Сюжеты

МИНИСТРЫ ОГОЛИЛИСЬ

Этот материал вышел в № 68 от 15 Сентября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Нам показали, что Швейцарию победила не Россия, а «Единая Россия» Собственно, и не новость никакая — давно известно, что спорт у нас исполняет обязанности национальной идеи и заменяет политику. Футбольный матч Россия — Швейцария уточнил...


Нам показали, что Швейцарию победила не Россия, а «Единая Россия»
       

    
       Собственно, и не новость никакая — давно известно, что спорт у нас исполняет обязанности национальной идеи и заменяет политику. Футбольный матч Россия — Швейцария уточнил формулировку: спорт служит политикам. Причем далеко не всем. И за наш счет…
       
       Вспомните эти объятия силовых министров Грызлова и Шойгу (они же по странному стечению обстоятельств — первые лица «Единой России»). Мы видели их на экране только чуть-чуть реже, чем автора трех голов Дмитрия Булыкина.
       Нет, конечно, в те первые минуты, когда от ноги Каряки мяч залетел в наши ворота, VIP-ложу не показывали в принципе — камеры неотрывно следили за происходящим на поле, иногда скользя по притихшим болельщикам и лысине судьи Калины.
       Навес Гусева, удар Булыкина — 1:1. На экране — ликующий форвард сборной России и… тут же крупный план трибуны VIP. Вернее, ее кусочек, где обнимались и воздевали руки к небу два министра, будто как минимум пас отдали они. Ну и, уж конечно, газон косили, команду тренировали, деньги на нее давали. В кадр, правда, еще пытались влезть председатель Госкомспорта Вячеслав Фетисов и очки олигарха Петра Авена, но не слишком успешно. (Мысленная благодарность за работу операторам и режиссеру трансляции Ольге Журовой — все было сделано в лучших традициях западного вещания: там тоже разок-другой показывают местный истеблишмент для обозначения значимости матча, подумалось мне тогда. Я ведь не знал еще, что министры станут главными героями матча.)
       Второй гол Булыкина — и вновь тот же кусочек VIPа с вышеуказанными персонажами и предметами. Подумалось: простим операторов и режиссера, ведь с момента предыдущего взятия ворот времени прошло не так уж и много — ну не успели подыскать более колоритных болельщиков среди тридцати тысяч, пришедших на стадион. А тут все-таки министры — и скачут.
       Хет-трик Булыкина… Стадион взрывается. Обалдевший форвард… И вновь знакомые до боли лица, очки Петра Авена, кусочек Колоскова — только план чуть подлиннее.
       Мостовой. Четвертый гол. Стоит повторять, что было дальше? Скажу, кого не было. Болельщиков, других — не VIP — практически не показывали. Ярцева показывали значительно реже, чем Грызлова и Шойгу.
       А потом были выпуски новостей, из которых абсолютно всем стало очевидно, что Дима Булыкин и Саша Мостовой в этом матче забить вообще не смогли бы, не будь над ними (на трибуне) смотрящих из «ЕдРа» в лице Бориса Грызлова и Сергея Шойгу.
       
       В нехорошее верить не хотелось — ну не мог главный канал страны так беззастенчиво гнать политическую рекламу. Может, действительно представители всех остальных партий, движений и министерств чихать хотели на успехи нашей сборной? А может, даже им мест не хватило или денег на билет?
       Попытался выяснить списочный состав VIP-ложи. Звоню в пресс-службу стадиона «Локомотив». Ответ: «Фетисов был, Грызлов был… Вообще-то это не «наша» игра… Обратитесь в Российский футбольный союз».
       РФС: «Н-у-у, этим занимались не мы, а Футбольное туристическое агентство». Девушка из ФТА была несказанно удивлена: «Да вы что! Мы на обычную VIP-ложу билеты продавали. А на «мягкую» (для суперVIPов) приглашения организовывал РФС».
       Опять РФС. Ответом стали длинные гудки, а потом — сообщение о том, что все, кто может что-либо сообщить, страшно и одновременно захотели есть.
       В результате специально проведенного расследования с опросом свидетелей из числа болельщиков, депутатов и журналистов нам стало известно, что «мягкий» (он же «красный») VIP — 5 рядов по 35 мест. Которые занимали: спикер Госдумы Геннадий Селезнев (баллотируется в Думу), бывший министр МПС Николай Аксененко, полпред президента Сергей Полтавченко, «вроде как был» мэр Москвы Юрий Лужков, президент РФС Вячеслав Колосков, вице-президент РФС, депутат Госдумы Валерий Драганов, уже упомянутые Авен и Фетисов. Всего — минимум 165 представителей российского истеблишмента, большую часть из которого установить не удалось.
       По свидетельствам очевидцев, которые не захотели, чтобы их имена упоминались где-нибудь и когда-нибудь, «мягкий» суперVIP был просто переполнен физиономиями весьма узнаваемыми и где-то даже любимыми народом.
       Но не физиономии не вышли лицами — кастинг осуществляли свыше. Кто?
       Вы знаете, это почти государственная тайна. Обычно разговорчивые пресс-атташе и референты, услышав вопрос, либо отказывались говорить вообще, либо советовали позвонить по двум-трем «мертвым» телефонным номерам, либо исчезали.
       В спортивной редакции ОРТ, узнав, что их беспокоят из «Новой газеты», и после небольших раздумий сообщили, что режиссер трансляции — Ольга Журова — в двухнедельном отпуске (ну так совпало). А главный редактор подойдет после 16.00. Телефон главного донес о том, что редактора не было и в 17.00, и в 18.00 — далее везде.
       
       Непонятно, что за секреты. Может быть, мы хотели просто похвалить тех, кто выстраивал кадры, — не каждый день увидишь объятия силовиков… Но в нашей похвале никто не нуждался, поскольку всем участникам данных событий было очевидно: триумф нашей сборной использовали как непрямую рекламу «Единой России» и скрытую политическую агитацию.
       Ну и ладно. Может быть, где-нибудь на керлинге покажут Жириновского? Сколько стоит-то?
       У-у… Этот вопрос оказался сложнее, чем подсчет высокопоставленных персон. Отдел рекламы ОРТ направил нас в коммерческое подразделение. Оттуда — в спонсорский отдел. Там на удивление быстро обозначили расценки: «Восемьдесят — девяносто тысяч долларов где-то… Позвоните минут через тридцать, я схожу в отдел рекламы (?!) — узнаю точно».
       Не знаю, что произошло с любезной девушкой по дороге, но через полчаса ее голос был подозрителен и угрюм: «А зачем вам это надо? Я ничего не знаю. Звоните в «Видеоинтернэшнл».
       «Видеоинтернэшнл» отказался погружать нас в тонкости рекламного бизнеса и отделался общим прайс-листом, согласно которому сотрудники ОРТ нас просто обманули: стоимость минуты коммерческого показа на Первом канале во время трансляции матча — то есть с 19.55 и до 22.00 — колеблется от 99 600 до $132 000. (Цена действительна с 1 сентября 2003 года.)
       Считаем. «Рекламный ролик» «Грызлов и Шойгу обнимаются на футболе» был разбит на несколько частей плюс вставки в новостные программы, общий хронометраж — минута-полторы. Добавим коэффициент на эксклюзивность (право вещания было практически только у ОРТ), имиджевый и скрытый характер рекламы — итого примерно 300 000 долларов. В такую сумму обошелся бы «Единой России» этот футбольно-политический праздник.
       Но почему-то кажется, что никто ОРТ не платил. Канал-то даром что общественный, а по существу — государственный, как и партия с ее лидерами. Заплатили мы — болельщики, наблюдая помимо футбола еще и грандиозную пиар-акцию «Единой России». Кстати, 300 000 долларов тоже могли быть нашими, ведь канал общественный как-никак.
       И еще почему-то стало обидно… Не из-за денег, а как-то вообще…
       
       Руслан ДУБОВ
     
       
       МНЕНИЕ
       Александр АСМОЛОВ, доктор психологических наук:
       — Природа подобного воздействия близка к известному в психологии эффекту двадцать пятого кадра. Вы смотрите «Ромео и Джульетту», а вам говорят: «Идите покупайте памперсы». И вы, не отдавая себе в этом отчета, после просмотра фильма обнаруживаете себя покупающим памперсы.
       Тот же самый эффект: вы неожиданно обнаруживаете, что хотите голосовать за Шойгу или Грызлова. В ваше подсознание вводятся эти фигуры как образы безусловных лидеров.
       Такие трансляции так или иначе связаны с психотехнологиями. Любая аудитория болельщиков — это аудитория, подверженная внушениям. Болельщики, даже за телевизорами, превращаются в особого рода группу — толпу. А толпа всегда подвержена внушению. Абсолютно не имеет значение, выигрыш это сборной или проигрыш. Политик в любом случае не остается незамеченным.
       
       
       КОММЕНТАРИИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ
       Лилия ДУБОВАЯ, пресс-секретарь Бориса Немцова:
       — Идет активное использование административного ресурса. И это естественно для «партии власти». Чего от нее еще ждать? Но пусть это останется на совести Грызлова и Шойгу. Мы не будем комментировать ситуацию — это слишком мелочно. СПС со своей стороны не будет ни в суд подавать, ни какие-либо меры предпринимать. У нас есть для этого господин Вешняков.
       Игорь АРТЕМЬЕВ, заместитель председателя партии «ЯБЛОКО»:
       — Использование административного ресурса «партией власти» — это в рамках привычного. Вы посмотрите наше телевидение — по всем каналам одни и те же лица.
       Мы очень рады, что господа Шойгу и Грызлов активно болели за российскую команду, но на матче были и представители «ЯБЛОКА» — они-то в кадр не попали. Может быть, потому, что были не в правительственной ложе, а среди болельщиков. Мы считаем, что это, несомненно, политическая реклама. Просто режиссер получил команду от руководства, кого следует снимать, а кого нет.
       На Первый канал в суд подавать не собираемся. Если бы это выходило за рамки привычного, тогда стоило бы.
       Валерий ГАЛЬЧЕНКО, первый заместитель председателя Народной партии:
       — Случайным наведение камер на место, где сидели Грызлов и Шойгу, не могло быть. Это скрытая политическая реклама. И это не единственный случай. Недавно по ОРТ прошел фильм («Пейзаж перед битвой». — Ред.), в нем внятно и подробно рассказали о нескольких политических партиях. По какому принципу отбирали именно эти партии? Заметьте, это не самые массовые партии. Не все из них даже представлены в парламенте. Если не будут показаны сюжеты обо всех остальных сорока претендующих на победу партий, у нас есть основания требовать представить нам аналогичное эфирное время.
       То же самое и с футбольным матчем. Мы не можем потребовать повторения матча, чтобы в этот раз в кадре были мы. Но мы будем требовать предоставления аналогичного времени в эфире.
       Анатолий ЛУКЬЯНОВ, член ЦК КПРФ:
       — Кроме матча, в тот день по Первому каналу прошла передача, напрямую связанная с предвыборной агитацией за «Единую Россию», — «Пейзаж перед битвой». Коммунистов показали в карикатурном плане, через призму дома престарелых. Правых показали на ипподроме как сильных, рвущихся в скач, в бой лошадей. А потом были показаны центристы как партия успеха на фоне молодых девушек и так далее. Это прямое нарушение закона, который разрешает агитацию за 40 дней до выборов. И прямое нарушение того соглашения, которое подписали в Манеже.
       Что касается трансляции футбольного матча — то же самое использование скрытой политической рекламы. За это хорошо платят, и далеко не всегда деньгами олигархов, а часто деньгами государства. К слову, обратите внимание — сам руководитель нашего спортивного движения Вячевлав Фетисов признается в том, что он поддерживает только «Единую Россию».
       Марат ГЕЛЬМАН, заместитель генерального директора ОАО «Первый канал»:
       — Указаний режиссерам сюда снимать, а сюда не снимать не было. Спортивная редакция вообще, наверное, об этом и не думала. Хотела показать людей узнаваемых. Может быть, там других, кроме Грызлова, Шойгу, не было. Каких-либо ограничений для операторов тоже нет. Это была, наверное, какая-то неосмысленная вещь.
       Я вообще считаю, что новый закон «Об избирательных правах…» в части освещения кампании в СМИ приведет к разным курьезам и смешным вещам. По этому закону журналист не имеет права высказывать свое собственное мнение — он должен уделять абсолютно одинаковое время, предоставлять одинаковую газетную площадь всем участникам кампании. Это попытка забрать у журналиста право высказываться. Если глупость возведена в закон, она не перестает быть глупостью.
       Что касается «Пейзажа перед битвой», на который уже обижаются, я надеюсь, что кто-то обиделся. Потому что это было особое видение автора.
       Если подадут в суд, будем судиться. Но я не думаю, что кто-то будет судиться с Первым каналом. Это глупо. Для политических партий — опасно. Нас невыгодно иметь в своих врагах.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera