Сюжеты

ХОЖДЕНИЕ В ШКОЛУ НЕ ДОЛЖНО МЕШАТЬ ОБРАЗОВАНИЮ

Этот материал вышел в № 64 от 01 Сентября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В учебных заведениях страны вводят «управляемую демократию» и оборонно-спортивную специализацию Вход одной из самых известных московских школ украшает эта хрестоматийная марктвеновская фраза: «Хождение в школу не должно мешать моему...


В учебных заведениях страны вводят «управляемую демократию» и оборонно-спортивную специализацию
       

       
       Вход одной из самых известных московских школ украшает эта хрестоматийная марктвеновская фраза: «Хождение в школу не должно мешать моему образованию». И вроде бы в явном противоречии с тем, что сказано у заморского классика, почему-то сразу ясно, что именно здесь есть шанс получить достойное образование, здесь, где тебя не держат за дурака, где тебе понимающе улыбаются с порога.
       
       Перед новым учебным годом на радио— и телеканалах, в газетах и журналах пришлось много комментировать и обсуждать последние федеральные новации школьного образования: профильные классы, стандарты да и столичные инициативы: полный день и обязательность одиннадцатилетки.
       Много разных новаций, много разных вопросов, а ответ, по сути, — один. Все дело в атмосфере конкретной школы, в укладе ее жизни. Если школа притягивает ребенка, если здесь для него «учение с увлечением», тогда возможны и полезны самые разные новации — и профили, и полный день, и прочее. А если школа — казарма, а то и колония строгого режима, то какой уж тут «полный день», да еще и одиннадцатилетка? Лишь бы скорее ноги унести, ибо, как известно, чем меньше срок мотать, тем лучше.
       Кстати, о профилях. Министерство образования распространило для обсуждения учебные планы аж восьми профилей, которые предполагается ввести в 10—11 классах, чтобы наши старшеклассники могли выбирать, чему им учиться понемногу, а чему — на полную катушку. Каких только профилей там нет — и математический, и юридический, и технологический, и филологический, и даже оборонно-спортивный (?!).
       Хорошо, конечно, что хотя бы в самых старших классах, «на выходе», пробуют учесть интересы и склонности подростка. Но чем больше профилей — тем больше вопросов. Почему не вдвое меньше? Не втрое больше? И зачем вообще, ратуя за разнообразие и учет индивидуальных интересов и склонностей подростка, одновременно пытаться навязать эти самые индивидуальные интересы сверху? Почему не доверить это дело ему самому, его семье, его школе, которая знает интересы своих учеников и возможности своих учителей?
       Впрочем, школа не только дает багаж знаний — чемоданами (часто без ручки), школа — это еще и серьезная социальная адаптация. Потому идея сверху спускать школьнику его индивидуальный выбор — это только с одной стороны абсурд, нонсенс. А с другой стороны — это и есть «управляемая демократия», в условиях которой нашему подрастающему поколению, судя по всему, предстоит подрастать. Так что социальная адаптация — налицо.
       
       * * *
       Татьяна Михайлова, инициатор замечательного конкурса школьных изданий, по-моему, сама не ожидала такого обилия участников со всей страны и, главное, такого уровня газет и журналов. Это уже не та кустарная, гуашью по ватману, стенгазета «Сопли и вопли», за которую когда-то впервые (в седьмом классе) подвергся цензурным гонениям ваш покорный слуга. Сегодня школьная пресса — это профессиональный компьютерный дизайн по форме и редкая для нашей нынешней прессы независимость, если не сказать — отвязанность по содержанию. А независимое суждение о школьных порядках, учителях, директоре — это вам не критика премьер-министра страны. Это поопаснее.
       И разве школьная газета — это не профиль?
       Давно не чувствовал в театре такой энергии, такого драйва, такого счастья, которые переполняли сцену и зал академического театра им. Маяковского, когда там давали мюзикл «Эники-беники» московской средней общеобразовательной школы Сергея Казарновского, его уникального Класс-центра.
       А потом была встреча режиссеров школьных театров. Оказалось, такой профессии вообще не существует. По крайней мере в бумагах Минтруда.
       Но разве школьный театр — это не профиль?
       В Московском доме предпринимателя прошла выставка-ярмарка продукции школьных фабрик, фирм и корпораций в рамках движения «Достижения молодых», которое так весело и бесстрашно развивается благодаря энергии и авторитету академика Евгения Велихова.
       На этой ярмарке юные предприниматели ничего не дарили, только продавали, активно завлекая покупателя и рекламируя свой товар — от традиционных глиняных свистулек и деревянных шкатулок до компьютерных дисков-путеводителей по своим городам. Воспользовавшись участием в церемонии открытия, скупил там, наверное, пол-ярмарки.
       Разве эти школьные фирмы и фабрики, эти свистульки, такие неарбатские, теплые, настоящие, эти компьютерные программы — не профиль?
       Купил там еще и книжку стихов молодых поэтов из казанского лицея. Спросил у счастливых продавцов:
       — Это ваши стихи?
       — Да нет, что вы, мы сами стихов не пишем. И не очень в этом понимаем. Это ребята из нашего лицея пишут. Сейчас на книжный рынок трудно пробиться, тем более со стихами. Вот мы и решили им помочь, издать их и продвигать на рынок…
       Разве это не профиль? Писать стихи? Издавать? Приезжать в Москву «продвигать их на рынок»?
       Наверное, с точки зрения управляемой демократии — не профиль. Потому что в школьный театр, в школьную газету, в школьную фирму идут не по осознанной необходимости, а по любви. И работают там не столько уроков, сколько прописано в примерном учебном плане, а до ночи. И в выходные. И в каникулы.
       Кстати, а если тинейджер профессионально занимается спортом? Ему обязательно в этот профиль, который военно-спортивный? А в мирно-спортивный — нельзя?
       Министерство предложило обсудить и внести предложения. Обсуждаю. И предлагаю: ввести, помимо перечисленных в списке Минобра, еще и «альтернативные профили».
       Однако Ефим Рачевский, директор той самой школы, где висит марктвеновская цитата, известный образовательный стратег и тактик, посоветовал не обострять, не противопоставлять, не называть «альтернативными».
       Что ж, дело не в названии. Давайте, например, так: «неакадемические профили». Главное — понять, что школьные театры, газеты, фирмы да много чего еще — это не «дополнительное» образование, а самое что ни на есть основное, профильное.
       
       * * *
       На канале «Культура» запускают блистательный образовательный цикл. Золотусский — о Гоголе. Непомнящий — о Пушкине. Лотман — о русской культуре. Лет тридцать с хвостиком назад учился я в легендарной московской второй математической школе и ходил на факультатив Непомнящего о Пушкине.
       Такой у меня был в математической школе профиль — Пушкин.
       А мой однокашник Сережа Шугаров сидел ночами на крыше с подзорной трубой. И в 9-м классе открыл новую звезду, о чем сообщил тогда самый главный астрономический журнал. Такой у него был профиль — звезды открывать.
       И все потому, что такой был у второй матшколы уклад, такая атмосфера, такой директор — Владимир Федорович Овчинников. Он и сейчас там директор. Так может, наконец официально доверим ему самому вместе со своими второшкольниками определять, какие им нужны профили?
       

   
       P.S. Дорогие наши школьники! Вернувшись первого сентября из школы полного дня, отбыв весь положенный оборонно-спортивный профиль, вы еще успеете после захода солнца увидеть планету Марс на самом близком за последние десятки тысяч лет расстоянии. Так близко Марс не могли наблюдать ни Кеплер, ни Галилей, ни инки, ни египтяне. И даже в самый завалящий бинокль увидеть его полярные шапки. Марс будет гореть в ночи оранжевым немерцающим светом.
       Только учтите: в учебных планах министерства нет такого профиля — марсианского…
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera