Сюжеты

ПИСК ПРОТЕСТА

Этот материал вышел в № 55 от 31 Июля 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Претензия «новых рокеров» на антипопсовый манифест обернулась очередной коммерческой «штучкой» Они справляют дни рождения друг друга, почему-то считая каждый всероссийским праздником. Проникновенно поют под «фанеру» глупые, безграмотные и...


Претензия «новых рокеров» на антипопсовый манифест обернулась очередной коммерческой «штучкой»
       

    
       Они справляют дни рождения друг друга, почему-то считая каждый всероссийским праздником. Проникновенно поют под «фанеру» глупые, безграмотные и часто просто пошлые тексты, называя их авторов поэтами (с подчеркнутым «э»). А если, не дай бог, не под «фанеру», то выясняется, что не только с поэтическим, но и с музыкальным слухом у них беда. Зато их все знают (любят ли — уже не так важно). И за неимением другого слушают. В общем, попса.
       Но как это — «за неимением другого»? А куда же делся еще недавно столь громкий нонконформистский рок? Неужели правда мертв?
       Недавно он как будто бы снова заявил о себе, выйдя на тропу войны с этой самой попсой...
       Увы, частица «не» в искусстве почти ничего не значит. Активно отрицая какое-то явление, невольно становишься с ним вровень. Не произошло ли нечто подобное с антипопсовым гимном нашего рок-н-ролла?
       
       Некоторым товарищам из мира отечественного шоу-бизнеса очень важно, чтобы рок-н-ролл был жив. Заставить подрастающее поколение поклоняться «подъездным кумирам» 80-х становится все сложнее. Сегодняшние дети не слушают «Кино» и «Зоопарк» — они не знают, что такое «тринадцатый портвейн», да и патриотические песни про «Каплю крови на рукаве» нынешнюю молодежь не заводят. Кого сейчас каплей крови удивишь?
       Основная масса живых «динозавров рока» продолжает тихо кропать компакт-диски, в глубине души (хочется верить!) ясно отдавая себе отчет, что лучшее время русского рока и звездных альбомов позади.
       Один только Юрий Шевчук, по обыкновению, штурмует амбразуры и пытается отыскать то там, то тут следы милого сердцу рока.
       Из последних достижений Юрия Юлиановича — участие в записи композиции «Попса», которую мэтр исполнил в компании так называемых молодых рокеров.
       Песню, изначально написанную музыкантами питерской панк-рок-группы «Бригадный подряд», помимо Шевчука, спели и сыграли Александр Чернецкий («Разные люди»), Князь и Горшок («Король и Шут»), Горшенев-младший («Кукрыниксы») и Илья Черт («Пилот»). Премьера песни состоялась в минувшую пятницу на «Нашем радио».
       «Новые рокеры» позиционируют совместное творчество как «антипопсовый гимн», пафосно претендующий на новый лозунг, каким раньше являлся «Все это рок-н-ролл».
       Идея создать «неформальный» гимн пришла в голову продюсеру групп «Кукрыниксы» и «Мультфильмы» Игорю Гудкову: «Мы не пытаемся ничего добиться этой композицией. Просто хотим показать молодым людям, которые слушают рок и расстраиваются, что он разобщен и находится в упадке, что рок очень даже жив, а молодые рокеры собираются вместе, чтобы совместными усилиями показать: они недовольны тем, как безобразно ведут себя наши попсовые деятели. Мне кажется, молодежь уже заждалась такой песни».
       Интересно вспомнить, что Игорь Гудков по кличке Панкер — один из идейных вдохновителей не очень красивого фестиваля «Кинопробы», где «молодые рокеры» пели песни Цоя, а взрослые люди зарабатывали большие деньги. «Новая газета» уже писала по поводу того, что поминать хорошего рок-музыканта таким способом неэтично.
       Очевидно, песня «Попса» — очередная коммерческая фишка.
       Возможно, «идейный вдохновитель» Юрий Шевчук действительно верит в возрождение рока и искреннее стремление молодежи протестовать?
       «Шевчук — единственный из «стариков», которого мы пригласили, потому что он сегодня главный рокер, — говорит Гудков. — Кстати, одна из целей, которые мы преследуем этой песней, — поддержать Юрия Юлиановича в конфронтации с Киркоровым. Она же действительно обнаглела, эта попса».
       Исполнительский талант Шевчука — единственное, что красит песню. Увы, в стремлении возродить то, что утрачено, мэтр, похоже, склонен обманываться и называть роком даже жалкие потуги «КиШ» с «Пилотом», лишь бы не признаваться, что «рок-н-ролл мертв».
       На деле претензия на манифест обернулась очередной рокопопсовой коммерческой «штучкой».
       «Они — кумиры молодежи, по ним сходят с ума, у них должна быть куча денег и другого дерьма» — эту фразу из «антипопсового гимна» в полной мере можно адресовать и самим новоявленным рокерам. Не секрет, что ни «Король и Шут», ни «Пилот» давно уже ничего забес-
       платно не делают. По информации наших источников, на тему сингла «попсы» идут уже переговоры с рекорд-компаниями и обсуждаются цифры.
       Претендуя на смелость и выпад, рокеры в своем «манифесте» конкретно никого из попсовиков не называют и не обвиняют. Что дает надежду: а не записали ли ребята «манифест самокритики». «У них стотысячные шоу для себя и для вас, они лажают под «фанеру», всех вгоняя в экстаз», — не про себя ли поют «штатные» участники молодежных фестивалей, приносящих огромный доход?
       Когда в далекие восьмидесятые Сукачев, Шевчук, Бутусов, Галанин, «Чайф», «Алиса» и прочие сочувствующие подобным образом спели «по ролям» песню «Алисы» «Все это рок-н-ролл», они действительно записали «манифест», который долгие годы пели по подъездам все «дети проходных дворов».
       У «детей» же, попытавшихся с песней «Попса» повторить успех «отцов», вместо манифеста вышел писк бессилия...
       
       Юлия САНКОВИЧ
       
       ТОЧКА ЗРЕНИЯ

       — Я очень рад, что «Чайф» не участвует в этом проекте. Когда мы записывали «Все это рок-н-ролл», там были бесшабашность и самоирония. В композиции «Попса» я не вижу ничего, кроме злости, ненависти, раздражения и какой-то непонятной попытки поучать. Музыка композиции содрана с песни группы «Секрет» «Ленинградское время ноль часов, ноль минут». Я не хочу разбираться, что попса, а что нет, мне важно, чтобы музыка была хорошей. Я не считаю, что то, что делает «Король и Шут», — это рок или вообще хорошая музыка. А вот Стинг — это поп-музыка, но это здорово.
       С позиции социального протеста песня «Попса» абсолютно бессмысленна: собака лает — караван идет. Мне жаль только, что 12–15-летние дети будут думать, что это хорошо.
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera