Сюжеты

ОТКУДА У МИНФИНА СТОЛЬКО ОПТИМИЗМА

Этот материал вышел в № 60 от 18 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Правительство хочет выглядеть либеральным и снижает налоговую нагрузку. За счет регионов Российское правительство одобрило разработанный Минфином проект федерального бюджета на 2004 год. С формальной стороны все выглядит прекрасно: доходы...


Правительство хочет выглядеть либеральным и снижает налоговую нагрузку. За счет регионов
       
       Российское правительство одобрило разработанный Минфином проект федерального бюджета на 2004 год. С формальной стороны все выглядит прекрасно: доходы составят 2.7 триллиона рублей (почти 90 миллиардов долларов) и вырастут, по сравнению с 2003 годом, на 13% (при 10-процентном прогнозе инфляции), несмотря на снижение налогового бремени.
       
       Правда, бюджет будет приниматься на фоне думских выборов, но Минфин не сомневается в способности президентской администрации дать нужную команду «квартету» проправительственных фракций. И, скорее всего, уже в середине ноября бюджет будет принят. Вопрос лишь в том, к чему это приведет в дальнейшем.
       Ключевая идея бюджета — отмена налога с продаж и очередное перераспределение налоговых доходов.
       Указанный налог появился лишь в последние годы — при максимальной 5-процентной ставке, которую региональные власти могут снижать, а то и вовсе не вводить НСП. Самая характерная его черта — соответствующие доходы целиком идут в региональные бюджеты. В 2003 году сборы от НСП составили около 60 миллиардов рублей, в 2004 году могли бы составить 63—64 миллиарда. Могли бы — но не составят: после бурных дискуссий, проходивших в Госдуме еще в июне, НСП решено отменить.
       Расчеты думского комитета по бюджету и налогам показывают, что ряд регионов потеряет до 12% своих доходов. Наибольший процент потерь при этом приходится даже не на Москву, где объемы продаж максимальны, а на Камчатскую область. Далее в списке «секвестированных» регионов идет Московская область — ее потери составят 10% собственных доходов; по 9% потеряют Петербург, Чувашия и Алтайский край и 6% — Москва.
       Добиться согласия депутатов на эту операцию правительству удалось только тогда, когда оно твердо обещало, что регионы в качестве компенсаций получат дополнительные 2% сборов от налога на прибыль. Напомним, что сейчас, при общей «налоговой нагрузке» на прибыль в 24%, в федеральный бюджет попадает 6%, а в региональные бюджеты — 18%. Расчеты показывали, что эта двухпроцентная «добавка» могла дать регионам почти полную компенсацию потерь от отмены НСП. Но, кроме этого, правительство, учитывая предстоящее повышение зарплаты «бюджетникам», обещало передать регионам федеральную долю акцизов на водку — в 2003 году эти сборы составили 22 миллиарда рублей…
       Когда в Думе рассматривали эти налоговые инициативы, скептики предупреждали: не верьте Белому дому на слово! Скептикам не поверили, а зря: теперь выяснилось, что в проекте бюджета заложены совсем другие цифры!
       Во-первых, вместо двух «дополнительных» процентов от налога на прибыль регионам предлагается только один. Плановые поступления — 23 миллиарда рублей, но это в теории. А на практике налог на прибыль относится к тем, которые легче всего «спрятать», что известно любому бизнесмену и экономисту. В редких случаях прогноз поступлений по этому налогу сбывается хотя бы на 70%. Последствия понятны: вряд ли регионы получат в наступающем году более 16—17 миллиардов рублей. Зато наиболее собираемый налог — НДС, от которого «уйти» почти невозможно, целиком поступает в федеральный бюджет…
       Правда, в качестве «возмещения» правительство предложило отдать регионам «федеральную» долю поступлений от налога на вмененный доход для малого бизнеса. И даже сказало, что это даст регионам целых 17 миллиардов рублей. Но откуда Минфин взял такую оптимистическую цифру — неясно. По крайней мере, в бюджете 2003 года от «вмененки» федеральный бюджет получил только 7 миллиардов рублей. С какой стати через год эта цифра может возрасти в два с половиной раза?
       А во-вторых, правительство собирается пересмотреть положения Бюджетного кодекса, касающиеся налога на добычу нефти и газа. До сих пор там было написано, что в региональные бюджеты поступает 20% от этого налога, а в федеральный бюджет — 80%. Теперь «федеральную» долю предлагается довести до 100% при уплате налога на добычу газа и до 86% — при уплате налога на добычу нефти. Что, по признанию представителей Минфина, «урежет» регионы примерно на 22 миллиарда рублей.
       Ну а теперь сядем и подсчитаем. Региональные бюджеты (ответственные за финансирование школ, больниц, поликлиник, милиции, ЖКХ, общественного транспорта, обеспечение бесплатными лекарствами и т.д. и т.п.) потеряют 64 миллиарда рублей от отмены НСП и еще 22 миллиарда — от изменения пропорций по налогу на добычу нефти и газа. Приобретут же они, в лучшем случае, 23—24 миллиарда рублей.
       Итого — около 60 миллиардов рублей потерь. Соотношение налоговых доходов Центра и регионов и так-то доведено до опасной черты: 71% на 29%. Описанные новации изменят это соотношение еще на 3% в пользу Центра: будет 74% на 26%, почти три к одному. И это — при том, что Бюджетный кодекс требует, чтобы регионы получали не менее 50% налоговых доходов!
       Понятно, что, «протолкнув» бюджет, Белый дом будет говорить, что проводится либеральная налоговая политика и облегчается налоговое бремя. Так и хочется сказать: желаете «облегчить»? Снижайте федеральные налоги, уменьшайте поступления в федеральный бюджет. Но правительство хочет выглядеть либеральным за чужой счет, снижая налоговую нагрузку за счет бюджетов территорий. И при этом поучает регионы: живите по средствам.
       Что касается «жизни по средствам» — страшно подумать, что будет осенью: ведь уже с октября запланировано упомянутое повышение зарплаты для «бюджетников» — врачей, учителей, социальных работников и других — на 33%. Но денег-то на это повышение в регионах нет!
       Трудно не заметить, что в последние годы российское правительство исповедует (с неизменной «подачи» Минфина) исключительно бухгалтерский подход. Главное для него, судя по предпринимаемым им действиям, — выплата внешних долгов и экономия расходов. Для решения второй задачи даже создана специальная комиссия по «оптимизации бюджетных расходов». В результате «оптимизации» такие сферы, как образование и здравоохранение, просто деградируют.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera