Сюжеты

КРЕМЛЕВСКИХ ОКОН НЕГАСИМЫЙ СВЕТ

Этот материал вышел в № 56 от 04 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Партийная касса: судя по началу рекламной кампании, большинство партий получают деньги в одном окошке Из того, как политические партии дружно приступили к осуществлению своих рекламных кампаний, можно сделать один вывод: все они получают...


Партийная касса: судя по началу рекламной кампании, большинство партий получают деньги в одном окошке
       

   
       Из того, как политические партии дружно приступили к осуществлению своих рекламных кампаний, можно сделать один вывод: все они получают деньги в одной кассе. Помните, как было в стародавние времена: 3-го числа вся страна получала аванс, а 17-го — зарплату. Похоже, где-то в начале минувшего июля многопартийцам выдали долгожданный аванс. На раскрутку. Пара недель ушли на изготовление всевозможных рекламных щитов, плакатов, теле— и аудиороликов. Но вот наступил август — и теперь россияне имеют удовольствие лицезреть все это рекламное благолепие не только на телеэкранах и автодорогах, но даже в местах общего пользования.
       Конечно, это только начало, но и по нему можно сделать кое-какие выводы. Вот один из них: на сегодняшний день щедрее всего проспонсирована партия Геннадия Райкова. Она, безусловно, лидирует и по оплаченному эфирному времени, и по количеству рекламных щитов, развешанных по городам и весям. Зная стоимость размещения одного щита (в столичном регионе она колеблется от 5 до 10 тысяч долларов в месяц), можно прикинуть размер партийных затрат. Например, если проехать по Ленинградскому шоссе от подмосковного Зеленограда до МКАД и пересчитать щиты, принадлежащие Народной партии, то выходит, что, по самым скромным оценкам, только в этот «электоральный участок» ею вложено от 150 до 200 тысяч долларов. Немало. И это, несомненно, опровергает тезис коммунистов о массовом обнищании российского народа. Наш народ, если судить по Народной партии, достаточно состоятелен, а потому может позволить себе столь крутые расходы.
       
       Кстати, о коммунистах
       По всей видимости, именно в них — причина того, что «народникам» позволено так шиковать. По данным самых разных опросов, рейтинг партии Г. Зюганова никак не хочет снижаться, а кое-где даже растет. Отобрать у нее хоть малую толику голосов с помощью конкурентных идей и программ невозможно. Способ один — создать партию-близнеца. Это и происходит. Другого объяснения не находится, потому что абсурдно субсидировать конкурента «Единой России», а у правых Г. Райков не сможет отобрать ни одного голоса, даже если провозгласит себя ярым приверженцем сексуального плюрализма. Поэтому представление его партии как «партии народа, партии из народа, партии для народа» хоть и бессмысленно (ну где вы видели, чтобы по инициативе снизу создавались какие-то политические организации, а участие в них не было оговорено денежным вознаграждением?), но с точки зрения дезориентации левого электората вполне оправданно. И советский шлягер «Я люблю тебя, жизнь», под который представляется Народная партия, тоже создает некую иллюзию левизны.
       Хотя, надо сказать, из-за этой песни возникает путаница: первое впечатление, что это реклама мироновской Партии жизни. Кто же еще, как не она, должен так трепетно и безоглядно любить нашу забубенную жизнь?! А что касается других слов из той же песни — «Я шагаю с работы устало», — так это вообще про С. Миронова. За последнюю неделю он и в новосибирском метро покатался, и в кузбасской шахте с работягами махнул стопаря, и ключи красноярским новоселам вручил, и в сибирском племсовхозе буренку погладил, и даже новую железнодорожную станцию в Кемерове открыл. В общем, «наш пострел везде поспел». Причем не как лидер партии, борющейся за голоса избирателей (партийными делами спикер обещал заниматься исключительно в нерабочее время), а как руководитель верхней палаты парламента. Нельзя же принимать законы, лично не зная про шахтерскую долю и про коровьи надои. Так что никакой это не пиар. Это — государственная служба, не имеющая отношения к выборам. И она сильно отвлекает лидера «жизнепартийцев» от борьбы. Наверное, поэтому он не смог покуда придумать для своей партии никакого эффектного лозунга, кроме того, что выписан на щитах с изображением милого старичка, обнимающегося с ухоженной и всем довольной старушкой: «За жизнь!». Его, конечно, с большим натягом можно признать политическим. Скорее смахивает на тост, который, согласно булдаковскому генералу Михалычу, «должен быть коротким, как команда, как выстрел».
       По всей видимости, в нынешнем политическом сезоне вообще немодно будет говорить о чем-то конкретном. Например, про Чечню, про армию, про реформу ЖКХ, про зарплаты и прочие неприятности. Все будут рассуждать о «жизни вообще». Например, «Единая Россия» в своем рекламном ролике ни слова не говорит про себя и про свои замыслы. Она задает людям волнующий всех нас вопрос: «В какой России вы хотели бы жить?». И те — как же глубоко в нас сидит мечта о чудодейственной золотой рыбке! — начинают перечислять все, чего им хотелось бы. Жаль, что реклама не заканчивается обнадеживающими словами: «Хорошо, ступай ко старухе, будет ей новое корыто». Без этого приходится самим догадываться: оказывается, все, о чем мечтают россияне, — это есть то самое, что может и хочет совершить «партия власти».
       Она, если вспомнить, вообще настроена «на дела». В феврале, например, объявила о создании отрядов содействия партии, которые должны делать то же, что когда-то делали тимуровцы. А в июне решила взять шефство над сиротами — детьми военнослужащих, погибших в Чечне. Вдохновленная визитом президента в Старую Ладогу, задумала привести в порядок несколько здешних колодцев, а заодно «добиться, чтобы местные старики получали дорогие лекарства бесплатно». Узнав, что В. Путин едет на праздник в Саров, «медведи» решили своими силами (но на деньги МЧС) оборудовать в Дивееве лагерь для православных паломников. Что касается лидера партии, то он в последнее время вообще не сходит с телеэкранов и каждодневно рассказывает о небывалых успехах, достигнутых в деле наведения порядка в стране. Для большинства россиян эти речи, словно бальзам на душу: там разоблачили, тут задержали — давно бы так! Политтехнологи это называют «резонансным эффектом»: если у партии такой доблестный вожак, надо голосовать именно за эту партию! Что будет после выборов — это сейчас мало кого волнует.
       Сейчас главное для партий — чтобы заметили, вспомнили, заговорили. Поэтому в их акциях так мало осмысленного и так много показного. Как говаривал мой давний патрон, планируя свою избирательную кампанию: «Где-то как-то что-то такое нам надо сделать». Вот и сейчас — где-то как-то что-то делается. Например, депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов замыслил выставить свою кандидатуру на выборах президента Башкирии. Хороший предвыборный ход. Тем более что эпатаж лидера партии давно приелся, а ничего иного, по всей видимости, не придумывается. Пока избирательная кампания официально не началась, многие решили проехаться по России с мешком подарков — это тоже может принести кое-какие голоса. В конце концов, не всем же рыть колодцы и обихаживать паломников! Возможности для добрых дел, к счастью, широкие. Например, Народная партия — на то она и народная! — решила сделать ставку на «сладкую жизнь». В Курске местное отделение партии устроило конкурс на звание лучшего почтальона и вручило трем победителям по 10-килограммовому мешку сахара. Эх, надо было предварительно перегнать его в самогон — так было б куда народнее!
       Конечно, то, что уже видим на наших улицах, — лишь первые штрихи будущей кампании, проба партийного пера. Думаю, самое интересное — впереди. Но уже сейчас можно заметить, что политконсультанты российских партий, будто сговорившись (а может, все партии консультирует одна и та же контора?), идут по пути сознательного оглупления агитационного процесса. Например, для Народной партии изобретена программа «Народный герой». Для аграрной — общероссийский конкурс «Сельский портрет». Невесть откуда появившаяся партия «Русь» перещеголяла всех и пытается вдохновить избирателя националистической галиматьей вроде «Вместе мы русские!» (а если не вместе, тогда кто?). Понять программно-политический смысл этих придумок невозможно. Все сводится к одному — что-то сказать, чтобы не сказать ничего. В большинстве случаев стиль партийной пропаганды (во всяком случае, в ее нынешнем исполнении) писан будто под копирку. Все, даже коммунисты (хотя они покуда наименее заметны на предвыборном рынке), избегают давать какие-либо персональные оценки тому, что происходило в стране за последние четыре года, и объявляют о малопонятных, но очень схожих по своей бесполезности акциях. На этом фоне бессловесный портрет В. Жириновского выглядит чуть ли не образцом интеллектуальности — в нем нет ничего, кроме знакомого всем образа. И это уже хорошо.
       
       Кстати, о рекламе
       Хотя, конечно, не все лидеры российских партий имеют столь привлекательно-отталкивающий образ (а именно это требуется избирателю для запоминания), как Жириновский. Поэтому многие взяли на вооружение зоологическое оформление партийного имиджа: кто-то — насекомое, кто-то — птичку, а кто-то — совсем крупного зверя. Родоначальниками этого жанра были, пожалуй, «единороссы», сделавшие своим партийным символом очнувшегося после зимней спячки медведя. Но на этом дело не закончилось. На весеннем съезде Партии жизни на стол президиума поставили фигуру двугорбого странника пустыни, после чего у многих зародилось подозрение: уж не появится ли в России партия «верблюжатников»? Один из политических аналитиков пытался логически доказать мне, что такое не может случиться, ибо верблюд не рождает у российского избирателя никаких чувств — не наших широт животина! Честно говоря, аргумент не показался убедительным, потому что и в этом случае, поломав голову, можно придумать хороший слоган для предвыборных агиток. Хотя бы такой: «Верблюд мало ест, мало пьет, но много работает — голосуйте за Партию жизни!».
       С месяц назад в Москве и Подмосковье (возможно, и в других регионах) появилась веселенькая реклама Народной партии. На огромных щитах была изображена радостно жужжащая пчелка, которая (это было видно невооруженным глазом) где-то явно перебрала с нектаром. Наверное, партийцы рассчитывали вызвать у избирателя полезные для себя ассоциации. Во-первых, пчела — великая труженица и приносит огромную пользу людям. Что касается того, что она слегка подгуляла, так это, наверное, должно было убедить избирателя в близости этой партийной команды к простым людям. Другие причины не просматриваются, потому что бортничество — не самое массовое увлечение россиян, а партийный лидер Геннадий Райков если на кого меньше всего похож, так это на добродушного пчеловода. Может, поэтому спустя месяц пчела вместе с матрешками исчезла с плакатов партии и уступила место гигантской лупе (такую всюду таскал с собой ботаник Паганель), через которую Райков со товарищи собираются рассматривать мерзопакостных российских коррупционеров. Нынешний лозунг партии «Власть и бизнес — под контроль народа!» впечатляет своей абстрактностью. Неужто партия и впрямь верит, что в нынешних условиях такое возможно? К тому же если народ станет контролировать бизнес, то у кого наши партии станут просить денег на свои замечательные акции? Что касается власти, то просто невозможно представить, как Геннадий Иванович, переизбравшись в Думу, намерен контролировать президента Путина, которого так безоговорочно поддерживает. Или премьера, против отставки которого недавно голосовал. По мне, так лучше бы партийным символом оставалась пчела (разве что придать ей менее шаловливый вид), а не увеличительное стекло, которое все равно ничего не увеличит. Правда, с пчелой мог быть свой конфуз — это могло не понравиться московским властям.
       У известного российского пчеловода Юрия Михайловича Лужкова, пожалуй, более, чем у других, прав монополизировать образ пчелы. По всей видимости, ему просто не удалось договориться с нынешними товарищами по партии, и он вынужден был стать одним из «медведей». Но, видимо, старым привязанностям не изменил и решил предложить им некий компромисс: создать понятийный, почти чувственный симбиоз двух зоологических символов. На выступлении в храме Христа Спасителя он произнес проникновенную речь, начинавшуюся словами: «Вы знаете, дети, почему медведь называется медведем?». Объяснение имело огромный политический смысл: «Медведь — это сила, а пчела — это трудолюбие. Медведь любит трудолюбивых пчел!».
       Итак, «большой сезон засорения мозгов» в России открыт. С чем всех нас можно поздравить. Пройдет немного времени — и мы буквально ошалеем от обилия всевозможной политической белиберды, запомнить и понять которую невозможно. Да и не нужно. Потому что все будут сулить в общем-то одно и то же — хорошую жизнь. Политики потеряют индивидуальность и сольются в безликую говорящую массу. А мы — так уже было много раз — польстимся на ничего не стоящие стеклянные бусы и, уподобившись папуасам, бездумно отдадим в руки пустых, словно прошлогодние орехи, политиков то, что до сих пор не научились ценить, — государство.
       Уж выбор близится, а выбора все нет…
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera