Сюжеты

ДЕВУШКА ИЗ ТУПИКА

Этот материал вышел в № 63 от 28 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Ирина ПЕГОВА, актриса «Мастерской Петра Фоменко»: Чего стоят мои киношные опыты, покажет только вскрытие Она подошла к расписанию репетиций, встала на цыпочки, прищурилась и сказала: «Завтра после трех я свободна». Молодая актриса...


Ирина ПЕГОВА, актриса «Мастерской Петра Фоменко»: Чего стоят мои киношные опыты, покажет только вскрытие
       

   
       Она подошла к расписанию репетиций, встала на цыпочки, прищурилась и сказала: «Завтра после трех я свободна». Молодая актриса «Мастерской Петра Фоменко» Ирина Пегова, по которой осенью сойдет с ума мужское население России, назначила встречу легко. Попасть на спектакли в крохотные залы «Мастерской» и оценить свежее пополнение знаменитой труппы совсем непросто, а осенью в кинотеатрах пойдет фильм Алексея Учителя «Прогулка», где Пегова и другие актеры «Мастерской» сыграли главные роли, а Гришковец попал в эпизод. Пегова там — сверхновая звезда, девушка нашего времени, непредсказуемый типаж. «Чумовая девушка, никому не известная Ирина Пегова», — назвал Ирину какой-то кинокритик. И соврал. Уже известная.
       Зрение минус шесть. Синие глаза. Русые волосы до попы. Сама невеличка. Бюст зашкаливающего для такого роста размера, и эту деталь не скрыть. Грудной смех и высокие башмаки, чтобы хоть куда-нибудь дотягиваться.
       В августе начались съемки фильма Алексея Учителя по сценарию Александра Миндадзе «Космос как предчувствие», где главную женскую роль играет Пегова, а главную мужскую — Евгений Миронов. Похоже, Учитель не шутил, когда сказал, что готов снимать фоменковских актеров бесконечно — первым опытом стала «Мания Жизели» с Галиной Тюниной в роли балерины Ольги Спесивцевой, за ней последовал «Дневник его жены». Всего восемь лет назад Ирина Пегова жила в провинциальном городе Выкса и в деревне Тупик на границе Рязанской и Нижегородской областей, никогда не была в театре, зато ходила в лес за ягодами и мечтала петь, как Эдит Пиаф. Она теперь поет — в спектаклях лучшего камерного театра Москвы.
       Пять ролей в «Мастерской» — Егоровна в «Одной абсолютно счастливой деревне», княгиня Елизавета Болконская и Соня в «Войне и мире» в очередь с Ксенией Кутеповой, Ирма в «Безумной из Шайо», Бабушка в «Белых ночах».
       Один мудрый человек сказал: три условия, три принципа необходимы для духовного развития: большие цели, большие препятствия и большие примеры. У Ирины Пеговой — полный боевой комплект.
       
       — Что вы чувствовали на съемках «Прогулки»? Еще гитисовский диплом не остыл, а вы в главной роли.
       — Нормально. Так и должно быть. Должна же существовать справедливость. Буду в кино играть главные роли, а в театре маленькие (смеется). На самом деле я очень рада, что произошла «Прогулка». Это был мой первый фильм, такой экспериментальный, и мне было в нем хорошо. Такого никогда больше не будет со мной.
       — Вы поступили на курс Фоменко в 98-м, в зените славы его «Мастерской». Вы шли сюда, чтобы быть с ними, быть, как они, или быть лучше, чем они?
       — Как минимум быть, как они, как максимум — лучше, но главное — быть с ними, конечно.
       — Кажется, вами уравновешена воздушность фоменковских прим — Тюниной, Кутеповых.
       — Да, я более земная. Я противовес. Ловлю себя на мысли, что хочется вспорхнуть, но не хочется повторяться.
       — Пока вам вменяют в вину использование наработанных интонаций.
       — К этому вынуждает атмосфера театра. Когда я еще была студенткой четвертого курса, меня ввели в «Одну абсолютно счастливую деревню», и я играла, как Ирина Пегова. Это очень вываливалось из спектакля, мешало. Когда весь театр играет в одной манере, одной тональности — и приходит актриса и играет в другой, это как минимум глупо. Тогда нет спектакля. Это как если бы я пела одну оперу, а все — другую. Все должно быть настроено на один лад.
       Знаю одно: если бы пошла в другой театр (меня многие звали после ГИТИСа), я бы сейчас играла совсем другие роли. У меня был бы штамп характерной грубой девки. А здесь я волей-неволей за ними иду, тянусь. Может, мы сначала были из разных колосьев, но теперь — в одной каше и у нас общий вкус.
       — В публичных выступлениях последнего времени Петр Наумович стал часто говорить о необходимости поисков новых интонаций, о попытках возвращения в атмосферу первого курса, о полезности самостоятельных работ и этюдов.
       — Я двумя руками «за». Сама еще в ГИТИСе старалась переиграть все, что никогда не сыграю в театре. Да и нешуточное это дело — самостоятельная работа. Не просто стяпал-сляпал.
       Другой вопрос, во что могут вылиться наши самостоятельные работы. Однозначно было сказано: в этом сезоне мы делаем «Три сестры» Чехова и «Бесприданницу» Островского. Студенческие работы не связаны с ними. Я хотела бы сыграть Элли в «Доме, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу. Но это я хотела бы. Вот так приоткроешь свою тайну, а тебе скажут: да, хорошо, спасибо, но это не ваша роль. Давно мечтаю сыграть Джульетту.
       — Вместе с актером «Мастерской» Юрием Степановым вы снялись в детском фильме «Спартак и Калашников», осенью на экраны выйдет мелодраматический сериал «Спас под березами», где кроме вас играют Георгий Тараторкин, Василий Бочкарев, Ирина Розанова. Посмотрите, какая фильмография получается. Участвуете в учителевских экспериментах, поднимаете детское кино, говорите о возрождении православия в жанре сериала. Умеете выбирать достойные проекты или настало такое время, когда есть из чего выбрать?
       — Предложений много, стараюсь выбирать. Руководствуюсь разными причинами. Но в сериалах, пожалуй, больше сниматься не буду. Почему? Потому что там нет места для творчества. У меня было время в тот момент, а у них была большая главная роль малярши на две серии, интересные партнеры. К тому же у меня мало опыта, а он мне очень нужен. Если я не ошибаюсь, премьера «Спаса» осенью на канале «Россия».
       — Расскажите о себе, откуда вы?
       — Из деревни (смеется). Выросла, воспиталась и дышала воздухом глубокой деревни Тупик, название которой все за себя говорит. Это на границе Рязанской и Нижегородской губерний. Очень люблю это место. Я вообще-то мечтала стать эстрадной певицей. На полном серьезе. Была одной из солисток студии, мы гастролировали, записывались в профессиональной студии Нижнего Новгорода. Я хотела петь, как Тина Тернер, как Эдит Пиаф. У меня был шикарный голос. В театр я попала случайно.
       Когда пришло время учиться, мне посоветовали идти в Нижегородское театральное училище на кукольное отделение, потому что там много занимаются речью и вокалом. Пришла на кукольное — и решила поступать заодно и на драматическое. Поступила на оба, выбрала драму. Я в театре-то в первый раз оказалась уже после того, как стала учиться. То есть как зритель пришла впервые. В школьные годы, когда по телевизору шел спектакль, всегда переключала канал.
       — Вы кокетничаете, когда говорите, что название Тупик само за себя говорит, а вам это место дороже всего?
       — Тупик дорог мне по всем статьям. Я не была там пять лет, ездила туда сейчас и понимаю, что это то, что будет всегда со мной. Это самый настоящий тупик на границе Рязанской и Нижегородской областей, там заканчиваются узкоколейка и асфальтовая дорога. Сейчас узкоколейку сняли, а дорогу не сделали. Не попасть никак, только делая огромный крюк на машине. Настоящее захолустье. Но оказалось, что Тупик для меня по-прежнему заманчивое место. Сходила за малиной, посмотрела на папин пчельник. Я ведь и коров, и овец пасла. Ходила за ягодами в лес, на сенокос каждый год. Все, что касается земли, все со мной. Сейчас я от этого, конечно, далека (смеется), но всегда хочу к этому вернуться. Тупик греет и спасает в суете Москвы.
       — У вас такая редкая фактура, вам знакомо выражение sexual harassment?
       — Нет.
       — По углам зажимают?
       — Ну, я это пережила... Раньше не могла за себя постоять. Боялась нагрубить, показаться жесткой. Сейчас я справляюсь. Если люди тебя обижают, не надо бояться их обидеть в ответ, если они этого заслуживают.
       Долгое время меня приглашали в кино не из-за меня самой, а из-за «фактуры». Но я руками и ногами отпихивалась и ждала, когда во мне актрису разглядят. Алексей Ефимович Учитель увидел и пригласил. Ведь совсем другой типаж планировался — современная девушка, высокая, стильная, стройная, роковая. А он не побоялся взять совершенно противоположную меня. Разбил стереотип.
       — Как Петр Наумович ведет репетиции?
       — Много показывает, вспоминает, обижается, фантазирует, мучается — и всегда попадает в точку, всегда находит такие точные ходы, выразительные средства, что понимаешь, что должно было быть так, а не иначе. Я не застала тех времен, когда рождались «Волки и овцы», даже семилетние репетиции «Войны и мира» я не застала. Мои роли — это вводы.
       Спектакли видела все, кроме «Шума и ярости» и «Балаганчика». Я сознательно ушла со второго курса нижегородского училища поступать именно к Фоменко и больше никуда. Хотелось именно этой атмосферы.
       — Какая она для вас — атмосфера «Мастерской»?
       — Тонкая. Не показушная. Когда смотрю спектакли, часто плачу. И чувствую счастье. Тюнина играет Марью Болконскую в третьем акте «Войны и мира» — она еще ничего не сказала, а у меня текут слезы. От «Семейного счастья» меня распирает изнутри и невероятный подъем духа. А главное здесь — любование женщиной. Фоменко перед актрисами трепещет. Бережет нас. Из-за этого появляется невероятная легкость. Актерская профессия нелегкая, но ведь по нашим спектаклям этого не скажешь?
       — Петр Наумовмч на сборе труппы объявил о больших гастролях «Мастерской» по России и Европе в наступающем сезоне.
       — Это радостно и опасно одновременно. Радостно — потому что для меня это самое дорогое время, мы в этих поездках очень объединяемся. Путешествуем на автобусах, берем с собой любимые фильмы. А опасность в том, что надолго бросаем репетиции и русскоязычную публику.
       — Как распределены роли в «Трех сестрах» и «Бесприданнице»?
       — Не смотрите на меня такими глазами! Я уже и не знаю — сначала была назначена на роль тетушки Карандышева. Теперь в очередь с Натальей Курдюбовой должны репетировать мамашу Огудалову и цыганку Машу. Цыганки в пьесе нет, ее придумал Петр Наумович.
       Фоменко, посмотрев «Прогулку», сказал единственные слова: «Ну если, не дай бог, бросишь театр, на тебе можно будет крест ставить». Он всегда говорит: можно уходить в кино на год, на пять, на десять, но в театр мы всегда возвращаемся зализывать раны. Никто, как правило, не приходит из кино удовлетворенным. Что касается меня, только вскрытие покажет, чего стоят мои киношные опыты. Вот сейчас опять зовут: буду сниматься в следующем фильме Учителя «Космос как предчувствие» по сценарию Александра Миндадзе, еще год назад была утверждена. Действие происходит в 1957 году. Маленькие люди: повар, две официантки, рабочий. В их жизни возникает ощущение чего-то необычайно важного. В самом конце, когда герой едет в Москву учиться на дипломата, к нему подсаживается молоденький лейтенант, которого зовут Юрий Гагарин. Главную роль играет Евгений Миронов. Вторую мужскую роль играет актер «Мастерской» Евгений Цыганов. Смешно получается — в «Прогулке» я его по сценарию использовала, а в «Космосе» — он меня. Больше ничего не скажу.
       Вот хорошо бы до таких волшебных времен дожить: в 2005 году нам вроде бы построят новое просторное здание. В честь открытия устроят большой фестиваль, где покажут все спектакли «Мастерской», включая самые первые и даже студенческие работы и спектакли театров наших друзей. Даже «Лес» из «Комеди Франсэз» вроде как привезут. А пока очень работать хочу. Меня сейчас на всю катушку использовать надо. Молодость — она же быстро проходит.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera