Сюжеты

ПОЯВИЛСЯ ВЕРХОВНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ — И ПОГОДА ИСПРАВИЛАСЬ

Этот материал вышел в № 62 от 25 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

От того, какая «оборонка» победит — частная или государственная, зависит судьба либерализма Всю неделю в подмосковном Жуковском шел международный авиакосмический салон «МАКС-2003». Открытие его задержалось на два часа — из-за нелетной...


От того, какая «оборонка» победит — частная или государственная, зависит судьба либерализма
       
       Всю неделю в подмосковном Жуковском шел международный авиакосмический салон «МАКС-2003». Открытие его задержалось на два часа — из-за нелетной погоды. Но потом на авиасалон приехал президент Путин, который должен был его открыть по пути в Курск. И погода волшебным образом исправилась. То есть авиасалон начался с события средневекового, можно сказать, чудесного и многократно описанного в священных текстах и китайских хрониках. Исправление погоды с появлением верховного правителя.
       Довольные люди в погонах с увлечением рассказывали с экрана о том, что салон этого года чуть ли не обогнал по представительности Ле Бурже и Фарнборо. Им вторили центральные телеканалы, в спешке иногда опуская «чуть ли не».
       На самом деле если что и отличало этот салон от прошлогодних, так это прилет американской делегации. Это, конечно, знаковое событие с учетом отношений Америки и России. Но у него несколько прозаическое объяснение: американцы поссорились с французами по поводу Ирака и не прилетели в этом году на Ле Бурже. А так как бюджет под выставки надо было как-то освоить, они освоили его на «МАКСе».
       И привезли в Россию ветерана американской авиации — почтенного сорокалетнего старичка «Б-52», который, впрочем, ни разу не поднялся в воздух. Такого уговора не было.
       На самом деле ни одна из так называемых «новинок» новинкой, собственно, не была. В лучшем случае — модернизацией.
       И это самое печальное. Основная задача авиаконструкторов России, как и США, — это создание истребителя пятого поколения. Истребителя с изменяемым вектором тяги и крейсерской скоростью, превышающей звуковую.
       На авиасалоне было заметно, что эту задачу мы выполним не скоро.
       Тому есть объективные причины. Российский ВПК не может существовать в прежнем объеме: размер этого авианосца слишком велик для обмелевшей лужи, именуемой российским бюджетом. И никакие преимущества в конструкции авианосца не заставят его плавать в луже.
       Но есть и причина субъективная. Ни одна из отраслей экономики так не зарегулирована чиновниками, как ВПК. Ни одной из отраслей не угрожает так часто радикальный передел собственности.
       В российском ВПК борются две интеграции: интеграция «сверху» и интеграция «снизу». Интеграция «снизу» — это когда частное авиапредприятие, оперившись, покупает смежников. Единственный по-настоящему успешный пример такой интеграции — «Иркут», бывшее Иркутское авиационно-производственное объединение. Всего 14% акций «Иркута» находится в госсобственности, но «Иркут» с его индийским и только что заключенным малазийским контрактом на поставку «СУ-30МКИ» и «СУ-30МКМ» — второй по величине авиаэкспортер России.
       «Иркут» уже купил КБ им. Бериева — разработчика самолетов-амфибий и КБ «Русская авионика», которое многие эксперты называют единственным конкурентоспособным российским КБ в области авионики. А на «МАКСе» было объявлено о слиянии «Иркута» с КБ им. Яковлева.
       Интеграция «сверху» — это когда указом президента или постановлением правительства предприятия сгребают в государственные холдинги, которые становятся вотчиной того или иного чиновника. Бюджет при этом выделяет деньги на разработку новой модели вооружения, и деньги обыкновенно куда-то деваются.
       Из таких холдингов реально созданы пока два. Первым был АХК «Сухой». Его создали, когда Илья Клебанов был еще всевластен в российской «оборонке». Сгоряча в холдинг включили даже частный «Иркут», что поставило бы крест на реальной интеграции «снизу». Негласно поговаривали, что холдинг может стать запасным аэродромом для Клебанова после отставки, — но тут звезда Клебанова несколько закатилась, и «Иркут» оставили в покое.
       Зато был создан другой холдинг: «Алмаз-Антей». Председателем совета директоров стал замглавы президентской администрации Виктор Иванов, гендиректором — его помощник по вопросам ВПК Игорь Климов.
       Мало того что в холдинг включили два десятилетиями соперничающих КБ — «Алмаз» и «Антей», отношения у которых, как у МОССАДа с «Исламским джихадом». В него еще набили плотно, как мальков в сетку, несколько десятков связанных с ними производственной цепочкой и страдающих от бескормицы предприятий. Это лишний балласт, если реально хочешь что-то производить и разрабатывать. Но это оптимальная конфигурация для тех, чья задача — получить все деньги по экспортным контрактам, в том числе и те деньги, которые были разворованы раньше.
       Деятельность нового, близкого к силовикам руководства выразилась прежде всего в большом количестве уголовных дел, заведенных по факту пропажи денег при прежних контрактах. Результат — Климова убили. Скорее всего, какие-то мелкие отморозки, делившиеся ворованными деньгами с бандитами и давно их проевшие. Но убийцы до сих пор не найдены. Что несколько подмачивает репутацию всемогущих и всеведущих силовиков из питерского окружения президента.
       Что победит — интеграция «сверху» или интеграция «снизу» — это даже не вопрос экономики. Это даже не вопрос военный: о том, будет ли создан самолет пятого поколения или деньги на него разворуют чиновники.
       Это вопрос политический.
       Дело в том, что частная «оборонка» — это питательная основа либерализма, соединенного с патриотизмом. Можно сколько угодно ругать американский ВПК, но в Америке частный ВПК служит основой республиканской партии. «Оборонка» — и частная, и государственная — всегда будет жить со взятками. Такая уж это отрасль.
       Но если у нас будет частная «оборонка», мы будем воевать не тем, чем мы воюем в Чечне, а тем, чем американцы воевали в Ираке.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera