Сюжеты

НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ — ИНФОРМАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ

Этот материал вышел в № 67 от 11 Сентября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Новый учебный год начался с обсуждения информатизации школы Сергей Монахов, ответственный секретарь Федерации Интернет Образования (ФИО), заместитель председателя Федерального совета по информатизации общего и начального профессионального...


Новый учебный год начался с обсуждения информатизации школы
       
       Сергей Монахов, ответственный секретарь Федерации Интернет Образования (ФИО), заместитель председателя Федерального совета по информатизации общего и начального профессионального образования Министерства образования РФ.
       С 26 августа по 12 сентября проходит Всероссийский августовский Интернет-педсовет, учредителями которого уже четвертый год являются ФИО и Министерство образования РФ. По словам заместителя председателя Правительства РФ Галины Кареловой, открывшей педсовет, «это мероприятие имеет огромное значение для жизни всей страны, несмотря на то, что оно носит виртуальный характер, его смело можно назвать педагогическим Давосом. Трудно представить, как бы могли обсудить множество серьезных вопросов при личной встрече — мы бы просто не смогли подобрать соответствующую аудиторию, чтобы вместить всех желающих».
       
       — Сергей Владимирович, чем отличается педсовет этого года от предыдущих?
       — Интернет-педсовет — большая научно-практическая конференция, ориентированная на обсуждение многочисленных проблем российского образования. Его проведение необходимо для обмена мнением и профессиональной оценки процессов, происходящих в системе российского образования.
       Августовский педсовет этого года официально посвящен влиянию информатизации на развитие российской школы. И если изначально педсоветы проводились накануне нового учебного года для того, чтобы преподаватели, родители, чиновники и эксперты смогли пообщаться с помощью форумов, телеконференций и «горячих линий», то, учитывая опыт прошлых педсоветов, мы решили, что нынешний педсовет будет идти круглый год. Сейчас педсовету дан своеобразный старт — большой массив встреч в Сети по заранее составленной программе. После этого все заинтересованные участники (а их несколько тысяч), в первую очередь учителя-предметники, смогут продолжать профессиональное общение на сайте педсовета — pedsovet.alledu.ru, а также на нашем сайте — www.fio.ru
       — А что делать тем учителям, у кого нет выхода в Сеть ни дома, ни на работе?
       — Те, у кого нет выхода в Интернет, могут участвовать в нем через любую из точек открытого доступа. Конечно, если такая есть неподалеку (список можно найти в органах управления образованием территории). Точка открытого доступа — это подключенный к Интернету компьютер в университете, библиотеке, институте повышения квалификации работников образования, школе, Интернет-кафе. Региональные центры ФИО, которых уже 39, традиционно являются точками открытого доступа. Кстати, еще одной тенденцией этого года стало появление «точек» в небольших городках и даже деревнях и селах.
       — А что необходимо сделать, чтобы Интернет пришел в каждую школу?
       — Сейчас, кроме федеральных программ компьютеризации и интернетизации школ, практически во всех регионах существуют свои программы подключения к Интернету, и, по нашим данным, 20—25% школ уже имеют Интернет. Техническое оснащение школ идет достаточно быстро: в 2001 году один компьютер приходилось делить в среднем 500 ученикам, сейчас его используют около 100—115 человек. Для того чтобы выйти на европейский уровень, требуется 220 тыс. одних компьютеров, не говоря уже о другой технике. По нашим оценкам, около 19 тыс. российских школ можно подключить с помощью организации «последней мили».
       Для реализации этого решения необходимо (включая стоимость оборудования и его установку) около 35 миллионов долларов. Поставить в школы компьютеры, подключить их к Интернету непросто (в первую очередь из-за больших затрат), но вполне возможно. Но ведь это не самоцель. Задача гораздо шире: обновить систему образования, повысить его качество. Значит, необходимо содержание, электронная «начинка». То, что принято называть цифровыми, или электронными, образовательными ресурсами.
       Для того чтобы в основном удовлетворить потребности школы в электронных образовательных изданиях и ресурсах, нужно не менее 250 миллионов долларов, тогда как в федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 — 2005 годы)» на эти цели выделено примерно 100 миллионов долларов.
       И, наконец, последний момент, но отнюдь не по степени значимости. Любые технологии, даже самые высокие, не работают без людей. Для внедрения и использования информационных технологий в образовании нужны технические специалисты, создающие технологии, их развивающие и поддерживающие, а также педагоги, эти технологии применяющие. Сегодня мы можем уверенно сказать, что «железо успевает за кадрами». 250 тыс. преподавателей, которых к 2006 году мы планируем обучить в центрах ФИО, придут на урок к детям, которые довольно неплохо общаются с компьютерами. Тогда перед ними, скорее всего, встанет проблема отсутствия электронных образовательных ресурсов. В стране нет пока инфраструктуры создания электронных ресурсов в этой области, а существующие в Рунете материалы плохо систематизированы.
       — Какие вы видите пути создания такой инфраструктуры?
       — Одним из таких путей является появление в стране сети Региональных Центров Дистанционного Обучения (РЦДО), которые создаются по заказу Министерства образования РФ в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 — 2005 годы».
       В 2002 году ФИО совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиПРО) выиграла конкурс Министерства образования РФ на создание 7 центров дистанционного обучения. В начале 2003 года центры РЦДО открылись в Воронеже, Великом Новгороде, Самаре, Ставрополе, Барнауле, Хабаровске и Красноярске. Летом 2003 года Федерация Интернет Образования выиграла конкурс, объявленный Министерством образования РФ, на создание до конца текущего года десяти РЦДО.
       Кстати, в конце августа мы с Минобром провели первый Всероссийский семинар-тренинг работников региональных центров дистанционного образования «Развитие сети дистанционного образования в России», ставший не только площадкой для обмена опытом, но и позволивший выработать общие подходы и методики обучения. В ходе работы семинара также выработана общая стратегия развития сети РЦДО.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera