Сюжеты

К-159 ЗАРАБАТЫВАЛА ДЕНЬГИ ДЛЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИИ?

Этот материал вышел в № 64 от 01 Сентября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Игорь КУДРИК, представитель руководства норвежской экологической организации «Беллона»: — К-159 погрузилась на дно с двумя реакторами, заполненными ядерным топливом. На базе Гремиха, где стояла лодка, нет оборудования для выгрузки...


       
       Игорь КУДРИК, представитель руководства норвежской экологической организации «Беллона»:
       — К-159 погрузилась на дно с двумя реакторами, заполненными ядерным топливом. На базе Гремиха, где стояла лодка, нет оборудования для выгрузки горючего. В июле этого года наш эксперт Сергей Жаворонкин приезжал в Гремиху и обследовал стоящие там лодки, в том числе и К-159. Все они стояли с невыгруженными реакторами.
       Когда решалось, как будет проходить утилизация лодок, мы предложили использовать специализированную плавтехбазу «Имандра» — единственное судно, приспособленное для выгрузки атомного топлива (с его помощью выгружали топливо с «Курска»). Однако лодки было решено переводить в наиболее опасном состоянии в Полярный, на судоремонтный завод «Шквал» — подведомственное предприятие Министерства обороны.
       Таким образом, выделенные на утилизацию бюджетные средства остались в рамках министерства.
       При использовании «Имандры» их получило бы Мурманское пароходство.
       Высказывалась версия, что на перевозке лодок пытались сэкономить. На самом деле это не было необходимо. В бюджете заложено 1,5 млрд рублей на утилизацию. Еще миллиард дают иностранные субсидии из Норвегии, Японии, Канады, Франции.
       Уверен, что утечка радиации в море уже идет. Реакторы, которые стоят на лодках первого поколения, не обладают необходимой степенью герметичности и слишком изношены. Сейчас мы пытаемся связаться с норвежскими рыболовецкими судами и попросить их взять пробы воды вокруг места аварии. Саму лодку едва ли удастся поднять до наступления весны.
       К-159 — пятое атомное судно, оказывающееся на дне. Но если остальные находятся на большой глубине («Комсомолец» — 1700 метров), то эта лодка могла опуститься не глубже 200 метров. Кроме того, последняя перегрузка топлива проходила в 1972 году, а отработанное ядерное горючее наиболее опасно и дает самое сильное радиационное загрязнение. Не известно, выдержат ли реакторы давление воды. В случае «Курска» давление также было и в самом работающем реакторе. На К-159 он был заглушен, давления изнутри нет, и опасность разгерметизации гораздо выше.
       Если власти собирались перевозить лодку таким способом, нужно было как минимум выгрузить топливо. И, разумеется, не оставлять на борту людей.
       В Гремихе находилось 17 предназначенных на утилизацию лодок. Как станут перевозить оставшиеся в Гремихе семь лодок?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera