Сюжеты

В РОССИИ ДВЕ БЕДЫ: ДОРОГИ И… ЦЕНЫ

Этот материал вышел в № 57 от 07 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

МПС снова хочет повысить тарифы на перевозки Не успели утихнуть страсти вокруг повышения цен на электроэнергию, а россияне вынуждены готовиться к новому подорожанию. На этот раз в роли инициатора выступило Министерство путей сообщения....


МПС снова хочет повысить тарифы на перевозки
       
       Не успели утихнуть страсти вокруг повышения цен на электроэнергию, а россияне вынуждены готовиться к новому подорожанию. На этот раз в роли инициатора выступило Министерство путей сообщения. Тарифы на перевозки предполагается повысить еще на 12%. МПС надеется, что в ходе рассмотрения на заседании правительства 14 августа вопрос о повышении тарифов будет решен в их пользу.
       Подорожание — всегда непопулярная мера. Тем не менее она бывает и оправданной. Именно это сейчас пытаются доказать руководители железнодорожного ведомства. Их логика такова: поскольку произошло повышение цен на ресурсы, потребляемые на транспорте, да плюс инфляция, то рентабельность работы МПС под угрозой. Руководители министерства утверждают, что государство якобы слишком жестко контролирует железнодорожные тарифы и не учитывает «инвестиционную составляющую».
       Однако это объяснение вызывает еще больше вопросов. В прошлом году МПС работало с убытками — примерно в 42,8 млрд рублей, теперь же, по собственным оценкам руководителей ведомства, в конце года ожидаются почти 5 млрд рублей прибыли. Следовательно, тезис о том, будто рентабельность отрасли под угрозой, не выдерживает критики.
       Можно было бы предположить, что МПС «закладывается» на гипотетическое новое подорожание электроэнергии, но факты говорят о другом. Во-первых, глава Минэкономразвития Г. Греф совсем недавно заявил, что в будущем году ставка предельного повышения энерготарифов не только не повысится, но будет понижена. Намерения властей «заморозить» тарифы на энергоносители подтверждают и в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), комиссия которого по поручению правительства готовит соответствующие документы. Причем речь идет именно о «пакетном» замораживании цен трех ведущих монополий — РАО «ЕЭС», «Газпрома» и МПС. Глава Госстроя Н. Кошман, подтверждая эту информацию, рассказал, что с РАО «ЕЭС» соответствующие переговоры уже ведутся. В РСПП добавляют: ведутся успешно. Со стороны «Газпрома» тоже не слышно особых возражений. Почему так? По той простой причине, что то же РАО «ЕЭС», например, само активно выступает в качестве инвестора и прекрасно знает, что необоснованные повышения тарифов разрушают инвестиционные планы и в конечном счете ведут к сокращению капиталовложений.
       Энергетические монополии, равно как и Минфин, и Минэкономразвития, понимают, к каким последствиям ведет ухудшение инвестиционного климата. Одно из таких последствий — крах планов правительства по повышению ВВП. Дальнейшую цепочку проследить нетрудно. Снижается запланированный ВВП, сокращаются налоговые поступления, и снова встает вопрос о возмещении убытков за счет увеличения налоговых сборов все с тех же ведущих монополистов. Опыт показывает, что такой сценарий не сулит отечественной экономике ничего хорошего. В такой ситуации планы МПС фактически разрушают всю конструкцию соглашения о тарифах. Заметим, что изначально МПС настаивало на более чем 14-процентном повышении цен, и только резкое противодействие Федеральной энергетической комиссии и министерств экономического блока позволило слегка умерить эти аппетиты.
       Побудительные мотивы МПС достаточно ясны и кроются именно в том, что железнодорожная монополия не сомневается: соглашение о «замораживании» будет заключено. А значит, нужно успеть повысить цены раньше. По заявлению министра путей сообщения Г. Фадеева, «если я не переоцениваю обстановку, единственное, что я должен сказать: энергетики должны также не зашкаливать за установленный потолок и не провоцировать железнодорожников на подъем тарифов».
       Гораздо проще увеличить прибыли за счет кармана потребителей и искать «крайних», чем работать над привлечением средств рыночными методами. Кстати, МПС признает, что уровень инвестиций в этой отрасли гораздо ниже, чем в экономике в целом. Вот только причины столь неприятного положения дел железнодорожное ведомство по старой привычке ищет не в своей работе, а в мнимой «необъективности» правительства.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera