Сюжеты

К-159 ЗАРАБАТЫВАЛА ДЕНЬГИ ДЛЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИИ?

Этот материал вышел в № 64 от 01 Сентября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Игорь КУДРИК, представитель руководства норвежской экологической организации «Беллона»: — К-159 погрузилась на дно с двумя реакторами, заполненными ядерным топливом. На базе Гремиха, где стояла лодка, нет оборудования для выгрузки...


       
       Игорь КУДРИК, представитель руководства норвежской экологической организации «Беллона»:
       — К-159 погрузилась на дно с двумя реакторами, заполненными ядерным топливом. На базе Гремиха, где стояла лодка, нет оборудования для выгрузки горючего. В июле этого года наш эксперт Сергей Жаворонкин приезжал в Гремиху и обследовал стоящие там лодки, в том числе и К-159. Все они стояли с невыгруженными реакторами.
       Когда решалось, как будет проходить утилизация лодок, мы предложили использовать специализированную плавтехбазу «Имандра» — единственное судно, приспособленное для выгрузки атомного топлива (с его помощью выгружали топливо с «Курска»). Однако лодки было решено переводить в наиболее опасном состоянии в Полярный, на судоремонтный завод «Шквал» — подведомственное предприятие Министерства обороны.
       Таким образом, выделенные на утилизацию бюджетные средства остались в рамках министерства.
       При использовании «Имандры» их получило бы Мурманское пароходство.
       Высказывалась версия, что на перевозке лодок пытались сэкономить. На самом деле это не было необходимо. В бюджете заложено 1,5 млрд рублей на утилизацию. Еще миллиард дают иностранные субсидии из Норвегии, Японии, Канады, Франции.
       Уверен, что утечка радиации в море уже идет. Реакторы, которые стоят на лодках первого поколения, не обладают необходимой степенью герметичности и слишком изношены. Сейчас мы пытаемся связаться с норвежскими рыболовецкими судами и попросить их взять пробы воды вокруг места аварии. Саму лодку едва ли удастся поднять до наступления весны.
       К-159 — пятое атомное судно, оказывающееся на дне. Но если остальные находятся на большой глубине («Комсомолец» — 1700 метров), то эта лодка могла опуститься не глубже 200 метров. Кроме того, последняя перегрузка топлива проходила в 1972 году, а отработанное ядерное горючее наиболее опасно и дает самое сильное радиационное загрязнение. Не известно, выдержат ли реакторы давление воды. В случае «Курска» давление также было и в самом работающем реакторе. На К-159 он был заглушен, давления изнутри нет, и опасность разгерметизации гораздо выше.
       Если власти собирались перевозить лодку таким способом, нужно было как минимум выгрузить топливо. И, разумеется, не оставлять на борту людей.
       В Гремихе находилось 17 предназначенных на утилизацию лодок. Как станут перевозить оставшиеся в Гремихе семь лодок?
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera