Сюжеты

ТРИ ЦВЕТА РОДИНЫ, или СТЕКЛЯННЫЕ ОСКОЛКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Этот материал вышел в № 55 от 31 Июля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Прошла выставка работ изобретателя цветной фотографии Изобретатель цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863—1944) был химиком. Впрочем, судя по тому, что наряду с естественными науками он изучал живопись, а в...


Прошла выставка работ изобретателя цветной фотографии
       
       Изобретатель цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863—1944) был химиком. Впрочем, судя по тому, что наряду с естественными науками он изучал живопись, а в Императорском техническом обществе делал доклад о фотографировании звездных дождей, в тонкой душевной организации Сергею Михайловичу не откажешь. И цветоделение, ставшее его ноу-хау, само по себе есть романтическая диверсия, авантюристский вызов природе. Берутся три черно-белых диапозитива, окрашиваются в красный, синий, зеленый; их проекции совмещаются через призму — и дают в сумме все краски жизни. По этому принципу до сих пор работают вся цветная полиграфия, компьютеры и оргтехника.
       
       Прокудин-Горский жил в дореволюционной России, фотографировал Льва Толстого, совершал дальние фотоэкспедиции по заданию царя. Карта с маршрутами этих поездок похожа на атлас географических открытий. А сами фотографии к нам привезли из США, из Библиотеки Конгресса.
       В то время как железнодорожный вагон Горского колесил по краям империи, в самом центре ее началась неразбериха — и в 1919 году фотограф с семьей эмигрирует через Норвегию и Англию во Францию. В 1948 году наследники изобретателя продают (от беспамятства или безысходности?) коллекцию стеклянных негативов с видами России — тщательно упакованные осколки государства, единственное документальное свидетельство его промышленного расцвета — в американскую Библиотеку Конгресса. Там их полвека хранили, а пару лет назад отсканировали и раскрасили — не по завету автора, но тоже каким-то новаторским способом «цифровой хроматографии».
       По колориту получилось похоже на голливудское кино — все ярче, чем бывает в жизни, и оттого жутковато. Хотели, чтобы картинка ожила, но не рассчитали с живой водой и сделали сказку. Сусальные суздальские купола, мост через лазурную Оку, белоснежные колокольни — будто не под «сереньким ситцем» вечно пасмурных небес, а на рекламном проспекте пятизвездочного аквапарка «а-ля рюсс». Страна у нас действительно необычная, но легче поверить в фольклор и «людей с песьими головами», чем в то, что подобный лубок Горский считал «Чудесами фотографии» (такое название он дал своей последней русской выставке в марте 1918 года).
       Выписывая даты из жизни фотографа вперемежку с революциями и вождями пролетариата, организаторы выставки представляют фотоочерки Горского как «портрет потерянного рая», причем рай они классифицируют как круги ада. Подписи про «традиции русских» — калька с английских текстов, интонация ассоциируется с экскурсией по зоопарку. Рубрики экспозиции звучат как подзаголовки в учебнике истории: «Этнографическое разнообразие», «Люди за работой», «Транспортная система».
       Правда, и сам Горский мечтал учить школьников по документальным картинкам. Бухарского эмира и дагестанских кочевников, улыбающихся детей и сосредоточенных землепашцев, чудотворные иконы и железобетонные мосты, гремящие паровозы и пенящиеся ручьи он снимал с неизменным азартом увлеченного путешественника-бытописателя. Вот Екатерининский источник в Боржоми, вот знаменитая Каслинская литейная фабрика, вот ветряные мельницы в Сибири и часовня на месте основания Белозерска, упоминавшегося в летописи 862 года.
       Горского по-человечески интересуют детали: что едят на обед, как торгуют в лавке, во что одеваются на праздник, какой трудовой стаж (66 лет!) у статного бородатого дедушки А.И.Калганова — надсмотрщика Черниговского водоспуска. С восторгом первооткрывателя он разглядывает страну, а страна восхищенно замерла перед камерой: «Какое чудо!».
       
       «Чудеса фотографии». Музей архитектуры им. Щусева, до 31 июля.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera