Сюжеты

ЦЕНА ПРЕКРАСНОГО МГНОВЕНЬЯ

Этот материал вышел в № 69 от 18 Сентября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Парад 1956-го» Льва Бородулина. Цена — 3 тысячи $. Галерея братьев Люмьер Сколько человек в России увлекается фотографией и снимает старенькими «Зенитами», «ФЭДами», «Сменами» и импортными простыми «мыльницами»? Миллион, десять миллионов...


«Парад 1956-го» Льва Бородулина. Цена — 3 тысячи $. Галерея братьев Люмьер
       
       Сколько человек в России увлекается фотографией и снимает старенькими «Зенитами», «ФЭДами», «Сменами» и импортными простыми «мыльницами»? Миллион, десять миллионов человек? Большинство кадров из отснятых километров фотопленки оседает в семейных архивах, но многие пейзажи, репортажи и студийные фото, выходящие из кодаковских печатных машин в супермаркетах и сельских магазинах, являются произведением искусства и могут быть проданы за неплохие деньги. Мы все узнали про места, где фотохудожникам назначают цену…
       Мировой фоторынок начал развиваться более 20 лет назад с возникновением массовой моды на фотографию. Говоря о рынке, мы имеем в виду отлаженный экономический механизм, а не случайные покупки и клан коллекционеров. Сейчас в этом секторе артбизнеса задействованы серьезные суммы. Пиковый пример — в прошлом году работа начала двадцатого века фотографа Ман Рэя была куплена Центром Помпиду за миллион долларов.
       
       Ольга СВИБЛОВА, директор Московского дома фотографии:
       — Первая российская фотогалерея «Школа» Ирины Меглинской была открыта в конце 80-х годов, просуществовала недолго, но сделала очень много. «Школа» была пионером открытого современного фотографического рынка в России — реально торговала, что важно, современной русской фотографией. Бабич, Безукладников, Савельев, Мухин — это все открытия «Школы», и об этом надо помнить.
       Начиная с 1999 года мы наблюдаем появление специализированных фотогалерей и фотовыставок — их ничуть не меньше, чем в европейских столицах. Фотогалереи, выставки, биеннале МДФ, безусловно, стимулируют рынок. На крупные выставки в Дом фотографии приходят до 50 тысяч человек в месяц. Логично, если что-то людям захотелось купить и они отправились в галереи.
       Серьезные отечественные коллекционеры, в чьих собраниях имеются работы Хельмута Ньютона и Анри Картье Брессона, постепенно проявляют интерес к работам современных российских фотографов. Они чувствуют перспективы рынка и рост цен на наших авторов в обозримом будущем.
       
       Дмитрий БУТУЗОВ, директор фотогалереи «Глаз»:
       — Наши топовые авторы — Владимир Мишуков, Сергей Борисов, Игорь Мухин, Глеб Косоруков — стоят 700—1000 $. Илья Кейтельгиссер, Александр Тягны-Рядно, Сергей Агафонов уходят за 400—600 $. Серия «Гуммиарабик» основателя петербургского неоакадемизма Тимура Новикова — 1000 $ за работу.
       К нам ходят коллекционеры. Антон Табаков приобрел несколько недешевых работ французского фотографа моды Лилиан Бассман. Бывает Юлия Бордовских. Адвокатские и дизайнерские бюро — наши постоянные клиенты. Я лично видел, как быстро и успешно заключаются сделки в офисе, оформленном огромными фотографиями Сергея Бурасовского, изображающими красные движущиеся паровозные колеса.
       
       Мария Анатольевна ШАЙХЕТ-ЖОТИКОВА, директор галереи «ФотоСоюз» при Союзе фотохудожников России:
       — Мы продаем в основном произведения классиков советского периода — Марка Маркова-Гринберга, Михаила Савина, Бориса Игнатовича, Георгия Липскерова, Георгия Петрусова, Михаила Прехнера, Марка Редькина, Якова Рюмкина, Александра Устинова, Евгения Халдея, Аркадия Шайхета, Ивана Шагина, Сергея Шиманского. «ФотоСоюз» занимается только новой печатью с авторских негативов. Средняя цена отпечатка размером 30х40 см составляет 250$.
       Фотография во всем мире — это произведение искусства, обеспечивающее хорошее вложение денег. Винтаж — на фотографическом сленге ранний авторский отпечаток — интересен в первую очередь коллекционерам и способен обеспечить надежность сделанных в него вложений. Но не все знают, что винтаж нежелательно использовать в интерьере. Его как редкий эстамп или гравюру надо хранить в коробке, для того чтобы потом выставить в музейной экспозиции или на аукционе.
       Современный тиражный отпечаток, который предлагает «ФотоСоюз», стоит во много раз дешевле. При этом его можно смело использовать в любых интерьерах, и не исключено, что через 50 или 100 лет он будет такой же редкостью, как оригиналы начала ХХ века.
       
       Анатолий ЗЛОБОВСКИЙ, куратор галереи «Артколлегия»:
       — Наши клиенты — западные специалисты, работающие в Москве и живущие неподалеку от галереи в районе Арбата. Иностранцы уже довольно давно признали фотографию как самостоятельный вид искусства. Вторая группа — дизайнерские бюро, оформляющие интерьеры. В последнее время интерьер покупают вместе с фотографией. Если говорить о бизнесе, это прекрасно — галерист получает крупный заказ и моментальные деньги. Но с точки зрения искусства это плохо, потому что для фотографии унизительно отношение как к цветовому пятну, подобранному к обоям. Теряется игра, необходимая в общении с предметом искусства. А потому приравненная к подушке фотография не может стоить больше 200 $. Третья группа покупателей — наши соотечественники в пике своей жизненной активности, имеющие опыт знакомства с мировой культурой.
       Мы продаем только современную фотографию — я должен поддерживать ныне живущих авторов. У нас можно познакомиться с работами Александра Китаева, Надежды Кузнецовой, Андрея Чежина, Олега Фурсова, Игоря Потоцкого и некоторых других. Работаю с теми, в ком субъективно чувствую искру Божию.
       Мои цены адекватны европейским — моя линейка держится от 200 до 700 $. 600—700 $ стоят работы Андрея Чежина.
       Я знаю, что даже за 200 $ фотографию купит далеко не каждый. И на сегодняшнем этапе моя задача — научить людей понимать и любить фотографию, я провожу много выставок. А нашим нынешним покупателям мы предоставляем бонусы за то, что они первые.
       
       Наталья ГРИГОРЬЕВА, директор фотогалереи имени братьев Люмьер (ЦДХ):
       — Мы торгуем модным искусством со знаком качества, а в ЦДХ люди как раз приходят потреблять искусство. Наша специализация — авторские отпечатки, винтаж. На старинное и уникальное всегда есть спрос. Александр Родченко, Эль Лисицкий, область поиска — коллекционеры. В их случае речь идет о 800 $ за неизвестные работы.
       Сложную ситуацию атрибутирования в России спасают наследники. У Аркадия Шайхет, Якова Халипа, Евгения Халдея, Бориса Игнатовича есть дети и внуки, и атрибуцией работ своих предков занимаются они.
       Мой любимый автор — фотограф «Огонька» 50 — 60-х годов Лев Бородулин, самый дорогой и самый продаваемый русский автор из ныне живущих, в этом году ему исполнилось 85 лет. Он работал с Бальтерманцем, у них была одна лаборатория, и это не прошло бесследно. Многие кадры стали культовыми, такие, как «Парад 56-го». Аукционная цена — 1,5—3 тысячи долларов. За пиковую цену ее купил Билл Клинтон в Белый дом в 96-м.
       Мой клиент — успешный человек, которому надоело радовать себя расхожими атрибутами благосостояния, и он решил вкладывать деньги в антикварные вещи. Чтобы образовать и убедить клиента, я достаю каталоги «Сотби», «Кристи», «Свана» и показываю, что вот эта конкретная работа, которая висит у меня на стене, на «Сване» стоит на 30—40 процентов дороже, чем у меня. Это действует.
       Мои личные симпатии лежат в сфере репортажа. Репортаж — король фотографии. Но если говорить о фотографии художественной, то это Сергей Конюхов, Дима Донской, Владимир Клавихо, которых я представляю.
       Клавихо хорошо продается — цена на его работы колеблется от 400 долларов за маленькую работу до 1500—2500 $ за большую, и за эту цену они уходят нечасто. Донской стоит от 350 до 700 $, для молодого художника это не так мало при тираже 10—15 экземпляров.
       Есть фотографы, которые продаются сами, — тот же Клавихо, или фотожурналист Юрий Абрамочкин. Но мне клиент больше верит. Фотографу сложнее, потому что он считает себя безусловно талантливым, а клиент должен решить это сам, поэтому необходим посредник.
       Самое главное — чтобы когда моих авторов настигла настоящая слава, они были все еще готовы много работать.
       
       Суммируя откровения галеристов, ясно, что фоторынок — молодое явление и развивается он быстро. Любой человек, владеющий фотокамерой, проявив толику трудолюбия и целеустремленности, сможет прокормить семью своим любимым занятием. И даже ваши семейные архивы, вовремя сданные на хранение, через сто лет обязательно принесут доход вашим потомкам.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera