Сюжеты

«СТАРЫЕ ПЛУГИ» С БОРОЗДЫ НЕ СВЕРНУЛИ

Этот материал вышел в № 55 от 31 Июля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В Бретани прошел крупнейший рок-фестиваль Франции. Местные жители не дали забастовщикам его отменить вслед за другими фестивалями В театральных забастовках Франции почему-то в наименьшей степени общий язык утратили музыканты. Особенно...


В Бретани прошел крупнейший рок-фестиваль Франции. Местные жители не дали забастовщикам его отменить вслед за другими фестивалями
       
       В театральных забастовках Франции почему-то в наименьшей степени общий язык утратили музыканты. Особенно джазисты: их фестивали на Лазурном Берегу состоялись в срок. Спокойно идет фестиваль оперы в античном амфитеатре южного Оранжа. Не был затронут социальной волной и фестиваль под руководством Владимира Спивакова в Кольмаре.
       А на северо-западе страны, в городке Каре, произошел случай совсем удивительный. Следующим после Авиньона в «осаду» бастующих контрактников, готовых прибыть в Бретань из покоренного Прованса, должен был попасть именно этот крупнейший рок-фестиваль Франции.
       Каре расположен в глубине побережья, в 15 километрах от Бреста. Ловля лангустов и радости туризма исключены. Здесь всегда жили землей — и летние ярмарки начинались с того, что по торговой площади торжественно проносили плуг. Теперь этим начинается фестиваль. Он и называется: «Старые плуги». Основанный 12 лет назад, он давно стал для местности центром социального движения; на фестиваль съезжаются свыше 160 000 человек.
       На трех сценах три ночи подряд идут концерты певцов и групп из Франции, Бельгии, Англии, Испании и даже африканской Мали. В середине июля дороги Центральной Бретани забиты малолитражками и тяжелыми фургонами, а из Бреста каждые полчаса отходят фестивальные автобусы.
       «Старые плуги» приносят доход около трех миллионов евро. На эти деньги реставрируют замок, в котором будет культурный центр. На эти деньги в крошечном Каре строят зрительный зал на 10 000 мест, издают журнал, посвященный Бретани, ее лесам, ее римским и кельтским древностям, кухне, балладам. Основали и содержат единственный во Франции лицей, где потомки бретонцев изучают их язык, создали для младших детей учебное заведение с замечательным именем «Школа маленького Лиса» (в виду имеется не Лис Экзюпери, а его благородный предок — Лис средневекового эпоса).
       Руководящих принципов у ассоциации «Старые плуги» три: делать серьезные вещи с несерьезным видом, работать на родине (то есть в этой части Бретани), гордиться тем, что работаешь здесь.
       Как это всегда бывает, повод для гордости родиной местное население в июле 2003 года создало себе само. И весьма существенный повод.
       Единственный из крупных фестивалей Франции — Бретонский — устоял перед волной забастовок. И этим ассоциация «Старые плуги» обязана сама себе.
       Воздух этого фестиваля — юная публика, исполинские экраны над сценами в природном каменном амфитеатре, весь его дух отличаются от рафинированного, высокопрофессионального праздника в Авиньоне. И этот яростный дух самодеятельности решил дело.
       Мэр Каре, Кристиан Троадек, воззвал к населению о помощи. Потрепанная машина с рупором на крыше разъезжала по округе, призывая на защиту фестиваля. 5500 добровольцев вызвались заменить технических сотрудников в случае их забастовки, а также охранять сцены, аппаратуру и въезды в город.
       16 июля профсоюз GGT выпустил «коммюнике», в котором сообщалось: «Защита артистов и технических сотрудников, вставших на борьбу за свои права, в их столкновении с местным населением и его самодеятельной полицией не может быть гарантирована». Далее следовал призыв продолжить борьбу в других местах, а Каре оставить в покое.
       Рок-фестиваль в Бретани состоялся. Добровольцы в ярко-желтых жилетах, похожие на наших дорожных рабочих, дежурили на въездах в город. Каждый стоял в дозоре восемь часов, а на все концерты ходил бесплатно. 50 000 человек на фестивале подписали письмо правительству с просьбой не уменьшать социальные выплаты бастующим контрактникам, потому что «без профессионалов театра не будет и театра».
       Программа «Старых плугов» далека от попсовости. Здесь пользовались бешеным успехом бельгийский певец Арно, которому аплодировали после каждого нового куплета, как когда-то Брелю, флейтист из Галисии Карлос Нуньес, парижская певица Зази (бывшая манекенщица Ива Сен Лорана и Лагерфельда, она не только выступает сама, но и пишет тексты и музыку для Патрисии Каас и Джонни Холлидея).
       Концерты заканчивались под утро. Но главное ощущение — победы — все-таки было гражданским. Объединившись вокруг абсолютно конкретного дела, люди сумели противостоять стихии социальных страстей.
       Фестиваль джаза в одном из курортных городков юга Франции уже объявил, что последует этому примеру. (У них, правда, набралось всего 500 добровольцев, но больше и не надо — так малы и сам городок, и его фестиваль.) Вероятно, устоит и августовский фестиваль в соседней местности Бретани — в Лорьени — крупнейший во Франции фестиваль кельтской культуры.
       Фестиваль «Старые плуги», исповедующий полную мультикультурность социального рока, этно и фолка (и, похоже, достаточно близкий по духу многим нашим музыкантам), приглашает к контактам. Адрес их сайта — www.vieillescharrues.asso.fr
       Но что-то есть в этом сюжете не для музыкального — для социального слуха.
       Какая все же сильная штука — упорная самодеятельность и способность к объединению людей, желающих всего-навсего жить на малой родине и гордиться ею.
       
       Елена ДЬЯКОВА, Франция
      
       Наш комментарий:
       «Самостояние человека» всегда имеет точкой опоры малый клочок земли. Не политическую карту родины от моря до моря, а именно окружность, доступную прямому взгляду. Уезд. Коммуну. Городок. Родное пепелище.
       Только на пространстве с в о е й земли можно возделывать свой сад.
       Культурный слой, историческая подпочва местности всегда питают плоды сада.
       И совершенно неслучайно бретонские баллады и этномузыка возрождают обедневший край на севере Франции, а производство морса «Лесная ягода» спасает такое же наследие народной культуры на севере России. И совершенно неслучайно в Бретани и в Вологодской губернии «родную архаику» спасают энергичные, молодые и вполне деловые люди.
       Вот две истории о самостоянии человека на малом клочке малой родины.
       В них есть сходство. Обе дают модель поведения. И обе обнадеживают.
       Отдел культуры
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera