Сюжеты

ВОРОВСТВО В СТАНДАРТЕ GSM

Этот материал вышел в № 64 от 01 Сентября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Базы данных телефонных компаний проданы. Теперь с их помощью мошенники грабят людей – Алло, это Серега… Хриплый, смутно знакомый голос. Говорит, что задержан, избит и сидит в кабинете следователя. А я, если настоящий друг, должен выкупить...


Базы данных телефонных компаний проданы. Теперь с их помощью мошенники грабят людей
       

       
       – Алло, это Серега…
       Хриплый, смутно знакомый голос. Говорит, что задержан, избит и сидит в кабинете следователя. А я, если настоящий друг, должен выкупить его из милиции…
       Такие звонки на мобильный кроме автора этой заметки получили как минимум еще несколько десятков москвичей. Большинство из них заплатили, вспомнив среди своего окружения «друга Серегу» и обычный произвол российской милиции. Как оказалось, зря. Уже потом выяснилось, что никто из знакомых в милицию не попадал. Зато стало понятно, кому достались деньги и откуда мошенники узнали наши фамилии, имена и номера сотовых телефонов: они есть в базах данных операторов мобильной связи, которые продаются на любом столичном рынке бытовой радиоэлектроники.
       
       Мобильный телефон редко покупают для развлечения. Правда, зарабатывать непосредственно на сотовой связи получается только у компаний-операторов и мошенников. Связка неслучайная: именно GSM-операторы несут ответственность за утечку информации, с помощью которой аферисты «потрошат» своих «клиентов».
       Как правило, обман происходит по одной и той же схеме. Различия — в несущественных мелочах. Вот, к примеру, как это произошло с одним из друзей нашей редакции…
       Позвонили рано утром.
       — Алло! — собеседник уверенно назвал мою фамилию, но на определителе мобильного телефона высветился совершенно незнакомый номер сотовой сети МТС.
       — Это я, Серега. Мне конец… Я сейчас на Ярославском шоссе, третий километр, пост ГАИ. Приезжать не надо — сейчас передам трубку менту…
       Голос второго собеседника был спокойно-властным:
       — Ваш друг, конечно, тут набуянил, но мы его отпустим. Денег у него при себе нет, так что все зависит от вас. Вопрос можно решить так: вы покупаете стодолларовую карточку «Би Лайн» и диктуете нам ее шифр по тому телефону, который у вас определился. Если все в порядке, карточка действительна, то мы вашего друга отпускаем….
       Попытка, перезвонив, уточнить, кто именно из ваших друзей угодил в заложники к милиционерам, заканчивается ничем:
       — Ты что (собеседник назвал мою фамилию), нашел время проверки устраивать! Меня тут сейчас порвут на части. Ты со своей (последовало название улицы, на которой я живу) долго будешь ехать?..
       ...На сотрудников МТС моя история никакого впечатления не произвела: «Если вы недовольны качеством связи, пишите рекламацию. Мы ее в течение месяца обязательно рассмотрим…». Правда, представители компании-оператора согласились провести небольшое расследование. Мошенников можно было определить по номеру активированной ими карточки: она сохранилась у меня вместе с кассовым чеком, полученным при ее покупке. Просмотрев свою базу абонентов, сотрудники МТС определили, что телефон звонившего мне Сереги числится за какой-то женщиной. А купленная мной карточка уже использована одним из абонентов компании «Би Лайн».
       Выдав эту информацию, сотрудники МТС развели руками: «В следующий раз будьте осторожней…». Да еще посоветовали сменить номер, заплатив за это по установленному тарифу. Правда, сделали при этом оговорку: «То, что нового номера не будет в базе данных, мы вам не гарантируем…».
       Номер сотового, вашу фамилию, имя и адрес мошенники могли узнать только там, где вы заключили контракт на пользование услугами мобильной связи. Правда, представители сотовых операторов своей вины не признают.
       «Новая газета» уже писала о нелегальной торговле базами данных операторами сотовой связи. Как правило, утечка информации происходила после временного отключения системы кодирования — такое случалось, к примеру, в Москве, после трагедии на Дубровке, и в Санкт-Петербурге, после празднования юбилея города. Во всех случаях ни одна из компаний никакой ответственности за разглашение информации о своих клиентах не понесла, хотя даже неспециалисту понятно, что на прилавки радиорынков базы данных могли попасть только при попустительстве сотрудников каждого из трех основных столичных операторов сотовой связи. Результат подобного отношения к безопасности собственных клиентов легко предсказуем: скорее всего, «карточное» вымогательство станет далеко не единственным способом извлечения прибыли с помощью украденной информации. Остановить мошенников могут только сами компании-операторы и правоохранительные органы, жестко реагируя на каждую попытку их корыстного использования.
       А что касается звонков от неизвестного Сереги, то редакция «Новой газеты» готова оказать посильную помощь следствию: мы располагаем номером мобильного телефона, с которого поступали звонки мошенников, а также данными, когда и кем именно была активирована карточка, номер которой был продиктован мифическому милиционеру.
       
       P.S. Прокатившаяся по столице волна звонков от мифического Сереги — не единственный вид «сотового» мошенничества. Гораздо чаще можно услышать о случаях обмана со стороны самих компаний-операторов мобильной связи. С попыткой надувательства сталкивалось, без преувеличения, большинство владельцев мобильных телефонов: это в первую очередь произвольное списание денег со счета, хитрая реклама новых тарифов, в стоимость которых не включена сумма налогов, и отвратительное качество уже оплаченной связи.
       А еще, судя по рассказам завсегдатаев форумов специализированных сайтов всемирной сети интернет, в офисах самих компаний-операторов, а также их официальных партнеров — можно нарваться на поддельную карточку оплаты, приобрести нелегально ввезенный в Россию телефонный аппарат… И, конечно, угодить в базу данных, доступную каждому начинающему мошеннику.
       Как правило, жалобы на обман со стороны операторов GSM до суда не доходили. «Новая газета» начинает журналистскую акцию. Мы попробуем, используя предусмотренные законом способы, повлиять на политику компаний — операторов сотовой связи, в судебном порядке оспорив каждый случай «нечестной игры» с их стороны.
       Наш первый иск, составленный с помощью юристов «КОНФОПа», касается рекламы новых тарифов компаний МТС, «Би Лайн» и «Мегафон». Стоимость их услуг, выведенная на рекламных щитах, не включает в себя сумму налогов. Правда, внизу плакатов имеется соответствующая сноска. Вот только высчитать в уме, сколько составит налоговый «привесок» к стоимости услуги, сможет разве что профессиональный бухгалтер. Репортаж о том, как приняли наш иск в трех московских судах, читайте в ближайших номерах «Новой газеты».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera