Сюжеты

ВЕРТИКАЛИ БЕЗ ГОРИЗОНТАЛИ НЕ БЫВАЕТ

Этот материал вышел в № 58 от 11 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Продолжается обсуждение книги Юрия Лужкова В бурной отечественной истории прослеживаются две тенденции, определявшие развитие страны. В первом случае жесткая вертикаль государства как организующего начала обеспечивала целостность его...


Продолжается обсуждение книги Юрия Лужкова
       

   
       В бурной отечественной истории прослеживаются две тенденции, определявшие развитие страны. В первом случае жесткая вертикаль государства как организующего начала обеспечивала целостность его территорий и внешнюю безопасность, облегчала хозяйственное освоение огромных пространств, помогала создавать единое целое при этническом, культурном и религиозном многообразии населения. Так было и в царской России, и в Советском Союзе.
       С другой стороны, такая линейная система не учитывала, да и не могла учесть интересы региональные и местные. Об этом говорил еще Михаил Сперанский царю Александру I. Однако до сих пор никто так и не сумел отыскать разумное соотношение двух тенденций. А ведь как раз сегодня, в эпоху глобализации, эффективное функционирование нашего государства особенно необходимо, иначе невозможны рост экономики и обеспечение прав граждан разных регионов России.
       Одна из последних книг мэра Москвы Юрия Лужкова называется «Путь к эффективному государству». Потому что, хотя столичный мэр и любит позиционировать себя как хозяйственник, о чем он недавно снова сказал в программе Владимира Познера «Времена», все-таки он политик, и его не могут не волновать более глобальные проблемы.
       В своей книге мэр столицы отмечает, что «задачи совершенствования структуры государственного управления формулируются в неразрывной связи с коррекцией политики в социально-экономической сфере».
       Здесь Москва как самый мощный в экономическом отношении регион России имеет право высказать свое мнение и поделиться опытом.
       Надо признать, что опыт взаимодействия региональных и федеральных государственных институтов у столицы немалый, причем как положительный, так и отрицательный. И вывод из него, если формулировать по-простому: «Кесарю — кесарево, а слесарю — слесарево». Потому что не может центральная власть одинаково эффективно учитывать специфику и интересы всех своих субъектов, да и не ее это задача. Современное государство — менеджер, который должен не сам делать всю работу, а наладить сложный механизм так, чтобы его отдельные части функционировали с наибольшей пользой.
       Вот, скажем, пугающая всех наших сограждан реформа ЖКХ, от которой ни одному региону все равно никуда не деться. Тут надо признать, что московские власти решают проблему щадящими горожан методами, оплачивая коммунальным службам половину расходов на обслуживание жилого фонда. Поэтому в одном из самых дорогих мегаполисов мира порог затрат москвичей на квартплату — только 13% доходов, хотя по стране он доходит до 22%.
       Понятно, что в стране с рыночной экономикой за жилье нужно платить столько, сколько оно стоит, но мы пока с трудом можем представить себе, когда мы будем зарабатывать такие деньги. А до той поры незащищенным помогать необходимо, чтобы в городе не было дикого неравенства между богатыми и бедными.
       Об этом говорит Европейская социальная хартия, это сознательный выбор столичных властей, да в этом, собственно, и состоит одна из социальных функций эффективного государства.
       Москва — «старый» город, где много пенсионеров. Известные всей стране городские надбавки всего лишь позволили доходам двух миллионов московских стариков «обогнать» прожиточный минимум. На Канары на эти деньги не съездишь, но ведь остальные пенсионеры нашей родины и этого не имеют.
       Правда, теперь выкраивать деньги на надбавки городу будет труднее, потому что в результате победы первой, линейно-централизованной, идеи функционирования власти и федеральных налоговых инициатив столица лишилась доходов от дорожного налога, а с будущего года — и от налога с продаж, так что дефицит городского бюджета составит почти миллиард рублей.
       Так что Юрий Лужков не зря предложил государству «проводить постоянный федеральный мониторинг качества жизни в регионах для обеспечения максимально быстрого и эффективного реагирования» на проблемы.
       А таких проблем в городе немало. Одна из самых больных, наверное, — безработица. Столица всегда гордилась тем, что здесь она традиционно была низкой, и для этого была разработана долгосрочная программа содействия занятости на 2002—2005 годы. Теперь, с ликвидацией городской службы труда и занятости и передачей ее функций, а главное, денег на трудоустройство безработных федеральному Министерству труда, на этой программе поставлен крест.
       С трудоустройством связана и еще одна актуальная для столицы тема — миграция. В том, что Москва стала привлекательным местом работы и жизни для жителей всего бывшего СССР и восточного зарубежья, никто не сомневается.
       Президент страны в своем послании подробно говорил о том, что проблема трудовых ресурсов для России актуальна, а следовательно, количество мигрантов будет увеличиваться. Однако упразднение Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики и передача его функций МВД и МИДу, для которых эта проблема явно не приоритетна, означает, что ее следует решать на региональном уровне, тем более что связана она еще и с вопросами безопасности и социальной напряженности в обществе, в том числе и с межэтническими конфликтами. И Москва опробует новые, цивилизованные подходы. Так, в столице принята городская программа регулирования населения на 2002—2004 годы, предусматривающая среди прочего ужесточение доступа в город нелегалов и вместе с тем социальные гарантии тем, кто получит статус беженца или вынужденного переселенца.
       Москва стала первым городом России, оценившим свою земельную собственность. В принятом недавно московским правительством земельном кадастре городская земля оценена со всех точек зрения, в том числе и по сельскохозяйственному назначению. Так что, хотя вряд ли кто-то будет выращивать картошку у стен Кремля, теперь известно, во сколько это обойдется. Причем продажа земли в городе в частную собственность возможна только после разграничения прав между городом и федеральным Центром.
       Централизация необходима, но регионы сами могут и должны заботиться о своих специфических интересах, помогая Центру.
       Книга столичного мэра имеет подзаголовок «План преобразования системы государственной власти и управления в РФ». Ее содержание и опыт практической работы градоначальника иллюстрируют представления мэра-хозяйственника о сущности разделения полномочий Центра и регионов в интересах граждан. Потому что именно в Москве Юрий Лужков показал себя как государственник, за десять лет превратив город в одну из полноправных европейских столиц.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera