Сюжеты

ДИНОЗАВРОВ ЮБИЛЕЙ

Этот материал вышел в № 67 от 11 Сентября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Примерно в это время 20 лет назад на свет появились «Алиса», «АукцЫон» и «Несчастный случай» Я верю, что динозавры важны. Они не просто прошлое, а этап эволюции. Моему брату — двадцать. Я считаю его маленьким. Он человек другого поколения...


Примерно в это время 20 лет назад на свет появились «Алиса», «АукцЫон» и «Несчастный случай»
       
       Я верю, что динозавры важны. Они не просто прошлое, а этап эволюции.
       Моему брату — двадцать. Я считаю его маленьким. Он человек другого поколения и формации.
       20 — это значит, что он не застал Олимпиаду и не видел мишку. Какой с ним может быть разговор!
       …А вот черепахи живут долго. Для них 20 лет — это еще ясли.
       Рок-группы — непонятное создание. Вроде бы это — как брак. Много ли 20 лет для супругов? Представьте, что вы 20 лет стираете чужие носки. Конечно, за такое время они станут родными. На самом деле большинство «бронзовых» (?) браков — привычка (вторая натура).
       А вот как это 20 лет в творчестве? Это вам не носки стирать, а ноты скреплять в выигрышные комбинации. 20 лет групповой любви со слушателем — это сложно. Надо любить и друг друга, и его (аудиторию то есть)…
       А аудитория будет любить? Через 20 лет любая рок-группа для одних станет их молодостью, для других — старыми козлами.
       Старые козлы — это те, кто боится ими быть. Те, кто чувствует новое время и старается под него подстроиться, потому что подсознательно думает: «Не буду современным — буду старым козлом». Кто не меняется — выживает.
       Мой брат мало уважает русскую музыку. «Алису» отвергает совсем, «АукцЫон» принимает как мэтров, «Несчастный случай» слушает весной, когда длинноволосые девочки с журфака выходят на охоту и он не знает, которую выбрать. Тогда братишка вспоминает, что в студенческом театре по соседству с каменной коробкой знаний 20 лет назад начинал свои выступления Леша Кортнев…
       Мой друг (из тех, кому за 35) рассказывал, что в его студенчестве Леша Кортнев скромно выходил на сцену и исполнял «капустные» спектакли. Пел про зеленое кудрявое либидо и про генералов, которые не дают ему спать. (Потом эта кустарная композиция стала гимном всех «зайцев от армии»…)
       Конечно, когда-то Леша повзрослел, «засветил» лицо в «Прорве», а голос — на больших площадках, но те, кто полюбил его тогда, так и остались любить (потому что парень вышел из самодеятельности), потому что думают: и сами могли бы так…
       Сейчас с самодеятельностью в МГУ туговато. Наверное, потому, что не верят. А может, для того, чтобы поверить, нужен новый Леша Кортнев.
       «АукцЫон» не поет «я сошла с ума», они просто исполняют так, что сразу понятно: действительно сошли. Зачем петь и надрываться, когда можно делать? Поставить много музыкантов-артистов на сцену, поместить там же Гаркушу, чтобы тряс собою и перкуссией, и вот вам — получите сумасшедший дом. А сумасшедший дом во всех веках актуален. Вот сейчас, например. Песни «АукцЫона» в наш новый век даже рекламщики для кондиционеров используют. Так и пишут: «Зимы не будет». И неважно, что по другому поводу. Сломаются инструменты — пойдут ребята в креативную контору работать. Потому что когда не подстраиваешься под действительность, она обязательно подстроится под тебя.
       Про «Алису» мой друг (тот, кому за 35) сказал так: «Хорош был Кинчев, когда был наркоманом. Теперь православный — не то». Я говорю: «Наркоманом — это в смысле когда «красное на черном», что ли?» Он говорит: «Ну да. Мы — в месте, но никто не знает, в каком». И заржал.
       А брат мой (которому двадцать) недавно анекдот рассказал: «Пошел Кинчев писать за угол, выходит, а у него все штаны забрызганы:
       — Костя, как это тебя так? — спрашивают прохожие музыканта.
       — Это ветер, — отвечает цитатой из себя популярный деятель».
       Брат смеется.
       А между прочим группе «Алиса» в этом году — 20 лет. Ровесники они с моим братом. А брат про них — анекдоты. Значит, в анналы вошли, то есть в историю.
       — Вошедшие в историю — священные животные. Таких даже поздравлять как-то неприлично, все равно как женщину — с пятидесятилетием или Путина. Потому что можно их как угодно — старыми козлами, динозаврами, говнорокерами, но когда про людей анекдоты — это, наверное, лучший памятник.
       Думаю, глупо желать «Несчастному случаю», «Алисе» и «АукцЫону» творческих успехов. Это как супругам после 20 лет свадьбы советовать завести очередного ребенка. Или как брату моему объяснять, что «Алиса» — крутые чуваки», и перед ним махать флагом с надписью: «Все это — рок-н-ролл». Все равно не поймет и пальцем покрутит. Он-то в 83-м только родился, а ребята уже делом занялись.
       Наверное, для музыкантов важно, чтобы им пожелали стать такими, как Пушкин. Или хотя бы как поручик Ржевский. Про этого уже давно забыли, кто такой. А анекдоты все ходят.
       
       Юлия САНКОВИЧ
     
       
       ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
       
       Константин Кинчев, «Алиса»:
       — Хочу поздравить с двадцатилетием всех сверстников по музыкальной профессии. Поздравляю от всей души и желаю того, чего они сами себе хотят. С «Несчастным случаем» у меня ничего общего, а вот с «АукцЫоном» мы начинали бок о бок. Мне кажется, желать творческих успехов группам с 20-летним стажем глупо. Если коллектив просуществовал столько, значит, это заведомо состоявшаяся команда.
       Лично мне отмечать 20 лет творчества немного грустно: я ощущаю старость. Интересно, как себя чувствуют коллеги-юбиляры? По-моему, в отличие от живых людей для творческой команды это далеко не молодость.
       
       Алексей Кортнев, «Несчастный случай»:
       — В последние годы немало групп перешагнули 20-летний рубеж: «Алиса», «АукцЫон», «Пикник», «Секрет», «Крематорий». Честно говоря, среди этих динозавров есть и переростки. Я считаю, многим рокерам давно пора уйти на заслуженный покой.
       Наши «одногодки» «АукцЫон» и «Алиса» — совершенно разные группы, и отношение к их творчеству у меня кардинально противоположное. «АукцЫон» — моя любимая группа. Мне нравится у них все — стихи, музыка, аранжировки. У меня есть коллекция всех их пластинок, иногда даже удается сходить на концерт. А «Алиса» не интересует меня ни в каких проявлениях. Почему — объяснить не могу. Это вопрос вкуса.
       Всем 20-летним я хотел бы пожелать не попасть под бремя ответственности, не пытаться нести этот флаг, крест, как хотите, просто потому, что нужно. Главное — не уронить честь и достоинство рок-н-ролла двадцатилетней выдержки. Ребята, надо поступать сообразно своим желаниям и возможностям. И не лениться.
       Действительно популярными в народе могут стать только те рок-произведения, которые можно запросто самостоятельно наиграть на гитаре или спеть а капелла на скамейке перед домом. А под компьютер, согласитесь, никто дома не поет. Хотя есть много примеров удачного использования «динозаврами электроники» — тот же БГ или Бутусов. Но эти люди написали столько песен, способных прожить гораздо больше 20 лет, что такие эксперименты на их репутации рок-гуру никак не отразятся.
       Мы всю жизнь играли музыку, требующую немало физических и энергетических затрат. И с возрастом стали понимать, что делать это становится все тяжелее. Хотя и я, и остальные музыканты «Несчастного случая» находимся в неплохой физической форме и на здоровье не жалуемся, прыгать и устраивать на сцене «слем», как 15 лет назад, нам, взрослым мужикам, уже как-то… неприлично. Пришло время трансформации.
       Если брать наши дни, то даже у самых успешных групп срок жизни сегодня ограничивается пятью-шестью годами. Потом они либо распадаются, либо просто тихо сходят с музыкальной орбиты.
       В течение последних двадцати лет наша страна прошла через передел и социальной, и политической культуры — через настоящую мясорубку. Если в ближайшее время не будет таких социальных катастроф, какая произошла с Советским Союзом, то через 20 лет будет сотня команд, отмечающих юбилей, а не 5—6, как сейчас.
       Вполне возможно, что некоторые группы, которые сегодня популярны, проживут очень долго. Например, «Би-2» или «Сплин». Срок жизни группы и уровень таланта — вещи не связанные. Очень большое значение играет личностный фактор, который чаще всего не имеет отношения к качеству музыки.
       Мы никогда не пытались вводить в группе единоначалие. У каждого музыканта «Несчастного случая» — свои обязанности и дела. К тому же все мы ведем активную общественную жизнь вне группы и не зацикливаемся на музыке. Наша группа собиралась медленно, все долго притирались друг к другу, находили общий язык. И до сих пор мы в первую очередь интересны друг другу как люди, а уж потом как музыканты.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera