Сюжеты

ПОДФОРТИЛО

Этот материал вышел в № 59 от 14 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Недавно на фортах Кронштадта отгремел крупнейший в Европе танцевальный фестиваль – питерский бал XXI века В XIX веке это место предпочитали обходить, точнее, обплывать стороной. В 1842 году из темных вод Финского залива в 240 метрах от...


Недавно на фортах Кронштадта отгремел крупнейший в Европе танцевальный фестиваль – питерский бал XXI века
       

    
       В XIX веке это место предпочитали обходить, точнее, обплывать стороной. В 1842 году из темных вод Финского залива в 240 метрах от Кронштадтского берега вырос мрачный форт «Александр I» — младший сосед южных фортов «Петр I» и «Константин». Свою прямую — оборонительную — функцию форт выполнял недолго: спустя несколько десятилетий военная наука шагнула далеко вперед и устаревшее сооружение отдали… лекарям и ветеринарным врачам. Грозный форт превратили в лабораторию Императорского института экспериментальной медицины, в которой разрабатывались средства борьбы с чумой и другими инфекциями; там же производились вакцины и сыворотки. Народ тут же окрестил форт «Чумным» и наградил его целым ворохом мрачных легенд.
       С течением лет эпидемии угасли — угас и интерес к мрачному гиганту. Выветривались из каменных стен споры дизентерии и холеры, разрушались огромные бойницы форта. В 1994 году фортам Кронштадта присвоили статус памятников истории и архитектуры федерального значения и забыли о них.
       А в начале XXI века «чумное» место получило новое рождение — в стенах «Александра I» поселился танцевальный фестиваль Fortdance.
       Пафосный московский клуб «Цеппелин» вспомнил о старинной питерской традиции светских балов и облюбовал для своих выездных вечеринок на открытом воздухе историческое «чумное» место. Популярность фестиваля росла год от года. Первый Fortdance посетили около 2 тысяч человек, второй — 10 тысяч. Почетными гостями фестиваля стали именитые заграничные диджеи.
       В прошлом году на фестиваль приехали уже более 30 тысяч человек. Толпа приливами набегала на причал, пытаясь попасть на вожделенную баржу, которая перевозила любителей музыки на территорию форта. Простые тусовщики и випы, заплатившие за вход по 100 долларов, вперемешку бросались на подходящие паромы, цепляясь за перила и ломая конечности. Паромы причаливали на минуту и забирали по 7—8 самых проворных граждан, а через час после начала фестиваля перестали причаливать вовсе и кружили вокруг форта.
       Такого интереса к фестивалю не ожидали, судя по всему, и сами организаторы. А зря: Санкт-Петербург всегда славился своими балами. А чем, скажите, рейв-фестиваль не бал? Пусть балы с кринолинами, менуэтами и масками давно ушли в прошлое, но ведь любовь к танцам, общению и веселью осталась.
       Вспомнив о давних традициях великосветских балов, в этом году распорядители праздника решили отделить зерна от плевел, то есть «чернь» от «випов».
       На останках форта «Константин», который расположился на берегу залива, установили огромную сцену, вокруг которой могли выделывать свои замысловатые па все желающие. Ну а «Чумной» форт отдали сливкам великосветского общества.
       Фестиваль для народа начался в три часа дня. Знать в это время только просыпалась, а представители журналистской богемы отдыхали на торжественном обеде, устроенном в честь бала. Разморенной солнцем и японским пивом прессе представляли заграничных «послов» — знаменитых музыкантов из Англии и Германии, в том числе участника культового проекта «Продиджи» Лероя Торнхилла. Последний ради этого бала даже оставил беспризорным клуб на Ибице, в котором Лерой является резидентом. С собой «послы» привезли многочисленную свиту из заграничных журналистов, которые обещались освятить сие светское мероприятие в модной иностранной прессе. Интерес к российскому фестивалю гости объяснили так: за границей мероприятий подобного масштаба давно не устраивается. Балы под электронную музыку утрачивают былую популярность, да и рейв-культура вообще находится на низшем витке спирали своего развития. В России же заезжие гости видят огромный потенциал. Электронная музыка зародилась у нас гораздо позже, и привыкнуть к ней пока попросту не успели. Правда, от энтузиазма на обеде сверкали разве что гости — псевдолитераторы двух столиц вяло вымучивали вопросы, всецело предаваясь подготовке к предстоящему балу.
       — Давай заедем купить новые штанишки к празднику, — канючил у друга молодой представитель питерской богемы.
       — Ну да! Ты примерять будешь часа два — я на маникюр опоздаю!
       Садиться в автобус, призванный отвезти литераторов на начавшийся фестиваль, мальчики не спешили — негоже «сливкам» приезжать на бал раньше «черни». «Чернь» тем временем толпилась в очереди к бесплатным извозчикам. Вместо карет — автобусы, курсирующие от метро до побережья Финского залива. Судя по всему, на лошадях добраться было бы быстрее. Для доставки публики на бал организаторы выделили 12 комфортабельных карет, часть из которых затерялась где-то между Питером и Кронштадтом. Останавливались водители там, где захотят; в результате огромная очередь носилась через площадь, сметая на своем пути застывших в ужасе петербуржцев. Внутри карет веселый кучер продолжал поднимать молодежи настроение — врубал на полную громкость зажигательную песню Верки Сердючки. Молодежь пугалась, но молчала — идти пешком до Кронштадта не хотелось никому.
       Знать на собственных лошадиных силах начала подтягиваться к 9 — времени открытия танцпола на «Александре» — и важно продвигалась к причалу, тормозя у многочисленных пропускных пунктов. Охрана бала — на высшем уровне. Руками и металлоискателями проверяли все — сумки, телефоны, косметички. Баржи отплывали с интервалом 20—30 минут, так что представители высшей знати имели возможность периодически ходить в народ и слушать выступления «послов», выступающих на береговом танцполе.
       Внутри форта для знати — настоящий бал-маскарад. Дамы на шпильках и в бальных нарядах, представляющих собой короткие шорты и разноцветные лифчики. Молодые люди в макияже. Делегация столичных «ночных волков» во главе с Хирургом в кожаных штанах, гремящим цепями и косухой («Знаете, почему здесь такая хорошая атмосфера? Потому что мы приехали!»). Литераторы, размахивающие руками с маникюром. Титомир, в кои-то веки явившийся без бессменного «Хаммера». На сцене — шоу, вокруг — облако звука, в небе — фейерверки.
       Среди знати — очередное расслоение. Обычные випы с билетом за 50 долларов толкались перед главной сценой и тратили кровные в баре. Высшая аристократия вкушала прелести входа за 100 долларов — плясала на верхнем этаже и вовсю растаскивала бесплатный стол.
       За 150 рублей публика попроще довольствовалась танцами на берегу и с тоской смотрела на далекие огни великосветского бала. Правда, к чести организаторов стоит признать, что ими было сделано все для того, чтобы публика не роптала. В качестве зрелища — набор западных музыкантов и лучших российских диджеев; в качестве хлеба — многочисленные бары; в качестве приятной неожиданности — множество переносных туалетов.
       9 часов утра. Палящее солнце никак не влияет на плотность танцующего народа и знати.
       11 часов. Последние баржи увозят на берег довольную аристократию. «Сливки» загружаются в личные кареты и отправляются продолжать гулянье на пляж в соседний Сестрорецк. Лошадиные силы с ветерком проносят их мимо народа, гоняющегося по побережью за одиноким автобусом до Питера. Бал завершился… Девки на выданье присмотрели себе кавалеров, вельможи продемонстрировали новые наряды, старые матроны обсудили испорченность нынешнего поколения. Никто не упал в воду, не вывалился из бойниц форта, не вызвал на дуэль низшего по рангу. Итог фестиваля — одна сломанная лодыжка: молодой организатор неумело шагнул с причала на покачивающуюся баржу. Молодежь попроще насладилась хорошей музыкой и звуком, молодежь покруче — осознанием собственной значимости. Бал удался. Приятно, что слава знаменитых российских балов опять гремит по всему миру. Кто знает, может, именно эти отголоски питерских светских раутов XVIII века снова превратят Северную столицу в культурную Мекку Европы?
       И снова, как в старину, прорубят наши деятели «от искусства» окно из Питера в Лондон и Париж.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera