Сюжеты

ПУТИН В РАЗЛИВЕ. НЕФТЯНОМ

Этот материал вышел в № 61 от 21 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Резиденция президента может стать зоной экологического бедствия Гигантомания — болезнь устойчивая и трудноизлечимая. Мы уже писали о возможных последствиях одной из широко разрекламированных «строек века» — нефтепроводе...


Резиденция президента может стать зоной экологического бедствия
       

   
       Гигантомания — болезнь устойчивая и трудноизлечимая. Мы уже писали о возможных последствиях одной из широко разрекламированных «строек века» — нефтепроводе Омск—Ангарск—Находка, сооружение которого грозит экологическим коллапсом для всего Байкальского региона. К сожалению, автор спорного проекта, государственный трубный монополист «Транснефть», имеет собственные интересы не только в малонаселенной Сибири.
       В рамках проекта БТС-1 уже построена первая очередь Балтийской трубопроводной системы. В ближайшее время, судя по всему, жителей Ленинградской области ожидает продолжение эпопеи. По мнению экологов, изучивших работу первой очереди Балтийского трубопровода, итогом строительства его второй очереди может стать превращение окрестностей малой родины российского президента в большую нефтяную лужу.
       
       Нефтяной отлив невской волны
       Цели нового строительства уже названы. Это — «обеспечение стратегических интересов России», страдающей от «недальновидной политики стран Балтии», в которых после распада Союза остались основные западные нефтетерминалы. Заказчиком трубопровода БТС-1, по документам, выступило ОАО «АК «Транснефть»», строительством и эксплуатацией нефтепровода занималось ООО «Балтнефтепровод», «дочка» трубного монополиста. А проектировщиком трубы, по уже сложившейся традиции, стало московское акционерное общество «Гипротрубопровод».
       Усилиями этой троицы первая очередь БТС была пущена в эксплуатацию уже 27 декабря 2001 года. Именно тогда, по мнению природоохранных организаций, и Санкт-Петербург, и питерские пригороды, выходящие на берег Финского залива, стали потенциальной зоной экологического бедствия: в случае прорыва трубы тонны нефти могут хлынуть по каналам у Константиновского дворца в Стрельне.
       По словам содиректора экологической организации «Трансграничное экологическое информационное агентство» (ТЭИА) Александра Шкребца, в рамках БТС-1 построены новый нефтепровод Ярославль—Кириши—Приморск общей протяженностью 457 километров и терминал по наливу нефти в Финском заливе в районе Приморска.
       — Раньше на месте нефтяной перевалочной базы в Приморске был заброшенный военный порт. Процесс его перестройки в терминал шел в авральном режиме. Поэтому не исключены утечки из Приморского терминала в воду Финского залива, — сообщил Шкребец.
       В случае прорыва на терминале маршрут, по которому пойдет черный вал разлитой нефти, зависит от течения. Если оно будет южным, «черное золото» «Транснефти» отнесет к таким заповедным и неприкосновенным пригородам Северной столицы, как Стрельна, Пушкин, Петергоф и Гатчина. Если же ветер будет дуть в противоположном направлении, то нефтяной пленкой будет покрыт залив в районе Выборга.
       
       Перед употреблением взболтать
       Впрочем, кроме потенциальной угрозы разлива нефти строительство трубопровода уже сегодня принесло реальный экономический ущерб. Сомнительный, с экономической точки зрения, проект (Приморск обслуживает преимущественно порты Финляндии) лишил жителей Северной столицы очень привлекательной курортной зоны. Дело в том, что всего в полутора километрах от Приморского терминала находится природный заповедник «Березовые острова», который до недавнего времени имел все шансы превратиться в своеобразный экологический санаторий для населения Северо-Западного региона.
       Безразличие заказчиков, проектировщиков и исполнителей проекта БТС-1 к интересам местного населения проявляется не только в этом. Как рассказал «Новой газете» автор проекта «Мониторинг БТС» Александр Сутягин, пытавшийся опротестовать действия «Транснефти» в Верховном суде, на двух своих отрезках трубопровод проходит под реками Волхов и Нева. Причем последняя затронута трубой только в нижнем течении. Независимые эксперты выяснили, что на главной водной артерии Питера «забыли» построить водозабор, который при возникновении чрезвычайных ситуаций оградил бы «основную Неву» от попадания нефти.
       — В случае прорыва на нефтепроводе вода из Невы станет негодной к употреблению, — комментирует Александр Шкребец. — Тогда многомиллионный город останется без воды вообще.
       Такой вариант развития событий, как вы уже догадались, руководством трубной монополии и проектировщиками всей Балтийской системы предусмотрен не был. Неясно, кто возьмет на себя ответственность за здоровье горожан, если ЧП все же произойдет. И как «Транснефть» будет в этом случае собирать «черное золото» с изгаженной территории так и не состоявшегося природного заповедника.
       — Действительно, если нефть потечет по поверхности земли, что-либо делать будет уже поздно: последствия таких прорывов почти не поддаются исправлению, — разводит руками Александр Сутягин. — А вероятность аварии здесь очень высока. Я очень удивился, обнаружив, что в некоторых районах труба проложена прямо по земле, вблизи дачных поселков и обычных деревень. Перепады температуры в Ленинградской области — настолько частое явление, что труба может не выдержать и превратиться в ржавое решето уже через несколько лет.
       
       «Буря в России»
       2 ноября 2001 года российское правительство издало распоряжение о проектировании и строительстве второй очереди Балтийской трубопроводной системы. Это означает, что теперь «Транснефти» предстоит связать потенциально опасной трубой новые города России. По словам Александра Шкребца, государственный трубный монополист за счет БТС-2 планирует выйти на прокачку 18 млн тонн нефти в год. Поэтому — аврал. Как и два года назад, строителей нещадно подгоняют. Говорят, что с пуском новой трубы нефтяные танкеры пойдут в порты не только Финляндии, но и стран Западной Европы и Америки. А это — дополнительные миллионы в «копилку» отечественной «нефтянки». Доходы, в жертву которым уже принесена уникальная природа российской Балтики.
       И не только ее. По мнению Александра Шкребца, под «прицелом» теперь оказались земли Ярославской, Тверской и Новгородской областей, по которым пройдет труба. В августе прошлого года в этих регионах начались землеустроительные работы. Уже известны запланированные траты: весь проект БТС-2 предположительно обойдется почти в 10 млрд бюджетных рублей. Если все пойдет так, как изначально задумывали проектировщики, то труба начнет функционировать уже в декабре этого года. Дата пуска, по мнению самих нефтяников, выбрана неудачно: к примеру, сотрудники добывающей компании «ЛУКОЙЛ» считают, что пускать в эксплуатацию нефтепровод в конце календарного года — плохая примета. Правда, сотрудники компании «Транснефть» не столь суеверны, как их коллеги из других монополий. БТС-1 заработала в декабре. Почему бы не запустить зимой и второй участок трубопроводной системы?
       Тем временем «дочка» трубной монополии «Балтийские магистральные нефтепроводы» сформулировала для себя техническое задание на проектирование третьей очереди БТС, пропускная способность которой должна возрасти до 29 млн тонн в год. По словам петербургских экологов, посвященных в детали третьего проекта, действия «Транснефти» стали походить на спланированную акцию «Буря в России», которая ничем другим, как окончательным подрывом доверия к «нефтянке» и экологическим бедствием, закончиться не может. Так, «Транснефть» с октября 2003 года по 2004 год планирует проложить вторую нитку трубопровода Ярославль—Кириши, построить нефтепровод Харьяга—Уса в Тимано-Печорской провинции, а также подвести трубу к отдельным месторождениям Ненецкого автономного округа. Даже непрофессионалу понятно, что за год осуществить такое «громадье» планов невозможно. А если строители и управятся в заданные «сверху» сроки, то о качестве строительства, а значит, и о безопасности жизни обитателей прилегающих к трубе населенных пунктов говорить не приходится.
       

     
       P.S. Из досье международ-ного экологи-ческого объединения «Беллона»:
       ...«Транснефть» так и не выполнила многочисленные рекомендации экологических экспертиз по проекту строительства БТС-1; например, о необходимости рекультивации нарушенных почв, по технологиям пересечения рек Карельского перешейка, по очистке грязных балластных танкерных вод (при наличии очистных сооружений), по созданию компенсационного фонда для предотвращения и ликвидации последствий нефтяных аварий, по обязательному буксирному и ледокольному сопровождению танкеров в Приморск, по созданию современной службы навигации и по обеспечению безопасности танкерных перевозок в акватории Финского залива и прочее.
       ...Учитывая резкое увеличение мощности прокачки нефти в рамках проекта БТС-3 до почти 50 млн тонн нефти, как минимум в 3—4 раза увеличатся риски серьезных аварий. Тем более что глава «Транснефти» Семен Вайншток пообещал сократить сроки строительства БТС-3, и не до полутора лет, как в случае с БТС-1, а уже до почти года или меньше при возрастании объемов строительства в несколько раз! Можно ли вообще варить стыки труб в несколько раз быстрее, чем положено по строительным нормам и правилам?
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera