Сюжеты

НАШЕ БУДУЩЕЕ — ОНО ЖИВОЕ И ШЕВЕЛИТСЯ

Этот материал вышел в № 58 от 11 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Политические плакаты ничем не отличаются от рекламы пива и шампуня. Только названия надо заменить именами У нас по четыре конечности и по тридцать два зуба. Мы — самая мыслящая форма жизни. Вместе мы — homo sapiens. Возникает, конечно,...


Политические плакаты ничем не отличаются от рекламы пива и шампуня. Только названия надо заменить именами
       
       У нас по четыре конечности и по тридцать два зуба. Мы — самая мыслящая форма жизни. Вместе мы — homo sapiens. Возникает, конечно, закономерный вопрос: что делать тем, у кого зубов меньше, чем тридцать два? Ну не выросли у меня зубы мудрости, и как мне теперь быть со своей разумностью? И, кстати, мы — самая мыслящая форма жизни где? В нашем микрорайоне?
       В любом случае, если поставить на дороге щит с такой надписью, можно не волноваться за чувства слонов или омароподобных существ с Альфы Центавра: они все равно эту надпись не прочитают, если верить тому, что мы о них знаем. А вот рекламный щит «Мы — самая большая страна. У нас самая образованная нация. Вместе мы — русские» читают даже те, кто считает себя — хоть вместе, хоть по отдельности — татарами, евреями и грузинами. Никто не спорит, слоган очень интересный, он заставляет задуматься, сплотиться, а потом еще раз задуматься.
       Вроде все нормально, но что-то кажется нелогичным в этих слоганах про «вместе». Потом понимаешь: слово «русский» мешает. На самом деле тут должно быть слово «советский», тогда станет понятно, откуда взялось то самое, давно знакомое щемящее чувство. Это чувство советскости: каким бы эстонцем ты ни был, ты все равно советский человек.
       С политическими слоганами нам придется встречаться все чаще и чаще, пока к зиме они не накроют нас с головой. Этот, про «вместе», один из лучших: не потому, что выражает какую-то особенно мудрую мысль, а потому, что про него хочется говорить и говорить. Столь же удивительным был и давний лозунг, поражающий своими анатомическими подробностями: «Я подниму Россию с колен». Такие слоганы немедленно становятся анекдотами, а значит, запоминаются. Политикам больше ничего и не надо.
       Бывают и рекламы-однодневки — давние щиты про баоБАБы или свежие оптимистические плакаты «Приватизированное до 2000 года подлежит возврату». Выглядит это все отвратительно, висит не больше нескольких дней, но тоже действует: народ любит скандалы.
       Но если вдуматься, политические плакаты и ролики почти ничем не отличаются от рекламы пива, шампуня или техники. Можно спокойно подставлять лица политической национальности в любой рекламный ролик, они будут чувствовать себя уютно и расслабленно. Замените названия продуктов именами деятелей — ничего не изменится. «Надо чаще встречаться» — чем не слоган депутата в Госдуму? Или: «Кто пойдет за депутатом N-ским? Сегодня — самый умный!». А по дороге за N-ским можно и пивка.
       Есть еще, конечно, «Нежнее нежного», «Сроки действия больше не действуют», «Долгое ощущение свежести» или «Головокружительный объем ваших волос». Но тем интереснее подставлять во все эти рекламы лица политиков: в их глазах — забота о судьбах России («Теперь вы сами сможете быть архитектором своих ресниц!»), около губ — горькая складка («Морщины? Забудьте о них!»), а волосы непревзойденно увлажнены. Их слова раньше были тусклыми и безжизненными, но чем ближе к выборам, тем они живее и подвижнее — от корней до самых кончиков. Я раньше не чувствовала себя уверенно в эти дни, но тут подруга посоветовала мне вступить в партию Такую-то, и я даже удивилась: такая тоненькая, а так хорошо сдерживает обещания. Мама, на уставе какой партии вы жарите? Там же канцерогены!
       Но главным предвыборным хитом, конечно, стал слоган «Вы еще не в Белом? Тогда мы идем к вам!».
       Чтобы зацепить зрителя и читателя, производители техники могут использовать политические лозунги.
       Например, стандартное предвыборное обещание «Изменим жизнь к лучшему» на рекламных щитах никакого отношения к политике не имеет. Была еще строительная фирма, которая банально сообщала: мол, «Мы наш, мы новый мир построим». Ход мысли понятен: абстрактный политический лозунг переводится в конкретную плоскость и поэтому становится действенным. Обратный способ тоже работает. Конкретное предложение отдать землю крестьянам действует сильнее, чем абстрактно-восторженное «Да здравствует революция!». А всем понятное обещание бороться с пробками на дорогах — гораздо сильнее, чем идея возродить национальное самосознание.
       Скоро, наверное, политики сообразят, в чем дело. И пообещают нам, что на восьмой день их правления морщины народа сократятся на 68%, народные губы окунутся в бриллиантовый блеск, а дезодорант не подведет, даже если долго ехать на велосипеде.
       И мы за этим политиком пойдем все как один. Потому что зима уже скоро, а мы еще не в Белом. У нас самая большая страна, похмелье после вчерашнего и короткая, глупая жизнь. Вместе мы, кажется, все еще люди.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera