Сюжеты

ЧЕРНЫЙ ПИАР, ШИТЫЙ БЕЛЫМИ НИТКАМИ

Этот материал вышел в № 61 от 21 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Кто заказал кампанию по дискредитации «ЯБЛОКА» Последнее время партия «ЯБЛОКО» регулярно становится мишенью для специалистов по грязным политическим технологиям. С одной стороны, мы этому даже рады: против слабого соперника в политике...


Кто заказал кампанию по дискредитации «ЯБЛОКА»
       

     
       Последнее время партия «ЯБЛОКО» регулярно становится мишенью для специалистов по грязным политическим технологиям. С одной стороны, мы этому даже рады: против слабого соперника в политике провокаций не устраивают — на него просто не обращают внимания. Кто же эти загадочные оппоненты, которые упорно распространяют о партии «ЯБЛОКО» нелепые слухи? Для ответа на этот вопрос мы располагаем достаточным количеством документов, а также косвенных признаний авторов, которые не только не стыдятся собственных действий, но, кажется, склонны гордиться ими и выставлять напоказ. Но сначала — факты.
       В апреле состоялось голосование по закону о реформе ЖКХ, в принятии которого, как оказалось, был кровно заинтересован один из лидеров СПС — Анатолий Чубайс. Кстати, закон прошел через Думу пятью голосами фракции СПС, которая официально закон не поддержала. «ЯБЛОКО» выступало против этого закона и выдвигало альтернативу: вместо бесконечного повышения тарифов — снижение затрат коммунальных и энергетических монополий. В региональной прессе сразу же появились заказные статьи о том, что «ЯБЛОКО» хочет заморозить страну. Обвинения до странности точно совпадали с аргументами брошюры СПС «Заплати, а то замерзнешь», в которой обосновывалась необходимость срочного перехода к стопроцентной оплате коммунальных услуг. В этой же серии статей впервые появляется и обвинение «ЯБЛОКА» в популизме.
       В мае в Москве появились рекламные щиты, сообщавшие о якобы состоявшемся объединении «ЯБЛОКА» и КПРФ. Одновременно упреки в нашем «союзе» с коммунистами раздаются из уст лидера СПС Немцова. Эти упреки дословно цитируются в ряде статей — иногда с упоминанием автора, но чаще — без и даже без кавычек.
       После выходки с рекламными щитами наши оппоненты через целый ряд посредников заказали ВЦИОМу опрос, нацеленный на выявление слабых мест «ЯБЛОКА» и лично Григория Явлинского. В ходе опроса выяснялось, какие из слухов (негативных, разумеется) могут быть приняты на веру аудиторией, какие — нет, а также — что может заставить сторонника «ЯБЛОКА» отказаться голосовать за эту партию.
       Термин «популизм» вообще стал основным пунктом обвинений против нас. Популизмом были названы: акция «ЯБЛОКА» по установке счетчиков с целью выявить обман коммунальных монополий; программа по снижению затрат и издержек в ЖКХ; наше обращение в Конституционный суд с запросом о том, что чиновники установили для себя отдельную от народа пенсионную систему; защита студентов Лингвистического университета, с которых хотели задним числом содрать деньги; заявление о том, что доходы «Мосэнерго» идут на содержание пансионата в Сочи, и т.д.
       И вот уже рекламное агентство «Медиатор» рассылает по региональным телекомпаниям инструкцию «С миру по нитке, или Из чего состоит предвыборная кампания «ЯБЛОКА», в которой тема популизма является центральной. Заказчик просматривается в этом документе еще заметнее, чем прежде. Например, разоблачать акцию по установке счетчиков рекомендуется при помощи утверждения о том, что «счетчики появились через несколько дней после начала масштабной реформы ЖКХ, в реализации которой активное участие принимает Чубайс».
       А вот последний шедевр политических технологий. Группа никому не известных молодых людей объявляет себя сторонниками «ЯБЛОКА», выступающими за отставку Явлинского. Исполнители этой провокации не смогли привлечь к ней ни одного из 60 тысяч членов «ЯБЛОКА». А в чем главный пункт обвинений лидера, догадливый читатель? Ну конечно же, популизм!
       Кампания черного «пиара» против «ЯБЛОКА» ведется настолько халтурно, что ее можно назвать шитой белыми нитками. Собранные нами документы и огромное количество косвенных признаков позволяют легко определить и публично назвать заказчиков. Это один из лидеров СПС председатель РАО «ЕЭС» А. Чубайс, его ближайший помощник Л. Гозман, руководитель избирательного штаба СПС А. Кох. Кстати, последний в интервью «Интерфаксу» вынужден был признать, что СПС выделил значительную сумму на проект по дискредитации «ЯБЛОКА» с целью «перетянуть» у нас электорат.
       Нам понятны причины, которые заставляют команду Чубайса действовать подобным образом. Это борьба «ЯБЛОКА» с произволом энергетических монополий, противодействие второй чубайсовской приватизации в электроэнергетике (попытка продать электростанции за бесценок высшему менеджменту РАО «ЕЭС»). Это и наше несогласие с продажей предприятий ЖКХ за долги энергетикам. Не имея аргументов, чтобы возражать нам по существу, эта команда действует по правилу, отработанному еще в середине девяностых: не можешь возразить — поливай грязью.
       Но есть в происходящем и несколько непонятных моментов. Анатолий Чубайс — сопредседатель СПС. Неужели он теперь единолично распоряжается ресурсами и действиями партии? Почему Борис Немцов и Ирина Хакамада, неоднократно заявлявшие о недопустимости склок между демократическими партиями и готовности к сотрудничеству, по их словам, ничего не знают о происходящем? Мне бы очень хотелось услышать мнение этих политиков по поводу действий их однопартийцев. А заодно и ответ на вопрос: почему «перетягивание» электората «ЯБЛОКА» поручено именно А. Коху, который запомнился нашим избирателям как ликвидатор НТВ?
       Если же СПС здесь ни при чем и это всего лишь личная инициатива господ Чубайса и Коха, хотелось бы получить ответы на следующие вопросы. Откуда берутся средства на столь дорогостоящие мероприятия? Если вспомнить, что сам Чубайс совмещает сопредседательство в СПС с руководством РАО «ЕЭС», а его ближайший соратник Леонид Гозман является одновременно членом совета директоров этой государственной компании и председателем креативного (творческого) совета СПС, невольно закрадывается подозрение: уж не из кармана ли простого гражданина, который платит немалые деньги за электричество и теплоснабжение?
       В интервью «Интерфаксу» Альфред Кох признается, что на дискредитацию «ЯБЛОКА» выделены средства, но намекает, что их явно недостаточно. Эти слова, скорее всего, обращены не к журналистам или читателям, а к финансовому мотору деятельности Коха — Анатолию Борисовичу Чубайсу. Оплачивая растущие по мере приближения выборов счета за электроэнергию, граждане будут все яснее понимать, что призыв услышан. Остается надеяться, что однажды избиратель задастся вопросом: готов ли он и дальше платить из собственного кармана за творческое самовыражение Альфреда Коха и его коллег?
       
       Сергей МИТРОХИН, депутат Государст-венной Думы
       
       
       P.S.
       Обострение внутривидовой борьбы в стане демократов, как сказали бы раньше, не может не беспокоить все прогрессивное человечество. Сторонники СПС и «ЯБЛОКА», еще недавно надеявшиеся на их объединение, становятся свидетелями того, как две эти партии выступают главными оппонентами на предстоящих выборах.
       Честно говоря, очень не хочется принимать чью-либо сторону в этом споре «социально близких». Именно поэтому журналисты «Новой газеты», следуя выработанным для себя принципам политической дискуссии, рассчитывали, даже настаивали, чтобы лидер «правых» Борис Немцов высказался бы по поводу затронутых в статье вопросов и дал оценку происходящему. Увы, Борис Ефимович говорить на эту тему отказался. С его точки зрения, это значило бы вступить в перепалку. Что ж, ему виднее.
       А вот пресс-секретаря Немцова Лилию Дубовую «перепалка» не испугала, и она прокомментировала ситуацию так:
       — Анатолию Чубайсу просто нет нужды применять дорогостоящие «грязные» PR-технологии. Во-первых, действовать исподтишка не в манере Чубайса, а во-вторых, я напомню вам, что четыре года назад в рамках предвыборной кампании 1999 года Анатолий Борисович встречался с Григорием Алексеевичем во время теледебатов. Чубайс тогда продемонстрировал, кто есть кто, и, как мне кажется, эти теледебаты выиграл. При этом обошлось без «грязных» технологий, все было открыто, и оценки диспутантам выставлял именно электорат.
       Если же Митрохин действительно располагает доказательствами каких-то неблаговидных действий отдельных членов СПС, то непонятно, почему он попросту не обратится в суд. С одной стороны, это эффективнее, с другой — порядочнее.
       Что касается «признаний» Коха «Интерфаксу», то это, в общем-то, личное мнение Альфреда Рейнгольдовича, не совпадающее с консолидированным мнением СПС. Немцов неоднократно говорил, что наш электорат и электорат «ЯБЛОКА» давно не пересекаются. «ЯБЛОКО» сместилось «влево». Сейчас оно ориентировано на интеллигенцию, не нашедшую себя в новых условиях, не сумевшую «вписаться» в наступившую реальность. Мы же работаем с успешными людьми, которые в новой реальности многого добились и заинтересованы в продолжении и развитии праволиберальных реформ.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera