Сюжеты

АВТООТРАВА

Этот материал вышел в № 53 от 24 Июля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Наши корреспонденты провели массовую «дегустацию» на столичных автозаправках …Чад из выхлопной трубы, неприятные звуки в двигателе и странная вялость вчера еще бодрого «железного коня». Симптомы этого заболевания знает каждый автовладелец:...


Наши корреспонденты провели массовую «дегустацию» на столичных автозаправках
       

    
       …Чад из выхлопной трубы, неприятные звуки в двигателе и странная вялость вчера еще бодрого «железного коня». Симптомы этого заболевания знает каждый автовладелец: так бывает, когда автомобиль «отравился» некачественным топливом. В лучшем случае вам придется сменить бензин, в худшем – разориться на замену «движка». Зато имя отравителя вы будете знать наверняка: это владелец автозаправки, где вы последний раз покупали бензин.
       Любой автовладелец может составить собственный «черный список» недобросовестных автозаправок. Мы решили поставить стихийный процесс выявления вороватых бензоколонок на строгую научную основу: «Новая газета» совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом по переработке нефти (ВНИИ НП) сделала контрольные закупки бензина на десяти столичных автозаправках и провела лабораторное исследование полученных образцов. Результат анализа говорит сам за себя: химический состав половины проб топлива не соответствовал требованиям государственного стандарта.
       
       План «внеплановой проверки» московских автозаправок был прост и эффективен: купив на десяти произвольно выбранных бензоколонках по десять литров «девяносто второго», мы замерили количество топлива специальными мерниками и отправили по 500 граммов каждого образца в лабораторию Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти. Пробы мы расфасовали в одинаковые, помеченные номерами бутылочки из-под минералки, поэтому в отчете ученых-нефтяников они фигурируют под безликими номерами. После этого нам осталось только проставить в полученной таблице названия компаний — владельцев автозаправок, и рейтинг столичных бензоколонок был готов.
       
       А мы едем, а мы едем за бензином…
       ...Специально купленные канистры заняли половину салона видавшего виды редакционного микроавтобуса. Между упакованными в оберточную бумагу жестянками перекатывались пустые пластиковые бутылочки из-под «Нарзана» с наклеенными номерками. Водитель недовольно ворчал: для чистоты эксперимента мы выбрали автозаправки в разных концах столицы, поэтому поездка предстояла долгая.
       Первую закупку сделали неподалеку от Кремля, в бензоколонке Тюменской нефтяной компании, расположенной напротив знаменитой сталинской высотки на Котельнической набережной. Приобрели десять литров бензина, перелили его в канистру и потребовали точного замера. В таких случаях по закону сотрудники заправки обязаны предоставить специальный прибор, в просторечии называемый мерником.
       — А зачем вам мерник? — хмуро поинтересовался кассир заправки, внимательно рассматривая через толстое пуленепробиваемое окошко наши редакционные удостоверения. Потом он вызвал по громкой связи заправщика и почему-то охранника.
       Мерник, серое сооружение из металла, был похож на исполненные в космическом стиле песочные часы: две колбы, соединенные трубкой со смотровым окошком и хромированной шкалой. До положенных десяти литров не хватало всего сорока миллилитров.
       — Норма, — с облегчением сказал кассир бензоколонки охраннику. — Пусть теперь пишут…
       
       Мерник как показатель аккуратности
       На бензоколонке нефтяной компании «МТК», что в Огородном проезде, замерить количество купленного там бензина мы не смогли. Заправщики, сорокалетние дядьки с усами, без лишних слов вынесли мятый бидон раскуроченного мерника и со снисходительным любопытством принялись наблюдать за тем, как мы пытались его наполнить. Прибор проглотил все содержимое нашей десятилитровой канистры и не показал ровным счетом ничего. В трубке, выходящей из его цилиндрического корпуса, отсутствовал даже намек на мерное стекло.
       — Да черт его знает, как этой штукой пользоваться, — сказал кассир автозаправки. — Подумаешь, граммом меньше — граммом больше…
       
       Персонал бензоколонки компании «Корус-Петролеум», расположенной на Волгоградском проспекте, дом 43, на нашу просьбу предоставить мерник отреагировал без энтузиазма.
       Менеджер, которого удалось выловить неподалеку от станции, выволок из подсобки мерник и перелил в него с мрачной решимостью весь бензин из нашей облупившейся канистры. Последнюю каплю он выдавливал минут пять, что-то нашептывая и ворча. Со стороны казалось, что он шаманит. Затем он высказался насчет перепадов ночной и дневной температур, долго выставлял температуру бензина и торжественно, с некоторым облегчением объявил результат.
       — Десять миллилитров перелил, — и тут же помрачнел.
       
       Бензоколонка компании «Би-Газ-Си», что на улице Шоссейной, 40, напоминает сельский магазинчик в обеденный перерыв — такая она неприметная и безлюдная. Жизнь теплится только в окошке кассы. Продемонстрировав индивидуальный подход к покупателю, кассир сообщила нам, что она работает здесь недавно, мерник находится у слесаря, а он сам — на другой заправке. Замерить точность «долива» после «отстоя пены» не получилось. Правда, кассир нас заверила, что все в порядке: «Еще никто не жаловался».
       
       Автозаправка компании «Татнефть», что на улице Нижние Мневники, 45, оказалась ближе всего к природе. Пока нам цедили бензин, заправщик с башкирской наружностью нашел упитанный белый гриб — буквально метрах в десяти от резервуара с горючим. Мерник здесь имелся, пользоваться им умели. Результат — недолив в пятьдесят граммов.
       
       Персонал бензоколонки компании «Бритиш Петролеум», расположенной на Шереметьевской, 62, демонстрировал ярко выраженный западный подход к обслуживанию клиентов. На просьбу измерить бензин заправщик, протирающий красную «Тойоту», отреагировал положительно:
       — Сейчас машину домою — и померяем.
       Мерили, как положено, в три подхода. Результат стандартный: недолив в 40 миллилитров…
       
       Автозаправка компании «Гермес-Москва», что на улице Академика Королева, 12а, запомнилась молчаливостью и невозмутимостью работников. Быстро и по-деловому замерили — минус пятьдесят граммов. Успокоили: мол, допустимая погрешность. И вернулись к своим обязанностям. Даже неинтересно.
       
       Маленькая автозаправка компании «Гранд» («Славнефть») уютно устроилась на Беговой улице. Мерник здесь оказался старым и неисправным. Достали его из кладовки, где по соседству с ним мы обнаружили швабру, половую тряпку, ведро, совок и несколько пластмассовых пятилитровых бутылок из-под минеральной воды с пробами бензина. Информацию о количестве топлива ветеран измерительного фронта выдавать отказался…
       
       На заправке компании «ЛУКОЙЛ», что на Рочдельской улице, нас встретили суетливо и недоверчиво, но все наши требования выполнили с толком и расстановкой. Мерили, правда, в один заход да еще засунули в горловину нашей канистры длинный термометр: он показал 19 градусов. Несмотря на все манипуляции, факт недолива присутствовал — 60 миллилитров. Зато провожать нас вышли практически всем коллективом.
       
       На автозаправке компании «ЮКОС», расположенной на улице Нижние Мневники, дом 62, мы провели добрых полчаса. Сотрудники колонки отнеслись к нашей просьбе крайне внимательно: замерили количество топлива по всем правилам, подробно комментируя каждый свой шаг:
       — Вначале мерник нужно наполнить, чтобы его внутренняя поверхность оказалась смоченной. И вылить — измерять количество бензина пока рано. Потом необходимо повторить эту операцию — для того, чтобы выровнять температуру мерника. Теперь можно мерить — результат будет точным. Правда, еще нужно выставить температуру…
       Вот только совать в канистру термометр — значит просто обманывать народ. На весь летний период специальным приказом транспортной инспекции на шкале мерника выставляются стандартные 20 градусов.
       
       Нахимичили…
       Перевозка пронумерованных бутылочек с бензином в «нефтяной» институт заняла половину следующего рабочего дня. Заодно мы прослушали целую лекцию о способах фальсификации «горючки».
       По мнению специалистов, российский бензин портит дорога. Как правило, топливо, полученное на нефтеперерабатывающем заводе, вполне кондиционно. Портят его продавцы, смешивая дорогие качественные сорта с дешевым полуфабрикатом, так называемым прямогонным бензином. Подделку при этом маскируют различными присадками. Некоторые из них — такие, к примеру, как метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), практически безвредны. Зато другие добавки, как, например, обычный нафталин и соединения железа, могут привести к непоправимой порче двигателя.
       Поймать фальсификаторов с поличным трудно: определить качество бензина без специального оборудования не может даже специалист. Собранные нами пробы исследовали научные сотрудники лаборатории № 433. Отчет уместился на двух страничках стандартного машинописного текста. Результат экспертизы, мягко говоря, не радовал. Цитируем:
       «Из полученных результатов следует:
       1. Образец № 3 не соответствует требованиям ГОСТ Р 51105 по показателю «октановое число по исследовательскому методу».
       2. В образцах бензина № 1, 3, 5, 6, и 8 обнаружены железосодержащие антидетонационные присадки ферроценового типа, не предусмотренные ГОСТ Р 1105...
       Остальные образцы бензина соответствуют требованиям указанных выше нормативных документов по обследованным показателям качества».
       
       Поясняем: самым худшим из всех представленных на исследование образцов оказалась проба № 3 — это бензин, проданный нам на бензоколонке компании «Би-Газ-Си», расположенной на Шоссейной улице, дом 40. Октановое число этого горючего едва перевалило за 87,1 — и это при заявленных 92. Кроме того, в топливе присутствовало железо — видимо, его, вначале «разбодяжив», пытались «вылечить» этой вредной для двигателя присадкой. Вердикт экспертов был категоричен: использовать это топливо в современных легковых автомобилях нельзя.
       Образец № 1, топливо с заправки «Бритиш Петролеум» на Шереметьевской улице, 62, тоже носит явные признаки «палености»: в пробе присутствуют железо и метилтретбутиловый эфир. Много железа в образце № 5 — это горючее с автозаправки «ЛУКОЙЛА» на улице Рочдельской, 14 — 20. Образцы № 6 и 8, приобретенные нами соответственно на заправке компании «ТНК» (Котельническая набережная, дом 1) и компании «Гранд» («Славнефть»), что на Беговой улице, дом 2а, тоже богаты соединениями железа — использование такого топлива неминуемо приведет к выходу из строя автомобильных свечей. Да и инжекторы иномарок явно не рассчитаны на подобную «бодягу».
       Зато, по мнению специалистов, качество остальных образцов топлива близко к эталону. Лучше всех оказалась проба № 9 — бензин с автозаправки компании «ЮКОС», что на улице Нижние Мневники, 62. Это горючее полностью соответствует определению «высококлассного топлива». Неплох бензин из образца № 4 (компания «Корус-Петролеум», заправка на Волгоградском проспекте, 43) — его смело можно заливать в баки требовательных к качеству топлива иномарок. Хорошим бензином торгует бензоколонка компании «МТК» на Огородном проезде, заправки фирмы «Гермес-Москва» на улице Академика Королева, 12а, и компании «Татнефть» с улицы Нижние Мневники, 45.
       Как ни парадоксально, но строгие формулировки ученых практически повторили старую житейскую мудрость: сегодня, как и двадцать лет назад, лучшим средством от обмана служит личное знакомство с продавцом. По словам заведующего лабораторией Всероссийского института по переработке нефти Аксенова, лучше всего заправляться на «своей», «пристрелянной» заправке. Да еще неплохо поинтересоваться, что за компания ею владеет: солидные предприятия берегут свое доброе имя, не позволяя заправщикам «бодяжить» бензин…
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera