Сюжеты

НАШЕ БУДУЩЕЕ — ОНО ЖИВОЕ И ШЕВЕЛИТСЯ

Этот материал вышел в № 58 от 11 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Политические плакаты ничем не отличаются от рекламы пива и шампуня. Только названия надо заменить именами У нас по четыре конечности и по тридцать два зуба. Мы — самая мыслящая форма жизни. Вместе мы — homo sapiens. Возникает, конечно,...


Политические плакаты ничем не отличаются от рекламы пива и шампуня. Только названия надо заменить именами
       
       У нас по четыре конечности и по тридцать два зуба. Мы — самая мыслящая форма жизни. Вместе мы — homo sapiens. Возникает, конечно, закономерный вопрос: что делать тем, у кого зубов меньше, чем тридцать два? Ну не выросли у меня зубы мудрости, и как мне теперь быть со своей разумностью? И, кстати, мы — самая мыслящая форма жизни где? В нашем микрорайоне?
       В любом случае, если поставить на дороге щит с такой надписью, можно не волноваться за чувства слонов или омароподобных существ с Альфы Центавра: они все равно эту надпись не прочитают, если верить тому, что мы о них знаем. А вот рекламный щит «Мы — самая большая страна. У нас самая образованная нация. Вместе мы — русские» читают даже те, кто считает себя — хоть вместе, хоть по отдельности — татарами, евреями и грузинами. Никто не спорит, слоган очень интересный, он заставляет задуматься, сплотиться, а потом еще раз задуматься.
       Вроде все нормально, но что-то кажется нелогичным в этих слоганах про «вместе». Потом понимаешь: слово «русский» мешает. На самом деле тут должно быть слово «советский», тогда станет понятно, откуда взялось то самое, давно знакомое щемящее чувство. Это чувство советскости: каким бы эстонцем ты ни был, ты все равно советский человек.
       С политическими слоганами нам придется встречаться все чаще и чаще, пока к зиме они не накроют нас с головой. Этот, про «вместе», один из лучших: не потому, что выражает какую-то особенно мудрую мысль, а потому, что про него хочется говорить и говорить. Столь же удивительным был и давний лозунг, поражающий своими анатомическими подробностями: «Я подниму Россию с колен». Такие слоганы немедленно становятся анекдотами, а значит, запоминаются. Политикам больше ничего и не надо.
       Бывают и рекламы-однодневки — давние щиты про баоБАБы или свежие оптимистические плакаты «Приватизированное до 2000 года подлежит возврату». Выглядит это все отвратительно, висит не больше нескольких дней, но тоже действует: народ любит скандалы.
       Но если вдуматься, политические плакаты и ролики почти ничем не отличаются от рекламы пива, шампуня или техники. Можно спокойно подставлять лица политической национальности в любой рекламный ролик, они будут чувствовать себя уютно и расслабленно. Замените названия продуктов именами деятелей — ничего не изменится. «Надо чаще встречаться» — чем не слоган депутата в Госдуму? Или: «Кто пойдет за депутатом N-ским? Сегодня — самый умный!». А по дороге за N-ским можно и пивка.
       Есть еще, конечно, «Нежнее нежного», «Сроки действия больше не действуют», «Долгое ощущение свежести» или «Головокружительный объем ваших волос». Но тем интереснее подставлять во все эти рекламы лица политиков: в их глазах — забота о судьбах России («Теперь вы сами сможете быть архитектором своих ресниц!»), около губ — горькая складка («Морщины? Забудьте о них!»), а волосы непревзойденно увлажнены. Их слова раньше были тусклыми и безжизненными, но чем ближе к выборам, тем они живее и подвижнее — от корней до самых кончиков. Я раньше не чувствовала себя уверенно в эти дни, но тут подруга посоветовала мне вступить в партию Такую-то, и я даже удивилась: такая тоненькая, а так хорошо сдерживает обещания. Мама, на уставе какой партии вы жарите? Там же канцерогены!
       Но главным предвыборным хитом, конечно, стал слоган «Вы еще не в Белом? Тогда мы идем к вам!».
       Чтобы зацепить зрителя и читателя, производители техники могут использовать политические лозунги.
       Например, стандартное предвыборное обещание «Изменим жизнь к лучшему» на рекламных щитах никакого отношения к политике не имеет. Была еще строительная фирма, которая банально сообщала: мол, «Мы наш, мы новый мир построим». Ход мысли понятен: абстрактный политический лозунг переводится в конкретную плоскость и поэтому становится действенным. Обратный способ тоже работает. Конкретное предложение отдать землю крестьянам действует сильнее, чем абстрактно-восторженное «Да здравствует революция!». А всем понятное обещание бороться с пробками на дорогах — гораздо сильнее, чем идея возродить национальное самосознание.
       Скоро, наверное, политики сообразят, в чем дело. И пообещают нам, что на восьмой день их правления морщины народа сократятся на 68%, народные губы окунутся в бриллиантовый блеск, а дезодорант не подведет, даже если долго ехать на велосипеде.
       И мы за этим политиком пойдем все как один. Потому что зима уже скоро, а мы еще не в Белом. У нас самая большая страна, похмелье после вчерашнего и короткая, глупая жизнь. Вместе мы, кажется, все еще люди.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera