Сюжеты

ПИРАТЫ ОГРАБИЛИ ПАРАДЫ

Этот материал вышел в № 63 от 28 Августа 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Почему в России нет национального хит-парада Один из первых синглов «Битлз» Can't Buy Me Love / You Can't Do That собрал в Англии и США в 1962 году небывалое количество предварительных заявок — три миллиона. Подобного первого тиража не...


Почему в России нет национального хит-парада
       

    
       Один из первых синглов «Битлз» Can't Buy Me Love / You Can't Do That собрал в Англии и США в 1962 году небывалое количество предварительных заявок — три миллиона. Подобного первого тиража не знало до этого ни одно произведение искусства и литературы. К апрелю 63-го все первые пять мест в официальном хит-параде США заняли синглы «Битлз». Никто так и не смог повторить их рекорд.
       В нашей стране подобное произойти, к сожалению, не может. Не потому, что у нас нет талантливых музыкантов. Просто до сих пор критерием популярности отечественных талантов являются деньги, вложенные в них продюсером, а не реальный потребительский спрос на их песни со стороны обычных людей.
       У нас в стране до сих пор нет своего официального хит-парада, который бы показывал уровень интереса аудитории к творчеству исполнителей и позволял действительно талантливым музыкантам оказываться на верхних строчках, тем самым повышая интерес к своему творчеству.
       На Западе официальный рейтинг популярности артистов составляется на основе продажи синглов и альбомов, которая фиксируется каждым музыкальным магазином в течение недели. Данные об этих продажах публикуются в компетентных музыкальных изданиях (в США это журнал «Роллинг Стоунз» и еженедельник «Биллборд», в Великобритании — газеты «Нью Мьюзикал Экспресс» и «Мелоди мейкер»).
       Брайан Адамс, известный канадский музыкант, в одном из интервью вспоминал, как он целый день проплакал у себя дома от радости, когда узнал, что его песня возглавила национальный хит-парад его страны.
       Для наших музыкантов подобное — что-то из области фантастики. А ведь хит-парад во всех развитых странах — один из основных (если не основной) критериев популярности артиста.
       Так почему его до сих пор нет у нас?
       Во-первых, в России не развита культура продажи синглов как наших, так и зарубежных музыкантов.
       Сингл — это, как правило, пластинка с двумя треками, один из которых — песня с альбома музыканта, который вскоре должен выйти, а другой — композиция, так или иначе не попавшая в этот альбом. На Западе интерес к синглам огромный — многие музыканты помещают на сингл не одну, а несколько песен, которые больше нигде не услышишь.
       Развитый рынок синглов имеет огромное значение не только для популяризации музыканта, но и для развития самой музыки. Нередко песни на обратной стороне синглов становятся основой для возникновения или предугадывают возникновение новых течений в музыке.
       В наших музыкальных магазинах синглов мало, и в основном они предназначены для толстых глянцевых журналов как своеобразное к ним дополнение. Наверное, потому, что в стране, где объем пиратской продукции составляет, по разным сведениям, до 90% всего рынка музыкальных продаж, задумываться о расширении рынка лицензионных синглов смешно. А ведь на Западе именно объем продаж сингла является основанием для формирования объективного рейтинга популярности артиста в промежутках между выпуском альбомов.
       В России же, где музыканту невыгоден выпуск сингла, он обычно отдает свежую композицию на радио и ТВ. Там имеются свои хит-парады, которые абсолютно не отражают реальную популярность артиста. Это и хит-парады, составленные на основе опросов, проводимых радиостанциями или телекомпаниями, и те, что составляются на основе сообщений по SMS-почте.
       Все они абсолютно нелепы — с недоумением смотришь на лицо телеведущей того же МузТВ, которая подробно рассказывает о том, кто сегодня на первом месте, а кто «опустился на две позиции» по сравнению с предыдущей. Эта пародия на настоящий хит-парад не отражает реальной популярности музыкантов. Ни для никого не секрет, что за попадание на высокое место в подобных хит-парадах продюсер исполнителя часто выкладывает круглую сумму теле— или радиокомпании. Престижное высокое место с успехом окупается во время гастролей, которые в большинстве случаев проходят под фонограмму.
       Что думают по этому поводу крупнейшие звукозаписывающие компании России?
       «Мы очень хотим, чтобы в России был собственный настоящий хит-парад, — говорит Рита Власова, промоушн-менеджер компании «BMG Россия». — Ведь в настоящий момент не существует инструментов, которые отражали бы реальную ситуацию на легальном рекорд-рынке. Официальный хит-парад эту ситуацию сразу бы исправил. На данный момент получается, что все компании сами представляют информацию о своих продажах и «официальные» премии так же получают по результатам, представленным ими же… Получается, что ни одна существующая на сегодняшний момент премия не является легитимной. Кто может взяться за создание национального хит-парада?.. Остается ожидать этого только от организации НФПФ. Но, как известно, до сих пор не все легальные российские звукозаписывающие компании входят в эту организацию».
       Организация НФПФ — Национальная федерация производителей фонограмм — впервые ввела такое понятие, как «марка правообладателя». Сейчас все звукозаписывающие компании, вступившие в эту организацию, добровольно оклеивают специальными наклейками всю выпускаемую ими продукцию. Бороться с пиратством это помогает мало, но хотя бы продажи лицензионной продукции получают какой-то учет и контроль.
       Промоушн-директор фирмы Gala-records Мария Ежикова считает: для того чтобы в стране возник хит-парад, отражающий реальную ситуацию на музыкальном рынке, «надо не только заинтересовать музыкальные магазины, а еще и сделать так, чтобы права артистов были защищены государством».
       Олег Нестеров, генеральный директор компании «Снегири-рекордс», тоже, естественно, хочет, чтобы в России был собственный хит-парад. Но и он считает, что этого не может произойти, пока государство не займется пиратами: «Мы входим в организацию НФПФ и считаем, что она очень важна. Но все равно все зависит от воли «высшего руководства», которое должно обезвредить группировку, лоббирующую интересы пиратского рынка».
       Компании, которые работают в основном с крупными отечественными популярными артистами и рок-музыкантами, — «Реал Рекордс» и «Союз» — совсем не уверены в том, что для возникновения национального хит-парада все готово.
       «Национальный хит-парад России — это, конечно, очень интересно. Но пока его возникновению мешают собственные интересы тех структур, которые пытались создать подобный хит-парад, — говорит Алена Михайлова, генеральный директор компании «Реал Рекордс». — И пока не появится независимая структура, которая будет избавлена от чьего-либо влияния, я очень слабо верю в то, что подобное возможно».
       Елена Воробьева, менеджер компании «Союз», жалуется: «В стране в основном продается нелегальная продукция. Если мы будем учитывать продажи только легальной продукции — а она продается в основном только в Москве и Санкт-Петербурге, а в остальных регионах рынок продаж практически полностью пиратский, — это не будет даже приблизительно отражать популярность тех или иных музыкантов».
       Рита Шахова, пресс-атташе российского отделения фирмы Universal (той самой, которая работает в числе прочих и с «Тату» — группой, внезапно покорившей Европу, Америку и Японию во многом благодаря тому, что их песни поднялись на вершину существующих там хит-парадов), считает, что для возникновения нормальной ситуации на музыкальном рынке страны не стоит ставить перед собой пока невыполнимую цель — истребить всех пиратов; прежде всего надо поставить цель снизить оборот пиратской продукции хотя бы до 40%. Когда это будет достигнуто, можно делать хит-парад.
       Методы борьбы с нелегальной продукцией, которые сейчас применяются в государстве, пока себя не оправдывают. А потому предлагаем собственный: уже сейчас начать составлять национальный хит-парад, учитывая только легально проданные копии..
       Идея составлять национальный хит-парад официальных продаж, несмотря на его заведомую необъективность, не лишена смысла. Когда пара гиперпопулярных певцов «пролетит» мимо «раздачи легальных слонов» из-за того, что их произведения покупают исключительно у «левых» продавцов, пиратами займутся продюсеры, вооружившись всеми своими правыми и левыми связями. Может быть, хотя бы их меры окажутся эффективнее государственных и НФПФовских марочек-наклеек.
       
       Павел КОСТЕНКО
     
       РОССИЙСКИЙ ХИТ-ПАРАД
       (По рейтингу продаж московских и петербургских музыкальных компаний и магазинов)
       I. СЕРДЮЧКА, альбом «Харашо» и сборник «Фабрика звезд-2».
       II. Сборник ХХХL-9 : «Максимальный размер удовольствия».
       III. ГЛЮКОZА, альбом «Глюкоzа nostra».
       IV. РУКИ ВВЕРХ, альбом «Мне с тобою хорошо».
       V. 5'NIZZA, альбом «Пятница».
       
       Опрошенные музыкальные компании и магазины:
       — концерн «Группа Союз»;
       — компания «Узел развлечений», специализируется на отделах в супермаркетах — таких, как «Перекресток», «Патэрсон», «Эльдорадо», кинотеатрах «Пушкинский», «Алмаз», торговых домах и центрах столицы — «Новоарбатский», «Тишинка», «Универ Сити», «Галерея Водолей».
       — компания «St. Petersburg Publishing House»
       — рынок на «Горбушке», павильон «Ля-ля Парк»
       — сеть музыкальных магазинов «Киномир», Санкт-Петербург
     


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera