в Петербурге — это и не полгорода, зато сплошь дворцы и царские резиденции, вылепившие вкупе с барочными творениями Растрелли европейский профиль невской столицы. Москве от Кваренги остался Екатерининский дворец в Лефортове, здание нынешнего Склифа (бывший Странноприимный дом) и Гостиный двор — да и тот теперь не узнать.
       Приехав в Петербург в 35 лет по приглашению Екатерины II, воспитанный на венецианском искусстве, Джакомо оставался любимым придворным архитектором и Павла I, и Александра I. Он стоял у истоков русского «палладианства» (воплотившего в камень идеи великого архитектурного теоретика Возрождения Андреа Палладио), отголоски которого прозвучали в лучших образцах сталинской архитектуры и заглохли в худших подмосковных коттеджах.
       Все, что Кваренги построил, осталось в России. А вот то, что он рисовал, привезли для выставки в Пушкинском музее из Италии, в том числе из коллекции городской библиотеки города Бергамо — малой родины зодчего. В Москву экспозиция переехала с его второй родины — постъюбилейного Питера.
       Кваренги был единственным архитектором той эпохи, который собственноручно рисовал проекты будущих произведений. И никогда не брал в руки чертежную линейку.
       Дело в том, что ему очень нравилось рисовать. Это выдают не только ажурные пейзажи Петергофа, но и тщательные копии с рисунков французского декоратора Клериссо, сделанные уже знаменитым мастером. А еще любовно выписанные узоры для столового серебра, шкафчиков, печей, каминов и плафонов, соседствующие с монументальными проектами вельможных дворцов. И ведь какова гримаса истории: ни граф Н.П. Шереметев, ни князь А.А. Безбородко так и не увидели собственных палаццо на московских улицах, а шкафчики — те в музеях стоят.
       Мелкая завитушка на люстре волнует итальянца не меньше, чем Смольный институт или парадный спуск к Неве. И не потому, что рамка трельяжа и драпировка ниши обязаны следовать за линиями фасада, а просто потому что красиво.
       Среди воздушных, начертанных легким пером с отмывкой тушью и подернутых акварелью эскизов почему-то преобладают бани и живописные гробницы, причем последние зачастую исполнены в жанре архитектурных фантазий — «капричос».
       Питая вдохновение образами лепных саркофагов, сам творец жил в дорогой простоте — вот где действительная «гармония вкуса», давшая название выставке! Казенный дом в Царском Селе, выделенный для семьи архитектора, Кваренги перестроил «наподобие сельских итальянских усадеб». Это так искусствоведы говорят. А на вид — обычная белая мазанка.
       
       ГМИИ им. А.С. Пушкина, ул Волхонка, 12, до 31 августа
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera