Сюжеты

ТЕНЬ КИНО

Этот материал вышел в № 63 от 28 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

27 августа — День кино. Власть наконец-то озаботилась судьбой национальной киноиндустрии. К добру ли? Правительство спешно обсуждает «меры по поддержке национальной киноиндустрии». Депутаты проводят специальные слушания, посвященные...


27 августа — День кино. Власть наконец-то озаботилась судьбой национальной киноиндустрии. К добру ли?
       

   
       Правительство спешно обсуждает «меры по поддержке национальной киноиндустрии». Депутаты проводят специальные слушания, посвященные «разрушительному воздействию американского кино на мораль россиян», прежде всего молодых… Они по-своему, по-простому решают. Чего там рассуждать о налогах, отчислениях с билетов, дебаты устраивать, французский метод изучать? Мы по-нашенски, по-народно-партийному пролоббируем проектик нового закона: через три года «вынь да положь» 50% отечественного кино в репертуаре кинотеатров (инициатор проекта — Народная партия). Чтобы как в песне: тебе половина и мне половина. Не квота — терминатор. Только самоубийца согласится делить «хлеба горбушку — и ту пополам»: полдня, да еще в лучшее вечернее время, «крутить» последние картины Рязанова, Полоки, Меньшова и Лопушанского. Вопрос «быть или не быть зрителю?» отпадет за ненадобностью его… зрителя.
       Но кино вновь стремится завоевать олимп «самого массового из искусств». Кассовые сборы в прошлом году превысили цифру 100 миллионов долларов, за первое полугодие нынешнего года уже продано билетов на сумму около 70 миллионов. За эти же полгода в кино, как говорят прокатчики, заглянул каждый шестой соотечественник. Между тем понятно, что «шестые соотечественники» отличаются не столько неукротимой страстью к кино, сколько возможностью покупать недешевые билеты. Но вопрос «кинофикации всей страны» встает со всей решительностью. Объективный социологический опрос выявил, что 61% россиян не смотрит кино ни в кинотеатре, ни на видео. Да и в просвещенной столице 47% москвичей — ни шагу в кино.
       Первый заместитель культуры, ответственный за судьбу кинематографа, Александр Голутва в канун праздника кино раскрыл радужные цифры почти вертикального роста кинопроизводства. К концу года мы можем сосчитать 75 российских картин. Уже сегодня в отечестве 450 современных кинозалов, к 2010 году их число достигнет аж полутора тысяч.
       По данным прокатчиков, при доле российского кино 18,5% сборы от проката составили всего 6%. Это значит, что есть еще интересы зрителя, которого одним патриотизмом в кинотеатр не затащить. Как объяснить депутатам, что начинать следует не с деклараций и губительных квот, а с продуманной многоярусной программы оздоровления российского кинематографа — от качества обучения до технического оснащения? Механизм давления, а еще лучше — взаимодействия с прокатом должен быть тщательно отработан, чтобы в очередной раз вместе с водой не выплеснули бы вновь российский кинопрокат, как «мастерски» рубанули его под корень после пятого киносъезда.
       Конечно же проблема неоднозначна. И прокатчики в подавляющей массе не слишком озабочены судьбой отечественного кино. Попробуй заставь сеть «Каро» в уикенд крутить российское кино! Хозяева кинотеатров терпеть не могут спецпоказов для пенсионеров и ветеранов, весьма рачительно устанавливают цены на утренние сеансы. Детские абонементы, ау — где вы? Видно, господа прокатчики и хозяева кинотеатров детьми обзаводятся редко. Кстати, и хороших детских картин закупается чудовищно мало. А ведь существует множество международных детских киносмотров, на которых ежегодно показываются десятки классных детских и семейных лент. Но постепенно и на чисто «западном» фронте кинопроката грядут перемены. В 83 залах страны вышел нарисованный в Питере «Карлик-нос». Ко Дню кино напечатали 90 копий нового фильма Станислава Говорухина «Благословите женщину». Так что, как встарь, можем назвать премьеру Всероссийской.
       Несомненно, из французского опыта стоит перенять идею программы защиты национального языка и культуры, в рамках которой — важнейший пункт об отчислении части средств от проката в фонд поддержки национального кино. А вот вопрос госфинансирования кино кажется мне особенно болезненным. Сегодня редкая картина «долетит» до середины производства без участия Министерства культуры, которое полагает: пока нет рынка, следует наращивать поток из госкармана. Но отчего государство, выступающее в роли продюсера, по завершении картины не интересуется: как ее принял зритель? вернулись ли в «карман» хоть какие-то деньги? заметили ли фильм на фестивалях? и стоит ли автору, снявшему откровенно беспомощную картину, по окончании немедленно давать деньги на следующий проект, да еще со 100%-ным финансированием (лишь за прошлые заслуги)?
       Ради справедливости заметим, что две основные программы, принятые к действию Минкультуры, уже дают свои плоды. В особую «теплицу» заботы и дополнительного финансирования выделены статьи: детское кино и дебюты. Практически погибший детский кинематограф робко и неуверенно, но пытается возродиться, возглашая о своем существовании вполне приличными картинами «Спартак и Калашников», «Маленький лорд Фоунтлерой». Что же касается дебютов…
       Наверное, это главный обнадеживающий вектор в обсуждении перспектив нашего кино. После болотистых застойных лет на авансцену выходит новая генерация кинематографистов. В прошлом году о себе заставили спорить до хрипоты Филипп Янковский, Алексей Мурадов, Константин Мурзенко. В нынешнем — целая обойма имен: Геннадий Сидоров («Старухи»), Алексей Попогребский и Борис Хлебников («Коктебель»), Светлана Стасенко («Мишка»), Петр Буслов («Бумер»).
       Что же касается заботы депутатов о влиянии заокеанского кинозелья на неокрепшие души юных… Отчего бы им не озаботиться тем, что показывают государственные телеканалы, успешно сбирающие под знамена разнообразных «бригад» бессчетные тьмы фанатов?
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera