Сюжеты

ЖУРНАЛИСТА, ВОЛКА И ОФИЦИАНТА КОРМЯТ НОГИ

Этот материал вышел в № 57 от 07 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Правда, только официант, работая, обязан улыбаться По заданию редакции ищу на сайтах и в газетах: «Разовая работа для студента, на один день или на выходные, опыт работы не имеет значения». Предложения, которые появились на моем мониторе,...


Правда, только официант, работая, обязан улыбаться
       

     
       По заданию редакции ищу на сайтах и в газетах: «Разовая работа для студента, на один день или на выходные, опыт работы не имеет значения». Предложения, которые появились на моем мониторе, — от грузчика до менеджера рекламной компании. Курьер, распространитель печатной информации, помощник на промоушн-акции, переводчик зарубежных фильмов... «Официанты», — прочитала я, почти отчаявшись. Только что открывшемуся ресторану в Новых Черемушках требовались официанты.
       
       …Передо мной — одноэтажное здание, углубившееся в раскидистые кроны деревьев, почти на треть с двух сторон закрывающих фасад со слегка вычурной вывеской — бар, клуб, ресторан «Колизей». Обойдя здание вокруг, как объяснили по телефону, я попала к служебному входу, где три человека, словно трудолюбивые муравьи, выгружали из машины картонные коробки. Интересуюсь, как найти менеджера. И вот высокий молодой человек с арийской внешностью уже идет мне навстречу. Подойдя к грузчикам, Сергей (так зовут менеджера) дал им несколько распоряжений и обратил свой взор на меня.
       — Здравствуйте. Я вам звонила по поводу временной работы, — скромно начала я.
       — Помню, — отрезал он, — вы Мария.
       Осведомившись у меня, работала ли я раньше официантом, может быть, где-то училась (есть специальные курсы официантов), Сергей, хмыкнув, проглотил информацию о моем, мягко выражаясь, неофициантском прошлом.
       — Вообще-то мы не берем людей на такой короткий срок, особенно если они раньше не работали официантами. Для новичков у нас определено время стажировки — около двух недель, чтобы они научились по-настоящему работать. Ну да ладно… Пока клиентов не так много. — Он замолчал. — Пойдем.
       Пролетели через зал ресторана. Именно пролетели — Сергей двигался стремительно, делая большие шаги. Замечаю, что внутри уютно: сине-голубые тона, свет слегка приглушен.
       — Готовят зал к работе, — повернулся Сергей. — Видишь, столы протирают даже с внутренней стороны: с этим — строго... Я познакомлю тебя с коллективом. Зайди в эту комнату и надень форму — так положено.
       Форма представляла собой классические брюки, светлую блузку и белый фартук «юбочкой». Переоблачившись, я направилась вновь за Сергеем в комнату персонала.
       — Алексей, это наша новая официантка, — обратился он к молодому человеку, достаточно аккуратному, с гладко зачесанными назад волосами. Он тоже официант. — Покажи, что и как тут у нас.
       Мне доверили самое «ответственное» дело: я следила за порядком на столах. Меня прикрепили к Леше: он обслуживал клиентов, выполнял их заказы, а я тем временем убирала грязную посуду и относила ее на кухню. Именно там я проводила больше всего времени и наблюдала…
       Один из официантов вбежал на кухню с громким радостным криком.
       — Они заказали Chateau! — возопил он.
       — А что такое «Chateau»? — поинтересовалась я у Алексея.
       — Это такое дорогое «замковое» вино, — вздохнувши, пояснил Леша, — вот повезло…
       — А почему он так радуется?
       Алексей лукаво улыбнулся.
       — Кто продает бутылку «замкового» вина или пиво какое-нибудь дорогое, получает премию от 700 до 1000 рублей.
       Да, прибавка хорошая, учитывая, что зарабатывают официанты обычно немного, около 200 долларов; конечно, есть еще и чаевые. Положим, за двенадцать часов при хорошем потоке клиентов можно заработать 1500—4000 рублей, а иногда только 300. Чаевыми обычно еще делятся с барменом: 10% от заработанного.
       — Приходится, он ведь стоит все время за барной стойкой, поэтому чаевых не получает, — объяснил Леша.
       — А бывают какие-нибудь необычные заказы? — поинтересовалась я.
       — Бывают, — засмеялся Леша. — Закажут тебе, например, сок. Морковно-яблочно-томатный… Как в анекдоте: «Официант, чашку кофе! Положите туда 35 ложек сахара и не размешивайте, бо не размешаете».
       В общем, оказалось — ничего страшного. Работа как работа. Коллектив дружный, и ребята попались мне приветливые.
       Если кто способен с 12 дня до 12 ночи провести на ногах (правда, день через два, поэтому успеваешь немного отдохнуть) и сохранять бодрость и оптимизм, тот может считать, что одной профессией он уже владеет. Можно сказать, от рождения.
       Но — есть и скрытые от посторонних слезы: за любую провинность здесь существуют штрафы. Например, за незнание меню и карты вин — 100 рублей; за то, что ты просто присядешь в зале, — 200 рублей (!); но самое страшное — это если клиент уходит не расплатившись, тогда официанту приходится расплачиваться за него.
       Каждый официант, по истечении двух недель стажировки, должен сдать экзамен, как в настоящем институте. Приемная комиссия — главный менеджер и шеф-повар ресторана. Но мне это не нужно. Я ведь журналист, которому на день дали задание сменить профессию.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera