Сюжеты

ПОЯВИЛСЯ ВЕРХОВНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ — И ПОГОДА ИСПРАВИЛАСЬ

Этот материал вышел в № 62 от 25 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

От того, какая «оборонка» победит — частная или государственная, зависит судьба либерализма Всю неделю в подмосковном Жуковском шел международный авиакосмический салон «МАКС-2003». Открытие его задержалось на два часа — из-за нелетной...


От того, какая «оборонка» победит — частная или государственная, зависит судьба либерализма
       
       Всю неделю в подмосковном Жуковском шел международный авиакосмический салон «МАКС-2003». Открытие его задержалось на два часа — из-за нелетной погоды. Но потом на авиасалон приехал президент Путин, который должен был его открыть по пути в Курск. И погода волшебным образом исправилась. То есть авиасалон начался с события средневекового, можно сказать, чудесного и многократно описанного в священных текстах и китайских хрониках. Исправление погоды с появлением верховного правителя.
       Довольные люди в погонах с увлечением рассказывали с экрана о том, что салон этого года чуть ли не обогнал по представительности Ле Бурже и Фарнборо. Им вторили центральные телеканалы, в спешке иногда опуская «чуть ли не».
       На самом деле если что и отличало этот салон от прошлогодних, так это прилет американской делегации. Это, конечно, знаковое событие с учетом отношений Америки и России. Но у него несколько прозаическое объяснение: американцы поссорились с французами по поводу Ирака и не прилетели в этом году на Ле Бурже. А так как бюджет под выставки надо было как-то освоить, они освоили его на «МАКСе».
       И привезли в Россию ветерана американской авиации — почтенного сорокалетнего старичка «Б-52», который, впрочем, ни разу не поднялся в воздух. Такого уговора не было.
       На самом деле ни одна из так называемых «новинок» новинкой, собственно, не была. В лучшем случае — модернизацией.
       И это самое печальное. Основная задача авиаконструкторов России, как и США, — это создание истребителя пятого поколения. Истребителя с изменяемым вектором тяги и крейсерской скоростью, превышающей звуковую.
       На авиасалоне было заметно, что эту задачу мы выполним не скоро.
       Тому есть объективные причины. Российский ВПК не может существовать в прежнем объеме: размер этого авианосца слишком велик для обмелевшей лужи, именуемой российским бюджетом. И никакие преимущества в конструкции авианосца не заставят его плавать в луже.
       Но есть и причина субъективная. Ни одна из отраслей экономики так не зарегулирована чиновниками, как ВПК. Ни одной из отраслей не угрожает так часто радикальный передел собственности.
       В российском ВПК борются две интеграции: интеграция «сверху» и интеграция «снизу». Интеграция «снизу» — это когда частное авиапредприятие, оперившись, покупает смежников. Единственный по-настоящему успешный пример такой интеграции — «Иркут», бывшее Иркутское авиационно-производственное объединение. Всего 14% акций «Иркута» находится в госсобственности, но «Иркут» с его индийским и только что заключенным малазийским контрактом на поставку «СУ-30МКИ» и «СУ-30МКМ» — второй по величине авиаэкспортер России.
       «Иркут» уже купил КБ им. Бериева — разработчика самолетов-амфибий и КБ «Русская авионика», которое многие эксперты называют единственным конкурентоспособным российским КБ в области авионики. А на «МАКСе» было объявлено о слиянии «Иркута» с КБ им. Яковлева.
       Интеграция «сверху» — это когда указом президента или постановлением правительства предприятия сгребают в государственные холдинги, которые становятся вотчиной того или иного чиновника. Бюджет при этом выделяет деньги на разработку новой модели вооружения, и деньги обыкновенно куда-то деваются.
       Из таких холдингов реально созданы пока два. Первым был АХК «Сухой». Его создали, когда Илья Клебанов был еще всевластен в российской «оборонке». Сгоряча в холдинг включили даже частный «Иркут», что поставило бы крест на реальной интеграции «снизу». Негласно поговаривали, что холдинг может стать запасным аэродромом для Клебанова после отставки, — но тут звезда Клебанова несколько закатилась, и «Иркут» оставили в покое.
       Зато был создан другой холдинг: «Алмаз-Антей». Председателем совета директоров стал замглавы президентской администрации Виктор Иванов, гендиректором — его помощник по вопросам ВПК Игорь Климов.
       Мало того что в холдинг включили два десятилетиями соперничающих КБ — «Алмаз» и «Антей», отношения у которых, как у МОССАДа с «Исламским джихадом». В него еще набили плотно, как мальков в сетку, несколько десятков связанных с ними производственной цепочкой и страдающих от бескормицы предприятий. Это лишний балласт, если реально хочешь что-то производить и разрабатывать. Но это оптимальная конфигурация для тех, чья задача — получить все деньги по экспортным контрактам, в том числе и те деньги, которые были разворованы раньше.
       Деятельность нового, близкого к силовикам руководства выразилась прежде всего в большом количестве уголовных дел, заведенных по факту пропажи денег при прежних контрактах. Результат — Климова убили. Скорее всего, какие-то мелкие отморозки, делившиеся ворованными деньгами с бандитами и давно их проевшие. Но убийцы до сих пор не найдены. Что несколько подмачивает репутацию всемогущих и всеведущих силовиков из питерского окружения президента.
       Что победит — интеграция «сверху» или интеграция «снизу» — это даже не вопрос экономики. Это даже не вопрос военный: о том, будет ли создан самолет пятого поколения или деньги на него разворуют чиновники.
       Это вопрос политический.
       Дело в том, что частная «оборонка» — это питательная основа либерализма, соединенного с патриотизмом. Можно сколько угодно ругать американский ВПК, но в Америке частный ВПК служит основой республиканской партии. «Оборонка» — и частная, и государственная — всегда будет жить со взятками. Такая уж это отрасль.
       Но если у нас будет частная «оборонка», мы будем воевать не тем, чем мы воюем в Чечне, а тем, чем американцы воевали в Ираке.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera