Сюжеты

ФУНДАМЕНТАЛИСТ ПРОТИВ СТЁБОВОГО ВРЕМЕНИ

Этот материал вышел в № 57 от 07 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Уникальный фильм молодого человека об уникальном молодом человеке На студенческом кинофестивале «Святая Анна» солнечный, рыжий третьекурсник ВГИКа Женя Григорьев — родом с Урала, первые свои 15 лет прожил в деревне Кошуки Тавдинского...


Уникальный фильм молодого человека об уникальном молодом человеке
       

    
       На студенческом кинофестивале «Святая Анна» солнечный, рыжий третьекурсник ВГИКа Женя Григорьев — родом с Урала, первые свои 15 лет прожил в деревне Кошуки Тавдинского района Свердловской области — показал редкий на фоне нынешних криминальных одиссей фильм. Называется «Фундаменталист». Не пугайтесь. Это не о том, о чем вы подумали. Это о фундаментальной науке.
       Удивления достойно то, что в данном случае, как в известном анекдоте, где собирают швейную машинку, а в конце все равно получается пулемет: снимается документальное научно-популярное кино, а в результате все равно получается художественное. О герое НАШЕГО времени. Но о странном герое. Который никого не мочит в сортире (наоборот, что-то там ремонтирует). Не верховодит в бандитских бригадах. Не покупает загородных дворцов на Средиземноморском побережье. Не материализует миллиардное состояние, как фокусник, буквально из воздуха. Причем это не вымышленный персонаж, а реальный человек...
       
       Итак, в городе Петербурге в коммунальной квартире жил-был (и сейчас живет) молодой ученый Никита Поздеев. Соседи и друзья прочат ему в будущем Нобелевскую премию. Сам он от такой перспективы не отказывается, но считает ее нереальной. Живет в согласии с соседями — Ниной Никитичной Фрейлихман («Ну хорошо еще в 50—60 лет меня фотографировать, а в 90 зачем?») и ее сыном Сашей. Механиком по специальности и комментатором по призванию. Этакий резонер с пышными усами, на протяжении всего экранного времени сообщающий нам с вами мировые и домашние, питерские, новости. С него, собственно, и начинается фильм.
       Сосед Саша (заряжая аудиокассету): Так. Сегодня мы слушаем не Армстронга, не Рода Стюарта. Мы слушаем группу «Ленинград». «Пираты ХХ века». Поехали.
       
       Эти кадры в искушенном профессиональном кинозале прошли под аплодисменты.
       И дальше песни «Ленинграда» становятся музыкальным контрапунктом фильма. Но финальный аккорд — другая группа. «Смысловые галлюцинации». Другая песня — «Разум когда-нибудь победит».
       Что он за человек, Никита Поздеев, в соответствие (или в контраст?) которому авторы поставили музыку и слова эпатирующего многих «Ленинграда»? Вопрос не праздный, ибо именно ему и подобным ему молодым людям будет передано великое наследие — право продолжить дела и мысли Кольцова, Вавилова, Тимофеева-Ресовского, Карпеченко, Рапопорта, Белозерского, Беляева. Или не будет. В зависимости от их личных обстоятельств и обстоятельств на их родине, в нашей с вами России.
       Поэтому совсем не все равно, что€ этот самый Никита Поздеев думает о…
       
       О деле, которому служишь
       Дело — наука. Чем он занимается? Самыми модными, престижными ныне вещами. Аннотирует человеческий геном. То есть берет предсказанные гены и пытается описать их функции.
       Но это для него, оказывается, так, «халтурка». Из фразы героя «Сегодня была зарплата, и я получил 2100 рублей» ясно: на такие деньги сегодня в Северной столице не проживешь. Приходится подрабатывать. Раньше студенты и молодые научные сотрудники по ночам разгружали вагоны. Теперь вот «халтурка» — геном человека. А что не «халтурка»?
       Никита: Задача экспериментов, которые мы проводим, — показать, какие системы сетчатки глаза ответственны за передачу гипоталамусу информации об уровне освещенности.
       В общем, понятно. Кроме разве что гипоталамуса. Ну так это отдел мозга, нервные центры которого регулируют обмен веществ, кровяное давление, дыхание, участвуют в регуляции размножения, постоянства внутренней среды организма. С гипоталамусом связаны центры жажды и насыщения, сна и бодрствования. Происхождение термина — древнегреческое: «хипо» — внизу, «таламос» — комната, опочивальня, покой. Этакая задняя комната отдыха.
       В натуре — все те же подопытные белые крысы. Одна даже в знак протеста против насилия над ней на глазах у киношников молниеносно перегрызает какую-то мудреную приборную трубку. Но ее усыпляют эфирным наркозом. А дальше — проникновение в мозг. И слова Никиты: «К слабонервным просьба удалиться».
       Все, как и сто лет назад. И двести, может быть. Все, да не все. Задачи другие. Да и техника тоже.
       Никита: Наука имеет одно принципиальное отличие от других видов деятельности. Ее продукт — абсолютно новое и вечное, если это настоящий продукт. Новое знание, которое со временем не обесценится.
       Вот ты снимаешь сейчас фильм. Но когда-то пленка истлеет, все о нем забудут. Если же ты открываешь научный факт, то дальше он будет всегда.
       Конечно, с ним можно и поспорить. «Нетерпимость» Гриффита, «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна, «Страсти по Андрею» Тарковского — это тоже будет всегда. Может быть, правда, не на пленке, а на иных, нетленных носителях. Но — давайте уважать веру человека в абсолютную ценность дела, которому он служит.
       
       О красоте
       Киношники снимают лабораторию, где работает Никита. Снимают эффектно: и в синем, и в красном, как при проявке пленки, свете.
       Никита: Свет неестественный. Впечатляет. Но с реальной жизнью имеет мало общего. Вы смотрите в этом свете на то, что снаружи, пытаясь увидеть нечто необычное, что вам кажется красивым: ярко раскрашенные железки и провода. А вот эта конструкция внешне некрасива. Вам она не нравится. Но на самом деле она прекрасна, потому что дает нам возможность, не убивая крысу, копаться в ее мозге. И мы не только понимаем это — мы чувствуем эстетическое удовольствие оттого, что это принесет пользу нашим последователям, которые пойдут дальше нас.
       Копание в мозге подопытной крысы и — красота? М-да… Однако жизнь неоднозначна. В ней всегда с одной стороны так, но с другой…
       
       Информация для размышлений. Сосед Саша: Сегодня самых интересных сообщений было два. С одной стороны, первое: погиб Усама бен Ладен. Но с другой стороны — второе: он, оказывается, жив, а погиб Усама бен… забыл имя, но не тот.
       
       Об «утечке мозгов»
       Зарубежные коллеги давно предлагают ему переехать в США, Японию, в другие ведущие научные державы, где ему будут созданы все условия и для этих экспериментов, и просто для нормальной жизни. А он, чудак, пока не соглашается. И за починкой унитаза в своей коммунальной квартире объясняет, почему.
       Никита: Если бы все исходили из такой точки зрения, что в Америке жизнь комфортнее и надо подаваться туда, то тогда некому было бы работать в России. Это тоже довод. И одна из причин, почему я не хочу уезжать. Кто-то ведь должен работать и здесь тоже. Иначе наша страна совсем зачахнет.
       Но если я увижу, что в Америке сделаю нечто экстраординарное, чего условия не дадут мне сделать в России, тогда я уеду надолго.
       Фильм кончается титрами: «Проведя серию успешных экспериментов в Лондоне, Никита Поздеев вернулся в Россию». Пока так кончается. Но где гарантии, что жизнь не допишет и иной финал? И высшие госчиновники страны снова пальцем о палец не ударят, равнодушным взглядом провожая очередную будущую Нобелевскую премию, уплывающую из России.
       И так будет до тех пор, пока золотые руки (я уже не говорю о золотых головах!), созданные природой для уникальных, ювелирных научных экспериментов, будут у нас в свободное от науки время чинить свои коммунальные унитазы.
       
       О жизни
       Он говорит, что на 90 процентов его жизнь — это его работа. Но что такое сама жизнь в его понимании?
       Никита (усмехаясь): «Существование комочков протоплазмы». Но если честно, мой ответ будет: я не знаю. Просто — мне хотелось бы прожить жизнь так, чтобы была от меня какая-то польза, а не просто — родиться и подохнуть потом где-нибудь под забором. Сделать что-либо хорошее. И моя профессия подходит для этого. Если удается что-то, можно быть уверенным: оно когда-нибудь пригодится.
       И потом — именно наука делает жизнь осмысленнее, богаче и даже длиннее. Меня, например, привлекает перспектива прожить 70 лет, а не 25 — такова была продолжительность жизни в Средние века, когда люди обходились почти без науки. Тогда, вероятно, я был бы уже мертв: мне 28.
       Когда говорят, что человечество само себя погубит в атомной войне либо в экологической катастрофе, я не очень в это верю. Потому что, по-моему, существует закон природы, который не позволит нам уничтожить самих себя. С точки зрения природы это было бы нецелесообразно.
       И опять можно было бы поспорить. Но он так думает. И кто знает, может, именно он окажется прав. Благодаря своей науке.
       
       О Боге, добре и зле
       Никита: Я верю, что существуют законы природы, которым подчинен этот мир. По большому счету эти законы и есть Бог. То есть сила, которая управляет нашими поступками и карает нас, если мы нарушаем законы устройства мира.
       Совершать дурные поступки — значит нарушать гармонию в мире. Человек, если он творит зло, убивает, например, другого человека, но в тюрьму при этом не попадает, все равно будет наказан природой каким-либо другим способом.
       Человек, у которого совесть чиста, который улыбается, — он более счастлив. Ведь сокращение мышц, раздвигающих уголки рта, когда мы улыбаемся, стимулирует выработку в мозгу тех веществ, которые возбуждают те же рецепторы, что возбуждаются и наркотиками, и рождают ощущение радости, счастья. Но — без наркотического опьянения.
       Будем улыбаться?
       
       О спорте
       Фольклор столичных подземных переходов:
       Любовь болельщиков странна.
       В бреду ее хитросплетений
       Усиленно влюблялась в теннис
       Больная Ельциным страна.
       Но избран Путин. От и до
       Теперь освоим мы дзюдо.
       
       Никита Поздеев осваивает дзюдо. Но к всенародным политическим веяниям это не имеет никакого отношения. Будущий ученый и будущий президент давно уже занимались одним и тем же в спортзалах одного и того же города. Только в разных спортзалах.
       Никита: Есть виды спорта, которые трудно совместить с интеллектуальной деятельностью. Карате, например, где удары в голову серьезно выводят человека из нормы. А дзюдо — гармоничный спорт.
       Ну что ж, логично — занимаясь спортом, думать не только о мускулах, но и о голове. И — головой.
       
       О нобелевской славе
       Кинодиалог с Никитой.
       — А что слава в твоем понимании? Строчка в журнале «Science»?
       — Признание коллег. Ну, Нобелевская премия в конце концов. Мечта каждого ученого. Это будет означать: то, что он сделал, действительно круто.
       — И как у тебя с этим?
       — Нобелевскую премию я не получу. Разве что очень крупно повезет. Хотя десять лет назад был уверен: получу.
       — Что же произошло за десять лет?
       — Звездная болезнь прошла.
       — Хочешь сказать, у тебя нет серьезных амбиций?
       — У меня есть амбиции! Без честолюбия вообще тоскливо было бы работать. Но я реально смотрю на вещи.
       
       Информация для размышлений. Сосед Саша: А все-таки он будет нобелевским лауреатом. Я верю. Год он работал в Соединенных Штатах. Потом — командировки на симпозиумы. В таком молодом возрасте просто так на заграничные симпозиумы не приглашают. Согласны? Значит, он что-то собой представляет. И своего добьется. Но он забывает вторую сторону: одному тяжело. Я думаю, он со своей психикой это выдержит. Но будет ли счастливым человеком — вопрос.
       
       О любви
       Никита: Развлекался в интернете тем, что лазил по сайтам знакомств. Результат нулевой. Предполагал изначально: успех — в большой выборке, если говорить научным языком. Но это блеф. Встретить человека, в которого можно влюбиться, которого будешь любить, с которым будешь жить одной семьей, можно только случайно.
       Как в наивных, добрых довоенных комедиях и мелодрамах? «Любовь нечаянно нагрянет...», «Звать любовь не надо, явится незванно...». Правда, тогда интернета не было. И еще… негра, который неожиданно появляется на экране к концу фильма. Колоритный такой негр. Перекрашивает решетку питерской набережной из красного цвета в черный (или наоборот?), мрачно (но с веселой, добродушной улыбкой) рассуждая на вечную тему: никакой любви на самом деле нет, все это выдумки поэтов. Вот вам и «улыбающийся человек — счастливее»!
       Но вслед за этим появляются на том же экране два действительно счастливых лица. Одно — красивое, девичье, другое — Никиты. Понимай как знаешь. Может быть, ничего такого между ними не было, нет и даже не будет. Но все равно неопровергнутым остается финальное киноутверждение режиссера, сделавшего этот фильм вместе с оператором Артемом Анисимовым, директором картины Аней Ковалевой, научным консультантом Юрием Данилиным: не одни только деньги владычествуют в этом лучшем (или худшем — кому как нравится) из миров. Есть еще радость первооткрытий. Есть наука. Есть любовь.
       
       Moralite
       Так все же почему авторы дали своему фильму имя «Фундаменталист»? Ну да, уже сказано: фундаментальная наука. Но если разобраться, лента все-таки не о ней. О человеке, его принципах, его якорях в новом, XXI веке. Прогнозисты и прорицатели предсказывали, что это будет интернетный «нулевой» человек, не отягощенный ни генетической, ни исторической памятью, ни неподъемной ношей совести.
       Но вот пришел этот человек нового века — и, оказывается, он хочет, не растеряв ничего из тех степеней личной свободы, которые подарила ему компьютерная революция, опереться все-таки на фундаментальные, вечные, простые истины человеческого бытия.
       Ведь посмотрите: ничего такого сверхоригинального нам с вами с экрана Никита Поздеев вроде бы и не говорит. На том, что он исповедует и проповедует, веками зиждилась нормальная людская жизнь. Но звучит это против течения нашего сегодняшнего ненормального, стебового времени, когда престижно быть парадоксальным до ерничанья над своим веком, над своей страной, над самим собой в конце концов.
       Но ведь маятник отклонился до предела. И пора ему уже назад, к точке равновесия, к фундаментальным первоосновам. Вот об этом — «Фундаменталист». Это не ностальгия по прошлому. Это ностальгия по будущему.
       Или я ошибаюсь? И мы по-прежнему собираемся жить гипоталамусом, то есть задним умом, или вообще не умом, а всем тем, что ниже пояса? Помните, у Михаила Задорнова: «…Умом Россию не понять. Только задним. Не может иностранец умом вычислить, что наш человек делает от гипоталамуса!».
       Герой фильма показался мне человеком, умеющим «ставить на орла». В аксеновском «Звездном билете» есть такой эпизод. Старший и младший братья решают свой спор жребием. Но старший лукавит. Он умеет кидать монету так, чтобы она всегда падала орлом. Тогда монету забирает младший. Кидает. И старшему становится ясно: брат, идущий ему на смену, тоже уже умеет кидать монету так, как ему надо.
       В науке и в искуcстве всегда были, есть и будут сильные люди, умеющие «ставить на орла». Но поставит ли на них наше время?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera