Сюжеты

АГРЕССИВНЫЙ ПИАР НА ФОНЕ ПОТЕРИ ПАМЯТИ

Этот материал вышел в № 55 от 31 Июля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Заметки о летней кампании 2003 года Начиная со 2 июля в России развивается кризис вокруг компании «ЮКОС». С тех пор в СМИ появились сотни материалов, так или иначе трактующих эту историю. Но все они представляют взгляды противников...


Заметки о летней кампании 2003 года
       
       Начиная со 2 июля в России развивается кризис вокруг компании «ЮКОС». С тех пор в СМИ появились сотни материалов, так или иначе трактующих эту историю. Но все они представляют взгляды противников российских силовых ведомств. «Атакующая» сторона, состоящая, как мы догадываемся, вовсе не из одних чинов Генпрокуратуры, до сих пор хранила гробовое молчание. Сегодня мы впервые представляем вашему вниманию мнение противников «ЮКОСа». Свой текст прислал в редакцию Станислав Белковский, генеральный директор Совета по национальной стратегии, человек, идеологически обосновавший необходимость атаки на крупные компании России в своем докладе пару месяцев назад, представитель политической группы, противостоящей «ЮКОСу». Кроме этого текста, у нас до сих пор нет ни одного гласного, публичного выступления с той стороны, с которой к Платону Лебедеву пришел следователь Каримов.
       
       Главным хитом первой половины лета в российских СМИ стала агрессивная — порой до истерики — PR-кампания открытого акционерного общества «ЮКОС». Кампания, проходившая при поддержке структур ФПГ «Базовый элемент», призвана была остановить расследование ряда уголовных дел в отношении функционеров «ЮКОСа», подозреваемых в самых разных проявлениях «благородства» — от заказных убийств до мошенничества. Поскольку я, недостойный, почему-то стал одним из отрицательных героев, bad guys кампании, хотя автор этих строк, как поется в популярной ныне песне, не выдвигался на «Оскара» и французам не забивал, — позволю себе выступить в роли комментатора и проанализировать основные источники и составные части масштабной рекламной акции «ЮКОСа» и Ко. Акции, инициаторы которой пытались позиционировать нефтяную компанию как основу основ российской государственности, символ нашего национального величия, а заодно и священной свободы. Итак, порассуждаем на тему: чего хотели формальные и неформальные пиарщики «ЮКОСа» и чего они в результате добились.
       
       Владимир Путин в роли идиота
       Приоритетным объектом воздействия PR-кампании «ЮКОСа» и его партнеров был и остается президент России Владимир Путин. Впрочем, обошелся с ним «ЮКОС» не слишком уважительно.
       Сначала соратники Михаила Ходорковского попытались приписать главе государства авторство идеи парламентской республики в России, а заодно апологию олигархии. (Один независимый политолог и вовсе договорился до того, что президент категорически против употребления самого слова «олигарх».) Во всяком случае, именно об этом открыто говорили и говорят лица PR-кампании. А если вдруг кто услышал на недавней «большой» пресс-конференции Путина, что для России подходит только президентская республика, а олигархи не должны править страной, то пусть не верит он ушам своим.
       Еще одно вдохновенное творение нефтепиарщиков, явно адресованное президенту, — липовые «распечатки» телефонных переговоров неких И. Сечина, С. Богданчикова и С. Белковского, плетущих заговор против «ЮКОСа». Конечно, можно поверить, что у нефтяной компании № 1 не хватило средств, чтобы нанять более грамотных «чистоделов» и сделать фальшивку чуть-чуть убедительнее. Но, как бы то ни было, вынужден сообщить уважаемым представителям крупнейшей российской нефтяной компании: президент РФ Владимир Путин достаточно хорошо знаком и с Игорем Сечиным, и с Сергеем Богданчиковым. И что эти люди могут говорить, а чего — не могут (тем более по телефону), Путин прекрасно знает. Так что никогда не поверит он в подлинность «распечаток».
       Итак, при всем честном народе «ЮКОС» попытался сделать из президента идиота. Понравился подобный подход Путину или нет?
       
       Михаил Касьянов в роли идиота
       Лучшая, талантливейшая PR-кампания нашей эпохи не обошла вниманием и второе лицо государства — премьер-министра Михаила Касьянова. Этого видного политика «ЮКОС» решил сделать своим главным защитником, попутно намекая: смотри, тов. Касьянов, уделают чекисты нас — уделают и тебя. Один только Ходорковский у тебя и остался. (Ну еще Дерипаска, конечно.)
       Из сочинений борзых пиарщиков мы узнали, что, оказывается, никогда не хотел М. Б. Ходорковский возглавлять правительство парламентского большинства и отправлять М. М. Касьянова на свалку истории. А вотум недоверия кабинету министров, инициированный
       «ЯБЛОКОМ» и КПРФ с подачи «ЮКОСа», был, оказывается, и вовсе жестом доброй воли: Ходорковский просто хотел спасти правительство Касьянова от преждевременной отставки (sic!) и потому намеренно спровоцировал фальстарт. (Сколь неблагодарная роль была отведена в этой интриге «ЮКОСа» коммунистам с «яблочниками» — тоже понятно.)
       Впрочем, кое-что Михаил Касьянов, рискну предположить, знает без помощи «ЮКОСа». Конечно, ему известно, кто на самом деле стоит за длящимися около двух лет нападками на «неэффективное, медлительное» правительство. Что решение сдать нынешнего главу кабинета в утиль было принято олигархами около полугода назад. Что с тех пор началось резкое сближение премьера и президента. Что ускоренное развертывание проекта «правительства парламентского большинства» было во многом реакцией на это опасное для олигархов сближение.
       Проще говоря, и из премьера «ЮКОС» вознамерился публично сделать идиота. Как вы считаете, Касьянов в восторге, а?
       
       Александр Волошин в роли идиота
       И шефу президентской администрации нашел «ЮКОС» достойное место на устроенном корпорацией фестивале высокопоставленных идиотов. Александр Волошин, по моим данным, будет введен в медиаигру в самом близком будущем.
       М. Б. Ходорковский недоволен тем обстоятельством, что А. С. Волошин как-то вяло, без энтузиазма его защищает. Посему решено взбодрить главного администратора России. Согласно новейшей версии «ЮКОСа» за докладом Совета по национальной стратегии «Государство и олигархия» стоял не кто иной, как… Волошин Александр Стальевич. Вместе со своим главным другом чукотским губернатором и владельцем клуба Chelsea Абрамовичем Романом Аркадьевичем. А добивались они немногого: натравить чекистов на «ЮКОС», чтобы еще более выгодно продать Ходорковскому и его компаньонам «Сибнефть», якобы обремененную некими неучтенными долгами.
       По-видимому, пиарщики «ЮКОСа» надеются, что Волошин от такой версии придет в ужас, начнет истово оправдываться, унимать злокозненных фээсбэшников, прекращать уголовные дела и провозглашать Ходорковского правителем России. Более вероятно, впрочем, другое: Александр Волошин, человек неглупый и сведущий, оценит акцию «ЮКОСа» как грубый «наезд» и окончательно утратит стимулы к участию в судьбе крупнейшей российской нефтяной компании.
       
       Передел собственности на фоне потери памяти
       От имени и по поручению «ЮКОСа» нас в эти душные летние дни пытаются убедить: расследование уголовных дел в отношении топ-менеджеров корпорации — первый шаг на пути ревизии приватизации и гигантского передела собственности, который затронет каждую семью.
       Воля ваша, мистер Ходорковский, что-то здесь не так. Ведь как бы коротка ни была память человеческая, мы не можем забыть, что именно олигархи — вы и ваши коллеги — и затеяли ревизию приватизации, и произошло это сразу же после прихода Владимира Путина к власти. У Потанина отняли «СИДАНКО», у братьев Живило — Новокузнецкий алюминиевый завод, у Анатолия Быкова — КрАЗ, у А. Андреева и Н. Раевской — «Ингосстрах» и Автобанк, у Гусинского — «Медиа-МОСТ», у Березовского — шестой телеканал. Почти отняли бизнес у «Илим Палп». И самыми жесткими силовыми методами вы, драгоценнейшие члены российского общества, теин в чае, двигатели двигателей, соль соли земли, отнюдь не гнушались. Я уж не говорю о Гусинском, едва уцелевших Андрееве — Раевской, арестанте Быкове и беглецах братьях Живило, но тяжелейшие полтора года тюрьмы для олимпийского чемпиона Александра Тихонова, полтора года, стоившие ему здоровья, — это как? Значит, когда государство решило проверить вашу далеко не главную приватизационную сделку — это роковое падение нравов и инвестиционного рейтинга страны. А когда вы отнимаете собственность у себе подобного и заодно хотите его физически уничтожить — это либерально и благородно? За это не снижают рейтингов и не просят из приличного общества выйти вон?! Хочу быть правильно понятым: я вовсе не выгораживаю Быкова, Андреева и т.п. и отнюдь не считаю их хорошими людьми. Хотя думаю, что по нравственным качествам они принципиально не отличаются от Ходорковского и Дерипаски — последние просто умнее, изощреннее и современнее. Но — или принцип существует, или нет. Или — приватизация незыблема, или — перманентный передел собственности по праву силы. И во втором случае заявление председателя РСПП Аркадия Вольского про трехлетний «приватизационный срок давности» теряет физический смысл. Кстати, до роковой истории с АО «Апатит» передел собственности отнюдь не встречал благородной ярости либеральной общественности. Напротив — многие политики и политологи, которые сегодня готовы жизнь положить за «ЮКОС», доселе активно одобряли смену собственников на крупных промышленных объектах, апеллируя при этом как раз к сомнительному характеру первичной приватизации! Разумеется, лишь в тех случаях, когда новый собственник оказывался олигархичнее прежнего.
       Теперь — о нищем 100-миллионном народе, адвокатами которого почему-то вдруг захотели стать олигархи. Ваша правда — для владельцев тесных квартирок в хрущобах и панельных домах угроза утраты скромной личной собственности актуальна. Но вовсе не потому, что инфернальные менты и чекисты будут ходить по холодным развалюхам и выискивать там себе новое фешенебельное жилье. Миллионы дорогих россиян могут лишиться своих квартир в результате осуществления реформы ЖКХ. Реформа же, как известно, инициирована олигархами, которые в ходе трансформации ЖКХ преследовали и преследуют две цели: а) снять с себя финансовое бремя модернизации гибнущей национальной инфраструктуры и переложить его на население, терпение которого, как известно, со времен классического сталинского тоста беспредельно; б) взять под контроль огромные финансовые потоки, которые образуются в результате приватизации системы коммунального обслуживания. Ну, про множественные (чаще всего успешные) попытки крупных бизнесменов выселять сотни, тысячи, десятки тысяч людей с насиженных мест ради строительства «элитных» домов и коттеджных поселков я уже не говорю.
       Трудно не вспомнить и о том, что обиженные в лучших собственнических чувствах партнеры Михаила Ходорковского являются крупнейшими спонсорами КПРФ — партии, в программе которой ревизия приватизации занимает одно из центральных мест. Здесь уже не только ретроградной амнезией, но и шизофренией попахивает.
       
       Сеанс PR с последующим разоблачением
       Вывод, к которому я вынужден прийти: PR-кампания «ЮКОСа» лишь усугубила и без того сложное положение корпорации. Ибо количество униженных и оскорбленных командой Ходорковского резко возросло. Кампания еще раз подтвердила сформулированный все в том же докладе «Государство и олигархия» тезис об олигархическом аутизме: богоподобные жрецы Крупного Капитала выстроили между собой и обществом столь мощную крепостную стену, что в принципе неспособны оценивать вероятные последствия своих публичных действий. Перефразируя известный анекдот: «Далеко ли теперь «ЮКОСу» до райских кущ? — Сейчас уже значительно дальше».
       

       генеральный директор Совета по национальной стратегии

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera