Сюжеты

ТЕНЬ КИНО

Этот материал вышел в № 63 от 28 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

27 августа — День кино. Власть наконец-то озаботилась судьбой национальной киноиндустрии. К добру ли? Правительство спешно обсуждает «меры по поддержке национальной киноиндустрии». Депутаты проводят специальные слушания, посвященные...


27 августа — День кино. Власть наконец-то озаботилась судьбой национальной киноиндустрии. К добру ли?
       

   
       Правительство спешно обсуждает «меры по поддержке национальной киноиндустрии». Депутаты проводят специальные слушания, посвященные «разрушительному воздействию американского кино на мораль россиян», прежде всего молодых… Они по-своему, по-простому решают. Чего там рассуждать о налогах, отчислениях с билетов, дебаты устраивать, французский метод изучать? Мы по-нашенски, по-народно-партийному пролоббируем проектик нового закона: через три года «вынь да положь» 50% отечественного кино в репертуаре кинотеатров (инициатор проекта — Народная партия). Чтобы как в песне: тебе половина и мне половина. Не квота — терминатор. Только самоубийца согласится делить «хлеба горбушку — и ту пополам»: полдня, да еще в лучшее вечернее время, «крутить» последние картины Рязанова, Полоки, Меньшова и Лопушанского. Вопрос «быть или не быть зрителю?» отпадет за ненадобностью его… зрителя.
       Но кино вновь стремится завоевать олимп «самого массового из искусств». Кассовые сборы в прошлом году превысили цифру 100 миллионов долларов, за первое полугодие нынешнего года уже продано билетов на сумму около 70 миллионов. За эти же полгода в кино, как говорят прокатчики, заглянул каждый шестой соотечественник. Между тем понятно, что «шестые соотечественники» отличаются не столько неукротимой страстью к кино, сколько возможностью покупать недешевые билеты. Но вопрос «кинофикации всей страны» встает со всей решительностью. Объективный социологический опрос выявил, что 61% россиян не смотрит кино ни в кинотеатре, ни на видео. Да и в просвещенной столице 47% москвичей — ни шагу в кино.
       Первый заместитель культуры, ответственный за судьбу кинематографа, Александр Голутва в канун праздника кино раскрыл радужные цифры почти вертикального роста кинопроизводства. К концу года мы можем сосчитать 75 российских картин. Уже сегодня в отечестве 450 современных кинозалов, к 2010 году их число достигнет аж полутора тысяч.
       По данным прокатчиков, при доле российского кино 18,5% сборы от проката составили всего 6%. Это значит, что есть еще интересы зрителя, которого одним патриотизмом в кинотеатр не затащить. Как объяснить депутатам, что начинать следует не с деклараций и губительных квот, а с продуманной многоярусной программы оздоровления российского кинематографа — от качества обучения до технического оснащения? Механизм давления, а еще лучше — взаимодействия с прокатом должен быть тщательно отработан, чтобы в очередной раз вместе с водой не выплеснули бы вновь российский кинопрокат, как «мастерски» рубанули его под корень после пятого киносъезда.
       Конечно же проблема неоднозначна. И прокатчики в подавляющей массе не слишком озабочены судьбой отечественного кино. Попробуй заставь сеть «Каро» в уикенд крутить российское кино! Хозяева кинотеатров терпеть не могут спецпоказов для пенсионеров и ветеранов, весьма рачительно устанавливают цены на утренние сеансы. Детские абонементы, ау — где вы? Видно, господа прокатчики и хозяева кинотеатров детьми обзаводятся редко. Кстати, и хороших детских картин закупается чудовищно мало. А ведь существует множество международных детских киносмотров, на которых ежегодно показываются десятки классных детских и семейных лент. Но постепенно и на чисто «западном» фронте кинопроката грядут перемены. В 83 залах страны вышел нарисованный в Питере «Карлик-нос». Ко Дню кино напечатали 90 копий нового фильма Станислава Говорухина «Благословите женщину». Так что, как встарь, можем назвать премьеру Всероссийской.
       Несомненно, из французского опыта стоит перенять идею программы защиты национального языка и культуры, в рамках которой — важнейший пункт об отчислении части средств от проката в фонд поддержки национального кино. А вот вопрос госфинансирования кино кажется мне особенно болезненным. Сегодня редкая картина «долетит» до середины производства без участия Министерства культуры, которое полагает: пока нет рынка, следует наращивать поток из госкармана. Но отчего государство, выступающее в роли продюсера, по завершении картины не интересуется: как ее принял зритель? вернулись ли в «карман» хоть какие-то деньги? заметили ли фильм на фестивалях? и стоит ли автору, снявшему откровенно беспомощную картину, по окончании немедленно давать деньги на следующий проект, да еще со 100%-ным финансированием (лишь за прошлые заслуги)?
       Ради справедливости заметим, что две основные программы, принятые к действию Минкультуры, уже дают свои плоды. В особую «теплицу» заботы и дополнительного финансирования выделены статьи: детское кино и дебюты. Практически погибший детский кинематограф робко и неуверенно, но пытается возродиться, возглашая о своем существовании вполне приличными картинами «Спартак и Калашников», «Маленький лорд Фоунтлерой». Что же касается дебютов…
       Наверное, это главный обнадеживающий вектор в обсуждении перспектив нашего кино. После болотистых застойных лет на авансцену выходит новая генерация кинематографистов. В прошлом году о себе заставили спорить до хрипоты Филипп Янковский, Алексей Мурадов, Константин Мурзенко. В нынешнем — целая обойма имен: Геннадий Сидоров («Старухи»), Алексей Попогребский и Борис Хлебников («Коктебель»), Светлана Стасенко («Мишка»), Петр Буслов («Бумер»).
       Что же касается заботы депутатов о влиянии заокеанского кинозелья на неокрепшие души юных… Отчего бы им не озаботиться тем, что показывают государственные телеканалы, успешно сбирающие под знамена разнообразных «бригад» бессчетные тьмы фанатов?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera