Сюжеты

МГНОВЕННОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ

Этот материал вышел в № 61 от 21 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Исследуем явление: опасен ли для власти и общества новый массовый прикол молодежи? Мир сошел с ума. Не от жары — со скуки. «Флэш-моб» — новое развлечение, расползающееся по планете, как эпидемия. Flash mob в переводе с английского — что-то...


Исследуем явление: опасен ли для власти и общества новый массовый прикол молодежи?
       

   
       Мир сошел с ума. Не от жары — со скуки. «Флэш-моб» — новое развлечение, расползающееся по планете, как эпидемия.
       Flash mob в переводе с английского — что-то вроде: «мгновенное столпотворение». Суть «флэш-моба» вкратце такова: через интернет-рассылки и SMS-сообщения незнакомые люди договариваются о встрече в определенном месте и одновременно делают там какое-то абсолютно бессмысленное действие. Ну, например, в течение десяти минут в книжном магазине сотня человек спрашивает у продавца книгу, которой не существует. Это простенький такой вариант — могут быть и покруче. Допустим, с поднятыми руками, виновато озираясь, спрашивать у окружающих: дельфин — это рыба или млекопитающее? А окружающие в это время тоже стоят с поднятыми вверх руками, потому что если подобным образом ведет себя один человек — это клиника, а если сотня — то это «флэш-моб».
       По одной версии, «флэш-моб» придумал американец Роб Занзуэта. Он создал сайт, на котором выложил сценарии таких акций, и уже через месяц дурачились вся Америка и Европа. Но Занзуэта, судя по всему, просто поймал идею, которая витала в воздухе. По крайней мере, сам он не скрывает, что на сей подвиг вдохновила его книга Говарда Рейнголда — известного американского исследователя информационных технологий. Свой последний труд «Умная толпа: следующая социальная революция» Рейнголд посвятил исследованию возможностей людей, объединенных современными средствами связи. «Умные толпы появляются, когда средства связи и компьютерные технологии позволяют талантам скооперироваться, — пишет он в своей книге. — Организаторы демонстраций против ВТО в 1999 году использовали динамично обновляющиеся веб-сайты, мобильные телефоны… Филиппинцы свергли президента Эстраду, выйдя на демонстрацию, которую организовали посредством телефонных сообщений».
       Так что дело нешуточное. А вы говорите — дельфины…
       Но все-таки пока таким образом мир только развлекается. Для чопорных англичан и законопослушных немцев это небольшое, ни к чему не обязывающее приключение. Вроде и привычный ритм жизни нарушил, и репутации не навредил. Теперь «флэш-моб» есть и у нас. Премьера состоялась в минувшие выходные. Пока Европа с умилением обсуждала первый «моб» в Амстердаме (который, к слову, тоже пришелся на выходные), мы забабахали сразу четыре! Чтоб уж наверняка! И нечего нам пенять, что вышло все не очень. Нормально вышло, даже если учесть, что первый блин, как правило, комом.
       Начали с небольшой акции в ГУМе. По задумке участников акции в 18.03 должны были сработать будильники на мобильных телефонах; затем, взявшись за руки, они собирались обойти вокруг фонтана и напоследок кинуть туда монетку. Простенько и со вкусом. Правда, теперь даже продавщицы в ГУМе не могут вспомнить, что произошло в пятницу, 15 августа, в районе 18 часов, у фонтана.
       А вот следующие два «моба» прогремели на всю страну: и по телевизору их показывали, и зрителей собралось предостаточно, и даже усиленные наряды милиции присутствовали. В Питере на Московском вокзале люди с шариками встречали Татьяну Лаврухину (имя ни о чем не говорит, вроде бы дама из общества «Анонимных алкоголиков»). А в Москве на Ленинградском вокзале ожидали персону, обозначенную на табличках загадочным шифром NzR178qWe. Сначала собирались встречать кого попроще — хотели написать на табличках: «Володя Путин». Но затем неведомые организаторы акции решили «флэш-моб» с политикой не смешивать, а более аполитичной фигуры, чем загадочный Nz, и не придумаешь.
       Ну и для тех, кто в субботу на вокзал не успел, организовали еще один небольшой воскресный «флэш-моб»: ходили с зонтиками возле Центрального телеграфа на Тверской. В тот день шел дождь, так что акция фурора тоже не произвела. Только промокли зря.
       Есть у «флэш-моба» неписаные правила. Ну, например, организатор акции должен остаться неизвестным, мобстеры не могут вступать в контакт друг с другом, и вообще происходящее должно стать для окружающих неожиданностью. Наши «флэш-мобы» приобрели, как и ожидалось, национальную специфику. О месте и времени эпохального события неоднократно сообщалось по радио, телевизионщики и просто любопытные собрались там задолго до назначенного часа. Ждали выхода основных действующих лиц. А действующие лица тем временем вовсю обсуждали в интернет-форумах сценарий, который, по идее, обсуждению как раз не подлежит.
       — А давайте не просто откроем зонтики, а будем постоянно закрывать и открывать их. Так забавнее получится!
       — Ой, а у меня зонтик сломался… Давайте что-нибудь другое придумаем.
       — А можно я не только с зонтиком буду ходить, но еще и песенку насвистывать?
       — Ребята, я в воскресенье никак не могу. Может, в понедельник, а?
       Участие во «флэш-мобе» не должно быть многократным, иначе пропадает дух сумасбродства. «Моб» должен быть неожиданностью не только для прохожих на улице, но и для самих участников. У нас же уже предлагают рассылку расписания будущих акций, проводятся конкурсы на лучший сценарий. И здесь нам пока не удается быть оригинальными. Поступают предложения типа «обмотаться туалетной бумагой в уборной «Макдоналдса» или «попрыгать на одном месте 23 раза» почему-то все в том же «Макдоналдсе». Ну, на худой конец, пройти маршем по Зеленограду скандируя: «Путина — в президенты!». Если уж на то пошло, ВЦИК в марте такой «флэш-моб» устроит — весь мир обзавидуется. Миллионов под 100 при хорошей явке.
       Роб Занзуэта на своем сайте flocksmart.com делит «мобы» на четыре типа: развлекательные, театрализованные, социальные и политические. Например, наш «флэш-моб» со встречей Лаврухиной по непонятным причинам относится к театрализованным, а предложение пройти маршем в поддержку Путина — напротив, к развлекательным. К социальным Занзуэта отнес такое мероприятие: группа людей, собравшись, берется за руки и скандирует: «Это наш мир! Это наша жизнь! Давайте жить дружно!». Помнится, что-то похожее уже было, когда американцы пошли войной на Багдад. Только тогда это еще не называлось «флэш-мобом».
       Или вот, например, «моб», который был безапелляционно отнесен к политическим.
       Лос-Анджелес. Люди в бумажных масках с изображением Джорджа Буша в течение семи минут распевают: «Я врун и мошенник!». Просто так, без задней мысли. Сказано же: «флэш-мобы» не преследуют ровным счетом никакой цели.
       Судя по всему, скоро и у нас «флэш-мобы» попрут как грибы после дождя. И все же, по мнению психологов, если никто из мудрых политтехнологов не надумает приложить к этому явлению руку, то в своем нынешнем виде протянет оно недолго.
       
       Ольга БОБРОВА
       
       
Собираемся в Амстердаме и ждем инструкций
       
       Время и место назначены: 22 августа, семь вечера, Амстердам, центр города. По электронной почте я соглашаюсь приехать. За сутки до события по той же почте получу более подробные инструкции с указанием места сбора, а также что с собой принести. Но только на месте узнаю точно, когда, где и что надо делать.
       «Флэш-моб», или «молниеносная толпа», охватила с июня Америку и быстро распространилась по миру. В назначенное время в установленном месте собирается толпа, которая синхронно вытворяет какое-то чудачество — и через мгновения бесследно растворяется.
       На первом «спектакле», в Нью-Йорке, полторы сотни человек вошли в мебельный магазин и попросили «ковер для любви» якобы в загородную резиденцию их любвеобильной общины. После триумфального марша по Северной и Южной Америке, Австралии, Южной Африке и Азии, включая Гонконг и Бангалор, европейская «премьера» состоялась 24 июля в Риме. 300 человек разом вошли в большой книжный магазин и у всех продавцов спросили одну и ту же несуществующую книгу. После аплодисментов они рассеялись. В Лондоне 250 человек, выкрикивая одну и ту же фразу, ворвались перед самым закрытием в мебельный магазин, представившись членами «общества любителей диванов». Они пробыли в нем 15 минут, в течение которых звонили по мобильникам своим знакомым, хваля продаваемые диваны.
       Четыре «флэш-моба» состоялись в Берлине. Самым многочисленным был тот, когда в субботу ровно в 19.45 толпа молодых людей в скоморошьих шляпах и с пестрыми флагами собралась перед тщательно охраняемым зданием посольства США на Унтер-ден-Линден. Перед изумленной охраной «демонстранты» откупорили бутылки шампанского, хором произнесли тост «за Наташу», выпили и исчезли.
       Прошлое представление в Амстердаме предполагало, что каждый привезет фотоаппарат — любой (правда, из без оного в «толпу» впускали). Между 19.17 и 19.21 все вышли на улицу Альбертхейн в самом центре и стали вести себя как папарацци, создавая ажиотаж и фотографируя всех подряд. Что сулит следующий Амстердам, пока не знаю. Одновременно пройдет акция в Лондоне, а на следующий день, 23 августа, всколыхнутся горячая Барселона и прохладный Кардифф.
       Судя по интернетовским сайтам «флэш-моба» (а их несколько), изобретателем проекта был некий Билл, считающий это «культурной индустрией». На одном из форумов Билл откликнулся, сказав, что идея действительно его и он рассылал первые электронные письма, но не считает себя лидером «молниеносной толпы». Она существует в виртуальном пространстве сама по себе и развивается независимо от автора.
       «Флэш-моб» породила эпоха интернета. Это тот случай, когда брать интервью не у кого (особенно у бывших богатых).
       На интернетовский призыв принять участие в акции откликаются в основном люди от 20 до 30 лет. Молодежь не хочет ни читать буржуазные газеты, ни смотреть политизированное телевидение. Они особо подчеркивают, что не делают ничего политического. Вот просто так проорут — для «фана» — и все. Но власти, бизнес и традиционные политические движения присматривают возможности использовать в своих целях безобидную и изначально политически кастрированную затею.
       Свои «флэш-мобы» хотят мобилизовать антиглобалисты, крупные компании не прочь воспользоваться этим явлением для рекламы, полиция присматривается, как бы поставить «молниеносные толпы» в рамки правил: если это демонстрация, то на нее надо испросить разрешения. Если «флэш-мобы» станут частью истеблишмента, они либо превратятся в шоу типа КВН, либо исчезнут.
       Но пока интригует загадка новой акции в Амстердаме, и хочется туда поехать.
       
       Александр МИНЕЕВ, наш соб. корр., Амстердам—Брюссель
       
       
Комментарии:
       
       Елена Дьякова, журналист «Новой газеты»:
       — Бог весть, на что это похоже — и что из этого проистечет.
       Но мне нравится, право, как быстро перекидывается это молодежное движение из страны в страну. Мне очень нравится, что 18-летним русским для приобщения к акции достаточно полчаса пощелкать в сети европейскими газетными сайтами (все ведь заканчивают гимназию с двумя-тремя языками).
       И этим идущие вместе под раскрытыми зонтиками много симпатичнее «Идущих вместе».
       
       Сергей Митрохин, депутат Госдумы:
       — Я думаю, что это просто подготовка к пиаровским акциям или тренировки перед выборами. В России нет ничего, что бы не носило политический характер. Чтобы просто так — я не верю. Можно придумать много других способов развлечься.
       
       Настя Берсенева, 19 лет, студентка ЧелГУ:
       — Мгновенные акции, несущие в себе смесь безумия и загадочности, дают участнику массу адреналина. Это встряхивает организм, и человек начинает чувствовать мир по-новому, как будто с нервных окончаний стерли слой усталости.
       С другой стороны, можно говорить, что «флэш-моб» развивает тягу к нарушению общественного порядка. Однако это, вероятно, есть в каждом индивиде. В каждом, кто считает себя личностью и желает чего-либо достичь в жизни.
       
       Андрей Вульф, депутат Госдумы:
       — Вообще-то это идиотизм. Но я завидую людям, которые могут вот таким образом тратить свое время. Только крайне благосостоятельные страны могут похвастаться бессмысленными акциями. Когда человек не задумывается о том, как добыть кусок хлеба, а получает SMS, приходит и ждет, когда надо хлопнуть в ладоши, — и жить как-то легче. Я не стал бы связывать это с политикой. Там — четкая цель, здесь — ее отсутствие.
       
       Записал Константин ПОЛЕСКОВ
 
      
       "Новая газета" №61

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera