СюжетыОбщество

ЕС ВВОДИТ ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ ЗАЩИТЫ ПРАВ АВИАПАССАЖИРОВ

Этот материал вышел в номере № 64 от 01 Сентября 2003 г.
Читать
В Евросоюзе более миллиона авиапассажиров ежегодно оказываются «лишними»: придя на регистрацию с «правильным» билетом, обнаруживают, что места для них в самолете не осталось. Авиакомпании продают заведомо больше билетов, чем мест в...

В

Евросоюзе более миллиона авиапассажиров ежегодно оказываются «лишними»: придя на регистрацию с «правильным» билетом, обнаруживают, что места для них в самолете не осталось. Авиакомпании продают заведомо больше билетов, чем мест в самолете. По неведомой формуле бизнесмены от воздушного транспорта вычисляют, сколько человек все равно не явятся к регистрации. Зачем же терять доход?

Число «лишних» билетов росло, и отказы в посадке настолько вошли в практику, что проблема стала скандальной и ею занялись руководящие органы ЕС. В июле Европарламент после двух чтений принял законопроект, призванный защитить пассажиров от произвола перевозчиков. Он обязывает авиакомпании выплачивать пассажирам компенсацию в случае отмены рейса или переноса вылета на более позднее время. Для рейсов до полутора тысяч километров она составит 250 евро, от полутора до трех тысяч километров — 400 евро, для более дальних — 600 евро. «Отложенные» пассажиры получают бесплатное питание и размещаются в гостинице.

Закон предусматривает регулярную публикацию «черного списка» авиакомпаний, которые грешат продажей «лишних» билетов, задержками рейсов и другими нарушениями прав пассажиров. Осенью, после утверждения Советом ЕС, проект станет законом, правда, вступит в силу не раньше следующего лета. Решение Европарламента вызвало бурю откликов в европейских СМИ — как со стороны обиженных авиаперевозчиков, так и от тех граждан, которые имели печальный (или не очень) опыт. Несколько историй, рассказанных слушателями Би-би-си.

Петр из Узбекистана, собиравшийся улететь в пятницу вечером самолетом «Бритиш Эйр» (ВА) из Брюсселя в Манчестер, узнал у регистрационной стойки, что ему места нет, но можно вылететь тремя часами позже. Девушка на регистрации в качестве компенсации предложила бесплатный телефонный звонок в Великобританию и ваучер на 25 фунтов. Но представитель солнечной республики был настойчив, дошел до представителя авиакомпании, получил компенсацию наличными и улетел бизнес-классом.

Голландец Берт с тремя друзьями приехали в амстердамский аэропорт с билетами на рейс КЛМ до Бали. Но их в самолет не пустили из-за перезагруженности. Компания предложила каждому по 250 евро, на выбор бесплатно любой отель в Амстердаме с питанием и гарантированный вылет на следующий день. Компенсации хватило, чтобы оплатить четыре недели проживания на Бали. Опять же улетели бизнес-классом вместо экономического.

Британец Джон Эванс жалуется на «Америкэн Эйрлайнс» (АА). В результате регистрации на рейс Чикаго — Манчестер счастливчиков, получивших места, оказалось 230, а 50 оставались «за бортом». Компания бросила клич пассажирам, у которых время терпит, отказаться от полета в пользу более нуждающихся, предложив компенсацию в 500 долларов. Джон согласился, но был разочарован: вместо наличных получил ваучер на билет для полета в следующий раз.

А вот американец Али очень доволен, что «Бритиш Эйр» в извинение за задержку вылета на 24 часа дала ему ваучер на обратный билет из любой точки мира.

Больше всего жалоб на малобюджетные авиакомпании (EasyJet, Ryanair, Buzz, Virgin Express), предлагающие билеты порой вдвое дешевле традиционных. (В конце концов, конечно, отправят или деньги за билет вернут. Но потерянное время стоит дороже.)

Эти компании встретили европейский законопроект в штыки. Размеры компенсаций установлены одинаковые и для традиционных, и для дешевых авиаперевозчиков. Последние вынуждены будут поднять цены. Генеральный директор EasyJet Рей Уебстер считает новый закон дискриминационным, антирыночным. Пассажир должен иметь выбор, сознавая, что бесплатного сыра не бывает. Если дешевый билет, то и соответствующая степень риска возможных неудобств. Лучше публиковать не «черные списки», а сравнительные характеристики цены и качества услуг.

Для традиционных перевозчиков новый еврозакон ничего не меняет. КЛМ и «Люфтганза» и сейчас платят ваучером по 300 евро за отказ взять на рейс. Это на 50 евро больше, чем обязывает закон. По пятницам у регистрационной стойки рейса Дюссельдорф — Лондон всегда толпится с десяток «лишних». Компания платит им по 300 евро, но продолжает продавать «лишние» билеты.

Еврозакон будет обязателен только для авиакомпаний ЕС. Так что если вы купили билет на «Люфтганзу», то сможете требовать компенсацию за невылет. А «Аэрофлоту», видимо, придется уповать на соотношение цены и качества.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow