Сюжеты

ПИРАТЫ ОГРАБИЛИ ПАРАДЫ

Этот материал вышел в № 63 от 28 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Почему в России нет национального хит-парада Один из первых синглов «Битлз» Can't Buy Me Love / You Can't Do That собрал в Англии и США в 1962 году небывалое количество предварительных заявок — три миллиона. Подобного первого тиража не...


Почему в России нет национального хит-парада
       

    
       Один из первых синглов «Битлз» Can't Buy Me Love / You Can't Do That собрал в Англии и США в 1962 году небывалое количество предварительных заявок — три миллиона. Подобного первого тиража не знало до этого ни одно произведение искусства и литературы. К апрелю 63-го все первые пять мест в официальном хит-параде США заняли синглы «Битлз». Никто так и не смог повторить их рекорд.
       В нашей стране подобное произойти, к сожалению, не может. Не потому, что у нас нет талантливых музыкантов. Просто до сих пор критерием популярности отечественных талантов являются деньги, вложенные в них продюсером, а не реальный потребительский спрос на их песни со стороны обычных людей.
       У нас в стране до сих пор нет своего официального хит-парада, который бы показывал уровень интереса аудитории к творчеству исполнителей и позволял действительно талантливым музыкантам оказываться на верхних строчках, тем самым повышая интерес к своему творчеству.
       На Западе официальный рейтинг популярности артистов составляется на основе продажи синглов и альбомов, которая фиксируется каждым музыкальным магазином в течение недели. Данные об этих продажах публикуются в компетентных музыкальных изданиях (в США это журнал «Роллинг Стоунз» и еженедельник «Биллборд», в Великобритании — газеты «Нью Мьюзикал Экспресс» и «Мелоди мейкер»).
       Брайан Адамс, известный канадский музыкант, в одном из интервью вспоминал, как он целый день проплакал у себя дома от радости, когда узнал, что его песня возглавила национальный хит-парад его страны.
       Для наших музыкантов подобное — что-то из области фантастики. А ведь хит-парад во всех развитых странах — один из основных (если не основной) критериев популярности артиста.
       Так почему его до сих пор нет у нас?
       Во-первых, в России не развита культура продажи синглов как наших, так и зарубежных музыкантов.
       Сингл — это, как правило, пластинка с двумя треками, один из которых — песня с альбома музыканта, который вскоре должен выйти, а другой — композиция, так или иначе не попавшая в этот альбом. На Западе интерес к синглам огромный — многие музыканты помещают на сингл не одну, а несколько песен, которые больше нигде не услышишь.
       Развитый рынок синглов имеет огромное значение не только для популяризации музыканта, но и для развития самой музыки. Нередко песни на обратной стороне синглов становятся основой для возникновения или предугадывают возникновение новых течений в музыке.
       В наших музыкальных магазинах синглов мало, и в основном они предназначены для толстых глянцевых журналов как своеобразное к ним дополнение. Наверное, потому, что в стране, где объем пиратской продукции составляет, по разным сведениям, до 90% всего рынка музыкальных продаж, задумываться о расширении рынка лицензионных синглов смешно. А ведь на Западе именно объем продаж сингла является основанием для формирования объективного рейтинга популярности артиста в промежутках между выпуском альбомов.
       В России же, где музыканту невыгоден выпуск сингла, он обычно отдает свежую композицию на радио и ТВ. Там имеются свои хит-парады, которые абсолютно не отражают реальную популярность артиста. Это и хит-парады, составленные на основе опросов, проводимых радиостанциями или телекомпаниями, и те, что составляются на основе сообщений по SMS-почте.
       Все они абсолютно нелепы — с недоумением смотришь на лицо телеведущей того же МузТВ, которая подробно рассказывает о том, кто сегодня на первом месте, а кто «опустился на две позиции» по сравнению с предыдущей. Эта пародия на настоящий хит-парад не отражает реальной популярности музыкантов. Ни для никого не секрет, что за попадание на высокое место в подобных хит-парадах продюсер исполнителя часто выкладывает круглую сумму теле— или радиокомпании. Престижное высокое место с успехом окупается во время гастролей, которые в большинстве случаев проходят под фонограмму.
       Что думают по этому поводу крупнейшие звукозаписывающие компании России?
       «Мы очень хотим, чтобы в России был собственный настоящий хит-парад, — говорит Рита Власова, промоушн-менеджер компании «BMG Россия». — Ведь в настоящий момент не существует инструментов, которые отражали бы реальную ситуацию на легальном рекорд-рынке. Официальный хит-парад эту ситуацию сразу бы исправил. На данный момент получается, что все компании сами представляют информацию о своих продажах и «официальные» премии так же получают по результатам, представленным ими же… Получается, что ни одна существующая на сегодняшний момент премия не является легитимной. Кто может взяться за создание национального хит-парада?.. Остается ожидать этого только от организации НФПФ. Но, как известно, до сих пор не все легальные российские звукозаписывающие компании входят в эту организацию».
       Организация НФПФ — Национальная федерация производителей фонограмм — впервые ввела такое понятие, как «марка правообладателя». Сейчас все звукозаписывающие компании, вступившие в эту организацию, добровольно оклеивают специальными наклейками всю выпускаемую ими продукцию. Бороться с пиратством это помогает мало, но хотя бы продажи лицензионной продукции получают какой-то учет и контроль.
       Промоушн-директор фирмы Gala-records Мария Ежикова считает: для того чтобы в стране возник хит-парад, отражающий реальную ситуацию на музыкальном рынке, «надо не только заинтересовать музыкальные магазины, а еще и сделать так, чтобы права артистов были защищены государством».
       Олег Нестеров, генеральный директор компании «Снегири-рекордс», тоже, естественно, хочет, чтобы в России был собственный хит-парад. Но и он считает, что этого не может произойти, пока государство не займется пиратами: «Мы входим в организацию НФПФ и считаем, что она очень важна. Но все равно все зависит от воли «высшего руководства», которое должно обезвредить группировку, лоббирующую интересы пиратского рынка».
       Компании, которые работают в основном с крупными отечественными популярными артистами и рок-музыкантами, — «Реал Рекордс» и «Союз» — совсем не уверены в том, что для возникновения национального хит-парада все готово.
       «Национальный хит-парад России — это, конечно, очень интересно. Но пока его возникновению мешают собственные интересы тех структур, которые пытались создать подобный хит-парад, — говорит Алена Михайлова, генеральный директор компании «Реал Рекордс». — И пока не появится независимая структура, которая будет избавлена от чьего-либо влияния, я очень слабо верю в то, что подобное возможно».
       Елена Воробьева, менеджер компании «Союз», жалуется: «В стране в основном продается нелегальная продукция. Если мы будем учитывать продажи только легальной продукции — а она продается в основном только в Москве и Санкт-Петербурге, а в остальных регионах рынок продаж практически полностью пиратский, — это не будет даже приблизительно отражать популярность тех или иных музыкантов».
       Рита Шахова, пресс-атташе российского отделения фирмы Universal (той самой, которая работает в числе прочих и с «Тату» — группой, внезапно покорившей Европу, Америку и Японию во многом благодаря тому, что их песни поднялись на вершину существующих там хит-парадов), считает, что для возникновения нормальной ситуации на музыкальном рынке страны не стоит ставить перед собой пока невыполнимую цель — истребить всех пиратов; прежде всего надо поставить цель снизить оборот пиратской продукции хотя бы до 40%. Когда это будет достигнуто, можно делать хит-парад.
       Методы борьбы с нелегальной продукцией, которые сейчас применяются в государстве, пока себя не оправдывают. А потому предлагаем собственный: уже сейчас начать составлять национальный хит-парад, учитывая только легально проданные копии..
       Идея составлять национальный хит-парад официальных продаж, несмотря на его заведомую необъективность, не лишена смысла. Когда пара гиперпопулярных певцов «пролетит» мимо «раздачи легальных слонов» из-за того, что их произведения покупают исключительно у «левых» продавцов, пиратами займутся продюсеры, вооружившись всеми своими правыми и левыми связями. Может быть, хотя бы их меры окажутся эффективнее государственных и НФПФовских марочек-наклеек.
       
       Павел КОСТЕНКО
     
       РОССИЙСКИЙ ХИТ-ПАРАД
       (По рейтингу продаж московских и петербургских музыкальных компаний и магазинов)
       I. СЕРДЮЧКА, альбом «Харашо» и сборник «Фабрика звезд-2».
       II. Сборник ХХХL-9 : «Максимальный размер удовольствия».
       III. ГЛЮКОZА, альбом «Глюкоzа nostra».
       IV. РУКИ ВВЕРХ, альбом «Мне с тобою хорошо».
       V. 5'NIZZA, альбом «Пятница».
       
       Опрошенные музыкальные компании и магазины:
       — концерн «Группа Союз»;
       — компания «Узел развлечений», специализируется на отделах в супермаркетах — таких, как «Перекресток», «Патэрсон», «Эльдорадо», кинотеатрах «Пушкинский», «Алмаз», торговых домах и центрах столицы — «Новоарбатский», «Тишинка», «Универ Сити», «Галерея Водолей».
       — компания «St. Petersburg Publishing House»
       — рынок на «Горбушке», павильон «Ля-ля Парк»
       — сеть музыкальных магазинов «Киномир», Санкт-Петербург
     


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera